судья 1 инстанции: Головченко С.О. Дело №21-472/2023
дело 1 инстанции: №12-64/2023
РЕШЕНИЕ
12 сентября 2023 года город Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием представителя территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю по Восточному Крыму Синяговского С.С., жалобу главы Администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Радченко Ольги Ивановны на решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 24 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю по Восточному Крыму – заместителя главного государственного санитарного врача по городским округам Керчь, Феодосия, Судак, по Кировскому и Ленинскому районами Республики Крым Касьяновой С.А. №14-14 от 16 мая 2023 года должностное лицо – глава Администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Радченко Ольга Ивановна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Керченского городского суда Республики Крым от 24 июля 2023 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным постановлением и решением суда, глава Администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Радченко О.И. подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просила принятые акты отменить, применив положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности административного правонарушения с объявлением устного замечания. Указывает, что до вынесения постановления о привлечении к административной ответственности между Администрацией Калиновского сельского поселения и индивидуальным предпринимателем Трубенок А.Н. заключён договор №10/23 оказания услуг по обустройству контейнерных площадок для сбора ТКО, расположенных в селе Калиновка по улицам Специалистов, д. 20, Горького, д. 53 и Кубанская, д. 73, с устройством на этих площадках твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения. Данный договор исполнен в полном объёме, что подтверждается актом-передачи выполненных работ, о чём было сообщено должностному лицу Роспотребнадзора в письменном ходатайстве, которое оставлено без внимания.
В судебное заседание Радченко О.И. не явилась, извещалась надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляла, её явка в суд обязательной не признавалась, в связи с чем, является возможным рассмотрение дела в её отсутствие.
Представитель территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю по Восточному Крыму по доверенности – Синяговский С.С. считал решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Выслушав явившегося участника процесса, исследовав материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, что влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Статьёй 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно пункту 1 статьи 22 названного закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьёй 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно пункту 1 которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
В силу пункта 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 Правил №1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Из материалов дела следует, что в период времени с 01 по 31 марта 2023 года Прокуратурой Ленинского района Республики Крым осуществлялись надзорные мероприятия с целью оценки исполнения органом местного самоуправления требований федерального законодательства в области обращения с отходами.
При проведении выездного обследования муниципального образования Калиновское сельское поселение Ленинского района Республики Крым 03 марта 2023 года установлено, что находящиеся в собственности МО контейнерные площадки по адресам: Республика Крым, Ленинский район, село Калиновка, улицы: Специалистов д. 20, Горького д. 53, Кубанская д. 73, не соответствуют требованиям действующего законодательства: в нарушение пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 не имеют твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения.
Обстоятельства совершения административного правонарушения и виновность должностного лица - главы Администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Радченко Ольги Ивановны подтверждаются совокупностью доказательств, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 марта 2023 года (л.д. 27-30); объяснениями самого должностного лица Радченко О.И., из которых усматривается, что в декабре 2022 года в расходной части бюджета Калиновского сельского поселения на создание новых и обустройство имеющихся площадок накопления ТКО были предусмотрены 390 тысяч рублей, из них на обустройство площадок накопления ТКО – 120 тысяч рублей (л.д. 32-33); представлением об устранении выявленных нарушений, выданных заместителем прокурора Ленинского района Республики Крым Попова А.С. (л.д. 38-42); ответом главы Администрации Калиновского сельского поселения Радченко О.И. на требование от 03 марта 2023 года (л.д. 44), а также иными доказательствами.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, судья городского суда пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица - главы Администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Радченко О.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судьи городского суда о наличии вины главы Администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Радченко О.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями статей 2.1, 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неустранимых сомнений в виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Принцип презумпции невиновности, предусмотренный статьёй 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не нарушен.
Дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предусмотренных законом оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Оснований для признания совершённого главой Администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Радченко О.И. правонарушения малозначительным по статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - не имеется, исходя из характера совершённого правонарушения, объекта посягательства и существенности угрозы общественным отношениям по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Само по себе обстоятельство устранения заявителем установленных нарушений действующего законодательства в дальнейшем, том числе до принятия акта о привлечении к административной ответственности, не являются предусмотренными законом безусловными основаниями для освобождения лиц от административной ответственности за факт их допущения.
При этом, административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимально предусмотренном размере с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, судья городского суда мотивированно пришёл к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для замены заявителю административного штрафа на предупреждение по причине отсутствия необходимой для этого совокупности обстоятельств: отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Так, объектом административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений по соблюдению требований санитарного законодательства и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, характер и обстоятельства совершения вменённого заявителю правонарушения, очевидно, связаны с угрозой безопасности жизни и здоровья граждан.
Ошибочные ссылки судьи городского суда на положения пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на правильность выводов суда по существу рассмотрения жалобы Радченко О.И. не повлияли.
Доводы жалобы о том, что в городском суде рассматривалась жалоба не Радченко О.И., опровергаются материалами дела.
Так, с жалобой в городской суд обращалось именно должностное лицо - глава Администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Радченко О.И. (л.д. 1-4).
При рассмотрении данной жалобы городским судом истребовалось дело об административном правонарушении именно в отношении Радченко О.И. (л.д. 19), и предоставлено суду административным органом было в копиях дело об административном правонарушении именно в отношении Радченко О.И. (л.д. 21), а не иного лица.
При этом, исходя из содержания обжалуемого судебного решения усматривается, что фактические обстоятельства дела устанавливались городским судом именно в отношении главы Администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Радченко О.И., в связи с чем, единичная очевидная техническая опечатка в судебном акте в резолютивной части при указании фамилии, инициалов и должности привлечённого к административной ответственности лица при правильном указании реквизитов оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении: №14-14 от 16 мая 2023 года не является основанием для отмены верного по существу решения.
Каких-либо существенных нарушений положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющихся основанием к отмене или изменению состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым,
решил:
решение судим Керченского городского суда Республики Крым от 24 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы Администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Радченко Ольги Ивановны - оставить без изменения, жалобу главы Администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Радченко Ольги Ивановны - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном статьёй 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>