Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-10460/2020 от 04.09.2020

Судья: Захаревская М.Г. Гр. дело № 33-10460/2020

(Гр. дело № 2-535/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 октября 2020 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Елистратовой Е.В.,

судей – Маликовой Т.А., Шельпук О.С.

при секретаре – Моревой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Тольятти на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 марта 2020 года, которым постановлено:

«Иск Морозова В.А. – удовлетворить.

Уточнить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 608 кв. м., в соответствии с уточненными координатами характерных точек, указанными в заключении кадастрового инженера:

Сведения о характерных точках границ земельного участка с кадастровым номером

Обозначение характерных точек границы

Координаты, м

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Настоящее решение является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером »,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маликовой Т.А.,

УСТАНОВИЛА:

Морозов В.А. обратился в суд с иском к Администрации г.о. Тольятти об уточнении местоположения границ земельного участка, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. В результате проведения кадастровых работ кадастровым инженером ФИО1 подготовлен межевой план на спорный земельный участок. В октябре 2019 года межевой план сдан в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области. 16.10.2019 г. по указанному заявлению получено уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета, в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Как следует из акта согласования местоположения границ его (истца) земельного участка, имеющегося в материалах межевого плана, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером определено по существующим, сложившимся границам, являющимся одновременно границами смежных земельных участков. Споров по границам нет, права смежных землепользователей не нарушены. Конфигурация земельного участка по сравнению с его конфигурацией по материалам инвентаризации садового – товарищества отряд <данные изъяты> от 22.12.1992 г. изменилась, но не существенно. Несущественное изменение конфигурации произошло в связи с тем, что граница земельного участка определялась на местности по его фактическому использованию, по сложившимся на местности границам земельного участка в виде искусственного ограждения (забор) с учетом топографической ситуации, а также во избежание вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, границы земельного участка были сведены с границами смежных земельных участков.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд уточнить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 608 кв.м., в соответствии с уточненными координатами характерных точек, указанными в заключении кадастрового инженера. Указать, что решение суда является основанием для уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером .

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации г.о. Тольятти просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В заседании судебной коллегии представитель Морозова В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.

В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В силу ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п.10)

В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, в том числе на основании карты-плана территории, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона).

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч. 1).

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (ч. 2).

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (ч. 3).

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1).

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ (ч. 2).

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (ч. 5).

Из материалов дела следует, что в ноябре 1992 г. Морозову В.А. на выдано свидетельство о праве собственности на землю в <данные изъяты>, площадью 400 кв.м.

19.11.2005 г. земельный участок поставлен на кадастровый учет. Участку, площадью 400 кв.м., присвоен кадастровый .

10.08.2017 г. за Морозовым В.А. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 400 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 03.08.2017 г. и свидетельства о праве собственности на долю в общем совместном имуществе супругов от 03.08.2017 г.

В октябре 2019 года истец обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 608 кв.м.

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 16.10.2019 г. истец извещен о приостановлении государственного кадастрового учета указанного земельного участка в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: межевой план по содержанию не соответствует требованиям ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ.

Поскольку границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, истец обратился к кадастровому инженеру ФИО1

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО1 от 13.11.2019 г., координаты характерных точек границы земельного участка истца были определены геодезическим способом с использованием высококачественного сертифицированного оборудования, которое позволяет определить положение межевых знаков с инструктивной точностью и выше. Граница земельного участка определялась на местности по его фактическому использованию и согласована с соседями. Площадь спорного земельного участка была определена с нормативной точностью и составила 608 кв.м. Согласно сведениям ЕГРН площадь уточняемого земельного участка 400 кв.м., в данном случае она уточнилась на 208 кв.м. больше, что не превышает предельный допустимый минимальный размер земельного участка (согласно разработаннами в данной территории Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти в территориальной зоне для садоводства и огородничества минимальный размер 300 кв.м., максимальный – 1000 кв.м.). Исходя из чего видно, что отдельный самостоятельный земельный участок площадью 208 кв.м. образовать невозможно. Участок площадью 608 кв.м. сформирован в фактически освоенных границах, существующих на местности более 15 лет и закрепленных с использованием объектов искусственного происхождения (забор, ограждение), позволяющее определить местоположение границ земельного участка. Иного графического материала получить не представляется возможным. Граница уточняемого земельного участка от т. н4 до т. н5, от т. н6 до т. н1 граничит с землями (земельными участками) общего пользования, не подлежит согласованию по следующим основаниям: в соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на предусмотренных Земельным кодексом РФ видах прав на землю. В соответствии с ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности, и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Данными законами является в первую очередь вышеуказанный Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ. Следовательно, земельным участком может быть признан именно земельный участок, т.е. объект недвижимого имущества, учтенный в ГКН, либо по результатам межевания, либо в качестве ранее учтенного, с границами, подлежащими уточнению при межевании. Земли общего пользования не являются земельными участками. С собственниками земельных участков т. н1 - н1 (КН ), с т. 2 - т. н4 (КН ), с т. н5 - н6 (КН ) согласовано в индивидуальном порядке. С т. н1 - т. 2 (КН ) согласование не требуется, так как земельный участок прошел государственный кадастровый учет. Результат согласования местоположения границ оформлен кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Таким образом, общая площадь земельного участка с кадастровым номером , подлежащая оформлению, составляет 608 кв.м.

Оценив представленные в дело доказательства, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что межевой план, подготовленный кадастровым инженером ФИО1, соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе, в части определения местоположения границ земельного участка.

Поскольку споров по границам не имеется, права смежных землепользователей не нарушены, площадь уточняемого земельного участка не превышает предельный допустимый минимальный размер, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Морозова В.А. об установлении местоположения границ земельного участка.

Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация г.о. Тольятти не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, является несостоятельным, поскольку земельный участок истца граничит с землями общего пользования, границы земельного участка истца согласованы смежными землепользователями, споров по границам не установлено.

Согласно ч.3 ст.6 ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества без создания товарищества, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе самостоятельно взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

На основании п.3 ч.3 ст.39 ФЗ «О кадастровой деятельности», согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование).

На основании п. «в» ч.1 ст.23 Устава г.о.Тольятти, структуру органов местного самоуправления составляет администрация городского округа Тольятти - исполнительно-распорядительный орган городского округа.

На основании ст.37 Устава г.о.Тольятти, к компетенции администрации относится, в т.ч.: исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения городского округа в соответствии с федеральными законами, законами Самарской области, нормативными правовыми актами Думы и постановлениями и распоряжениями администрации; исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Самарской области; управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в соответствии с действующим законодательством и порядком, определенным Думой.

Доводы жалобы о том, что законные основания для приобретения дополнительного участка площадью 208 кв.м. у истца отсутствуют, судебной коллегией отклоняются.

В результате проведенных кадастровых работ площадь земельного участка с кадастровым номером составила 608 кв.м., площадь увеличена на 208 кв.м., что не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.о. Тольятти от площади земельного участка по сведения ЕГРН. Границы земельного участка не изменялись более 15 лет.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, о необоснованном удовлетворении заявленных исковых требований, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, изложенными в оспариваемом судебном постановлении, вместе с тем, не свидетельствуют о существенных нарушениях норм действующего законодательства. Само по себе, несогласие ответчика с произведенной судом оценкой доказательств не является основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не свидетельствует о неправильности изложенных в решении суда выводов.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о. Тольятти – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-10460/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Морозов В.А.
Ответчики
Администрация г.о.Тольятти
Другие
ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области
СТ 3-я Яблоневая
Степанова Г.В.
Нестерова Н.Н.
Жинь Э.И.
Адестов Н.Б.
Управление Росреестра по Самарской области
Степанов В.Г.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
04.09.2020[Гр.] Передача дела судье
23.09.2020[Гр.] Судебное заседание
07.10.2020[Гр.] Судебное заседание
27.10.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее