Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1056/2019 ~ М-615/2019 от 16.04.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 мая 2019 года                                г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи                    Непопалова Г.Г.,

при секретаре судебного заседания                    Арсеньевой Н.В.,

с участием прокурора                             Слива Г.Ю.,

представителя административного истца Веховой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1056/2019 по административному иску Клевлиной Н.И. о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, и Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608,

У С Т А Н О В И Л :

Клевлина Н.И. обратилась в Самарский областной суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что ей на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 310,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год (далее по тексту – Перечень). В указанный выше Перечень включено под пунктом принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером .

Кроме того, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год (далее по тексту – Перечень). Принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером также включено в указанный выше Перечень под пунктом .

Клевлина Н.И. полагает, что включение принадлежащего ей объекта недвижимости в Перечни, утвержденные приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 и от 29 октября 2018 года № 1608, является необоснованным, поскольку нежилое помещение с кадастровым номером не отвечает признакам административных, офисных, торговых объектов, либо объектов общественного питания или бытового обслуживания, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать недействующими со дня их принятия:

- пункт Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647,

- пункт Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608.

В судебном заседании представитель административного истца Вехова Н.Г. заявленные административные исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.

Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не просил, в связи с чем суд, в соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело без его участия.

Прокурор Слива Г.Ю. полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку приказы министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 и от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в Перечни нежилого помещения с кадастровым номером не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца в части налогообложения исходя из его кадастровой стоимости.

Суд, проверив дело, заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшей иск подлежащим удовлетворению, считает, что административное исковое заявление Клевлиной Н.И. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы…

    …Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта…

    Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

    С учетом положений части 8 статьи 213 КАС РФ, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:

- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

    Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Законом Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД в соответствии с Федеральным законом от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 1 января 2015 года.

    В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год. Приказ опубликован в газете «Волжская коммуна» от 31 октября 2017 года, № 218 (30176), от 1 ноября 2017 года № 283 (30178), от 2 ноября 2017 года № 285 (30180) и от 16 ноября 2017 года № 297 (30192), а также на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области «www.mio.samregion.ru».

В указанный выше Перечень включено под пунктом принадлежащее Клевлиной Н.И. на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 310,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Кроме того, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год. Приказ опубликован в газете «Волжская коммуна» № 308(30543) от 20 ноября 2018 года, а также на официальном сайте Правительства Самарской области «www.pravo.samregion.ru» 16 ноября 2018 года.

Принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером включено в названный выше Перечень под пунктом .

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от 29 мая 2014 года, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22 апреля 2019 года № .

Как усматривается из административного искового заявления, Клевлина Н.И. не оспаривает соблюдение министерством имущественных отношений Самарской области порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре их принятия, правил введения нормативных правовых актов в действие, порядка их опубликования и вступления в силу.

С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах, предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме приказов министерства имущественных отношений Самарской области, подписаны уполномоченным лицом, опубликованы на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области «www.mio.samregion.ru» и в газете «Волжская коммуна» до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта и к процедуре его принятия.

Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

    1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;…

В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

    фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

    фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, по смыслу приведенных выше положений Налогового кодекса РФ, отнесение недвижимого имущества к объектам делового, административного или коммерческого назначения, а также к объектам бытового обслуживания осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и фактического использования помещений.

В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что принадлежащее Клевлиной Н.И. нежилое помещение с кадастровым номером включено в Перечни, утвержденные приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 и от 29 октября 2018 года № 1608, на основании информации, полученной от территориального управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.

Как установлено в судебном заседании, были запрошены сведения о зарегистрированных правах и кадастровые сведения об объектах, подпадающих под определения, закрепленные в положениях статьи 378.2 НК РФ. Актов фактического использования объектов недвижимости не составлялось.

При этом, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29 мая 2014 года и выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22 апреля 2019 года № , нежилое помещение с кадастровым номером имеет наименование и назначение – нежилое помещение.

Указанное выше нежилое помещение входит в состав здания – многоквартирный дом, с кадастровым номером по адресу: <адрес>, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером , имеющем категорию земель: земли населенных пунктов, и виды разрешенного использования: для строительства жилой застройки, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 29 декабря 2012 года № , а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22 апреля 2019 года № и от 13 мая 2019 года № .

Из технического паспорта на нежилое помещение следует, что нежилое помещение с кадастровым номером площадью 307,5 кв.м. располагается на 1-ом и 2-ом этажах здания и состоит из помещений:

- 1-го этажа: санузла площадью 3,5 кв.м.; хозяйственных кладовых площадями 1,3 кв.м. и 1,7 кв.м.; помещения площадью 28,5 кв.м.; коммуникационной площадью 4,3 кв.м.; электрощитовой площадью 12,5 кв.м.; лестничной клетки площадью 22,6 кв.м.;

- 2-го этажа: тамбура площадью 4,8 кв.м.; гардероба площадью 33,3 кв.м.; хозяйственных кладовых площадями 11,2 кв.м. и 17,4 кв.м.; санузла площадью 6,8 кв.м.; классов-комнат площадями 27,9 кв.м. и 56,3 кв.м.; холла площадью 41,3 кв.м.; лестничной клетки площадью 22,2 кв.м.; балкона площадью 11,9 кв.м.

Административный истец обратилась в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об исключении из Перечней на 2016-2018 годы принадлежащего ей на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером , в связи с чем административным ответчиком был организован осмотр спорного объекта недвижимости с целью установления вида его фактического использования.

Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества от 12 декабря 2018 года, нежилое помещение с кадастровым номером площадью 310,4 кв.м. расположено на 1-ом и 2-ом этажах здания, состоит из: приемного помещения площадью 33,8 кв.м.; игровых комнат площадями 45,1 кв.м. и 26,2 кв.м.; учебного класса площадью 25,1 кв.м.; раздевалки площадью 14,1 кв.м.; комнаты приема пищи площадью 8,3 кв.м.; балкона площадью 10,6 кв.м.; лестниц, тамбура площадями 4,4 кв.м., 17,5 кв.м. и 18 кв.м.; санузла площадью 3,5 кв.м.; в одно помещение первого этажа доступ не предоставлен. На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц возможно. Площадь объекта по результатам измерений не соответствует площади, указанной в сведениях ЕГРН. Доступ к помещениям на первом этаже не предоставлен, в данных помещениях находится магазин «Наименование».

В связи с этим, в письме от 27 декабря 2018 года № административный ответчик сообщил административному истцу, что по результатам осмотра объекта недвижимого имущества с кадастровым номером установлено, что более 20 процентов от общей площади спорного нежилого помещения занято торговым объектом (магазином «Наименование»), а потому министерством имущественных отношений Самарской области принято решение об определении вида фактического использования объекта недвижимого имущества, как объекта, налоговая база которого определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Основания для исключения из Перечней указанного выше объекта, по мнению административного ответчика, отсутствуют.

Вместе с тем, как пояснил в судебном заседании представитель административного истца, до 1 октября 2018 года нежилое помещение с кадастровым фактически не использовалось, оно находилось в стадии ремонта и какая-либо деятельность в нем не осуществлялась. Лишь с 1 октября 2018 года Клевлина Н.И. передала спорное нежилое помещение в безвозмездное пользование ТСН «Наименование» для работы детского клуба, организованного для детей членов названного выше Товарищества. Магазин «Наименование» указан в акте осмотра объекта недвижимого имущества от 12 декабря 2018 года необоснованно, поскольку фактически он располагается в ином нежилом помещении, не принадлежащем Клевлиной Н.И.

При этом, из материалов дела следует, что на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением от 1 октября 2018 года, Клевлина Н.И. предоставила ТСН «Наименование» в безвозмездное пользование нежилое помещение площадью 310,4 кв.м., расположенное в доме <адрес>, для работы детского клуба, организованного для детей членов названного выше Товарищества.

Согласно справкам ТСН «Наименование» от 28 февраля 2019 года №№ 22 и 23, до 30 сентября 2018 года принадлежащее административному истцу спорное нежилое помещение фактически не использовалось, с 1 октября 2018 года данное нежилое помещение предоставлено собственником в безвозмездное пользование детской творческой студии для детей членов ТСН «Наименование», на основании договора от 1 октября 2018 года. Нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое эксплуатируется как торговое помещение магазин «Наименование», Клевлиной Н.И. не принадлежит.

Из акта обследования от 17 мая 2019 года, подготовленного кадастровым инженером Красноярского филиала ГУП «ЦТИ» Самарской области ФИО1, следует, что спорное нежилое помещение расположено на 1-ом и 2-ом этажах многоквартирного 25-ти этажного жилого дома <адрес>. Вход в нежилое помещение осуществляется с парковки на закрытой внутридомовой территории. Въезд на территорию парковки ограничен автоматическим шлагбаумом. Нежилое помещение размещено в двух уровнях. Вход осуществляется на второй этаж, со стороны входных групп в подъезды многоквартирного жилого дома. Помещение второго этажа используется под детскую творческую студию для детей членов ТСН «Наименование» с ограничением времени эксплуатации помещения с 18 часов до 21 часа ежедневно, выходной – воскресенье. На первом этаже спорного объекта недвижимости помещение торгового зала и другие помещения торговой деятельности отсутствуют.

Таким образом, судом установлено, что до 30 сентября 2018 года нежилое помещение с кадастровым фактически не использовалось, какая-либо деятельность в нем не осуществлялась, а с 1 октября 2018 года по настоящее время спорное нежилое помещение используется для работы детского клуба, организованного для детей членов ТСН «Наименование».

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что нежилое помещение с кадастровым номером не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку его назначение, разрешенное использование и наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации) не свидетельствует однозначно о том, что оно предназначено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Спорное нежилое помещение не используется фактически для осуществления самостоятельной деловой или коммерческой деятельности, либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что указанное выше нежилое помещение используется для осуществления самостоятельной деловой или коммерческой деятельности, либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что согласовывалось бы со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суду не представлено.

При этом, суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.

При таких обстоятельствах, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Представленный административным ответчиком акт осмотра объекта недвижимого имущества от 12 декабря 2018 года не может быть принят судом во внимание по следующим основаниям.

Так, актом осмотра объекта недвижимого имущества от 12 декабря 2018 года установлено, что помещения первого этажа спорного нежилого помещения используются под размещение магазина «Наименование», что составляет более 20 процентов от общей площади спорного нежилого помещения.

Вместе с тем, в данном акте не содержатся сведения о том, кем именно, на каком основании и с какого времени используются указанные выше помещения, а также какова площадь нежилого помещения используемого для размещения торгового объекта. Приложенные к акту фотоматериалы не подтверждают фактическое осуществление торговой деятельности именно в нежилом помещении, принадлежащем административному истцу. Напротив, согласно представленным суду доказательствам нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, эксплуатирующееся как торговый объект – магазин «Наименование», Клевлиной Н.И. не принадлежит.

При таких обстоятельствах, содержание акта осмотра объекта недвижимого имущества от 12 декабря 2018 года и приложенных к нему фотоматериалов не позволяет достоверно определить процентное соотношение помещений, отвечающих критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, к общей площади спорного нежилого помещения.

Более того, представленный суду акт осмотра объекта недвижимого имущества от 12 декабря 2018 года не имеет правового значения для правильного разрешения настоящего административного дела, поскольку он составлен после издания оспариваемых нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом изложенного, суд также полагает обоснованными требования Клевлиной Н.И. о признании недействующими в части Перечней, утвержденных приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 и от 29 октября 2018 года № 1608, со дня их принятия, поскольку действие названных выше нормативных правовых актов имеет ограниченные сроки применения, а потому признание их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу или иного указанного судом времени не будет способствовать восстановлению законных прав и защите нарушенных интересов административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Административный иск Клевлиной Н.И. о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, и Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, удовлетворить.

Признать недействующими со дня их принятия:

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 310,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 310,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РФ через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 мая 2019 года.

Председательствующий:                    Непопалов Г.Г.

3а-1056/2019 ~ М-615/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Клевлина Н.И.
Ответчики
Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Непопалов Г. Г.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
16.04.2019Регистрация административного искового заявления
16.04.2019Передача материалов судье
17.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
17.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.05.2019Предварительное судебное заседание
21.05.2019Судебное заседание
22.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее