УИД № 44RS0009-01-2022-000051-17
производство № 2-71/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Пыщуг 18 апреля 2022 года
Павинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Бессонова Д.А. при секретаре Кокшаровой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокоповой Е.Н. к администрации Пыщугского сельского поселения Пыщугского муниципального района Костромской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
установил:
Прокопова Е.Н. обратилась в суд с указанным иском, с учетом уточнения просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на квартиру № ___ в доме № ___ по улице ... Пыщугского района Костромской области.
Исковые требования мотивированы тем, что истец проживает в указанной квартире на основании договора социального найма, ранее в приватизации не участвовал. Иск о выселении из жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением к истцу не предъявлялся. Иные лица на жилое помещение не претендуют. 22.12.2021 Прокопова Е.Н. обратилась в администрацию Пыщугского сельского поселения с заявлением о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Решением от 28.12.2021 ответчиком отказано в передаче жилого помещения в собственность истца. Данное решение истец считает незаконным.
В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В предварительном судебном заседании Прокопова Е.Н. пояснила, что вместе с семьей переехала в с. Пыщуг в "__"__ году. Семье была предоставлена спорная квартира по договору социального найма, на тот момент дом требовал капитального ремонта. Фактически семья истца въехала в квартиру после проведения ремонта в "__"__ году.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявил о признании исковых требований.
В предварительном судебном заседании представитель ответчика – глава Пыщугского сельского поселения Пыщугского муниципального района Костромской области Игнашов О.В. пояснил, что спорная квартира с момента постройки дома находилась в собственности муниципальных организаций: МУП ЖКХ, МП «Коммунальник». В результате реорганизации данных организаций документы на квартиру были утрачены, в реестр на передачу в собственность Пыщугского сельского поселения не включена. В настоящее время спорная квартира в казне сельского поселения не находится. В связи с этим истцу было отказано в передаче квартиры в собственность.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 1 Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Статьей 2 Закона установлено, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 18 Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.Как следует из разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ в пункте 4 Постановления от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Судом установлено, что дом № ___ по улице ... был построен в "__"__ году ... (Пыщугской ...). Постановлением главы администрации Пыщугского района Костромской области от 05.05.1993 № 124 указанный дом передан ПО ЖКХ. Распоряжением главы самоуправления Пыщугского района от 24.06.2002 № 129 одна квартира в указанном доме общей площадью ... кв.м. (номер квартиры не указан) передана из казны района на баланс МУП «Коммунальник», деятельность в настоящее время фактически не осуществляющего. Спорная квартира в перечне муниципального имущества не значится, право на нее за кем-либо не зарегистрировано.
"__"__ года квартира по адресу: ..., - была предоставлена Прокопову ... на семью из 3 человек в порядке, установленном действовавшими на момент предоставления жилого помещения нормативными актами. "__"__ между МП «Коммунальник» и Прокоповой Е.Н. заключен договор социального найма в отношении спорной квартиры. В период с "__"__ по "__"__ истцу начислялась плата за наем жилого помещения и коммунальные платежи. 22.12.2021 Прокопова Е.Н. обратилась в администрацию Пыщугского сельского поселения с заявлением о передаче спорной квартиры в собственность истца. Письмом от 28.12.2021 в передаче квартиры в собственность Прокоповой Е.Н. отказано в связи с отсутствием прав муниципального образования на квартиру.
Данные обстоятельства подтверждаются актом приемки дома, постановлением главы администрации Пыщугского района Костромской области от 05.05.1993 № 124, постановлением главы администрации Пыщугского района Костромской области от 21.08.1995 № 231 (л.д. 44), договором социального найма жилого помещения (л.д. 6-9), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 10-12), заявлением о передаче квартиры в собственность истца (л.д. 13-14), выпиской из лицевого счета АО «ЕИРКЦ» (л.д. 15), письмом от 28.12.2021 (л.д. 16), сведениями архивного фонда Пыщугского муниципального района.
При таких обстоятельствах спорную квартиру следует признать муниципальной собственностью, подлежащей передаче в собственность Пыщугского сельского поселения Пыщугского муниципального района Костромской области в соответствии с Законом Костромской области от 22.11.2005 № 332-ЗКО «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований со статусом «Городское поселение», «Сельское поселение» в Костромской области».
Препятствия, предусмотренные законом, для передачи спорной квартиры в собственность Прокоповой Е.Н. в порядке приватизации, судом не установлены.
Факт регистрации права муниципальной собственности либо отсутствие таковой не может являться основанием для отказа истцу в реализации своего права на приватизацию жилого помещения.
Исковые требования подлежат удовлетворению.
Поскольку администрация Пыщугского сельского поселения освобождена от уплаты государственной пошлины в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственная пошлина, уплаченная Прокоповой Е.Н. при обращении в суд, в размере 3000 рублей, подлежит возвращению истцу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Прокоповой Е.Н. удовлетворить.
Признать за Прокоповой Е.Н. в порядке приватизации право собственности на квартиру общей площадью ... кв.м., кадастровый номер ___, расположенную по адресу: ....
Возвратить Прокоповой Е.Н. государственную пошлину, уплаченную по чеку-ордеру от "__"__, в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Костромской областной суд через Павинский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Д.А. Бессонов