К делу №
УИД №RS0№-71
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2022 года а. Тахтамукай
Судья Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея Горюнова М.С.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «<адрес>» к ФИО1 о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «<адрес>» обратилась в суд с иском к ФИО1 о сносе самовольной постройки, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией был обследован земельный участок площадью 410 кв.м. с кадастровым номером 01:05:2900013:6622 из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации производственного помещения и для строительства офисного здания и для организации автомобильной стоянки», расположенный по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>, 17А, который на праве собственности принадлежит ФИО1
В ходе обследования вышеуказанного земельного участка установлено, что на нем ведутся строительные работы, возведен монолит железобетонный фундамент, засыпанный грунтом. Данное строение возводится с нарушением предельных параметров разрешенного строительства земельного участка и с нарушением действующих градостроительных норм и правил.
Земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900013:6622 расположен в границах населенного пункта а. Новая Адыгея муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение», входи в зону общественного центра местного значения ОД-2, что подтверждается выпиской из Правил землепользования и застройки № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено требование о добровольном сносе самовольной постройки: железобетонного монолитного фундамента, которое оставлено последним без удовлетворения.
Истец просил признать самовольной постройкой строение, находящееся на земельном участке площадью 410 кв.м., с кадастровым номером 01:05:2900013:6622, из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации производственного помещения и для строительства офисного здания и для организации автомобильной стоянки», расположенном по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея,<адрес>, 17А, и обязать ответчика в течение 10 дней с момента вступления судебного акта в законную силу за свой счет произвести снос объекта.
Представитель истца по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, ранее исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в заявленном объёме по основаниям, изложенным в заявлении, против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражала, о чем представила заявление.
Ответчик ФИО1 надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в том числе путем публичного размещения информации на официальном сайте суда, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, представитель которого в судебное заседание не прибыл, о времени и месте его проведения уведомлялся посредством направления повесток и размещения информации на официальном сайте суда, о причинах неявки суд не уведомил.
В порядке ст.ст.167, 232-234 ГПК РФ с согласия представителя истца, представившего заявление, суд посчитал возможным рассмотреть дело по существу в порядке заочного производства.
Суд, исследовав и оценив, собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, имеющихся в деле доказательств, согласно ст.ст. 12, 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующим выводам.
В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; прекращения или изменения правоотношения.
В соответствии с ч.1 ст. 263 ГК РФ собственник или иной титульный владелец земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Аналогичные нормы закреплены в земельном законодательстве. Так, на основании ст.ст. 40, 41 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственник (иной титульный владелец) земельного участка вправе возводить на нем здания (строения, сооружения) в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
На основании ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ч. 3 ст. 72 ЗК РФ органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований. Из этого следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством недвижимых объектов, соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет администрация, как орган местного самоуправления.
Согласно п.1 ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся утверждение правил землепользования и застройки поселений, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.
В силу ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Само по себе возведение самовольной постройки является правонарушением, нарушением норм как частного, так и публичного права.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушение норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является ее законным владельцем.
В предмет доказывания по иску о сносе самовольной постройки входят следующие обстоятельства: отсутствие отведенного в установленном порядке земельного участка для строительства; отсутствие разрешения на строительство; не соблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении постройки; нарушение постройкой прав и законных интересов истца.. При этом при для признания постройки самовольной достаточно наличия одного из указанных нарушений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее – требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается в целях осуществления контроля за выполнением требований градостроительной документации. Исходя из градостроительного законодательства, к градостроительной документации относятся правила землепользования и застройки, градостроительный регламент, а также иные документы по планировке территории. Градостроительная документация содержит сведения, обязательные для учета при проектировании строительства и реконструкции объектов, в частности архитектурных объектов. Например, в градостроительном регламенте указываются виды разрешенного использования земельных участков, предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов, ограничения использования земельных участков. Все эти требования градостроительной документации необходимо соблюдать при проектировании строительства и реконструкции архитектурных объектов.
В соответствии со статьей 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территории.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС № от ДД.ММ.ГГГГ определено, что с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обращаться уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900013:6622 площадью 410 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации производственного помещения и для строительства офисного здания и для организации автомобильной стоянки», расположенный по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>, 17А, что подтверждается выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным руководителем отдела архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации муниципального образования «<адрес>», ДД.ММ.ГГГГ было проведено комиссионное обследование земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:6622.
Согласно Акту обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что на вышеуказанном земельном участке ведутся строительные работы, возведен монолит железобетонный фундамент, засыпанный грунтом. Данное строение возводится с нарушением предельных параметров разрешенного строительства земельного участка и с нарушением действующих градостроительных норм и правил. Также на данном земельном участке проходят инженерные коммуникации, имеющие свои санитарно-защитные зоны, в пределах которых размещение объектов капитального строительства запрещается.
Собственнику земельного участка ФИО5 администрацией разрешение на строительство объекта капитального строительства не выдавалось, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не предоставлялось, документация по планировке территории не разрабатывалась и на утверждение не представлялась.
Кроме этого, на основании сведений публичной кадастровой карты на земельном участке с кадастровым номером 01:05:2900013:6622 расположена охранная зона инженерных коммуникаций-зона газопровода высокого давления и размещение объектов капитального строительства на данном земельном участке запрещено, т.е. зона с особыми условиями использования территории, которые устанавливаются в соответствии со ст.104 ЗК РФ.
Земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900013:6622 расположен в границах населенного пункта а. Новая Адыгея муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение», входит в зону общественного центра местного значения ОД-2, что подтверждается выпиской из Правил землепользования и застройки муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ за № ответчику было направлено требование о добровольном сносе самовольной постройки: железобетонного монолитного фундамента, которое оставлено последним без удовлетворения.
Снос недвижимого имущества является крайней мерой, поскольку устранение последствий нарушения прав должно быть соразмерно самому нарушению и не может нарушать права лица – собственника такого строения либо третьих лиц, а поэтому по смыслу закона, такая мера может быть применена только в случае, если будет установлено, что сохранение такой постройки нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан, и эти нарушения являются неустранимыми и существенными.
При этом, обращаясь с настоящим иском в защиту публичного порядка, орган местного самоуправления доказал наличие обстоятельств, связанных с нарушением прав и охраняемых законом интересов других лиц, созданием угрозы жизни и здоровью граждан при сохранении спорного объекта в существующем виде, а также то, что данные нарушения являются неустранимыми и существенными.
Анализируя представленные доказательства и оценивая их в совокупности, суд приходит к выводу, что требования администрации подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации муниципального образования «<адрес>» к ФИО1 о сносе самовольной постройки удовлетворить полностью.
Признать самовольной постройкой строение, находящееся на земельном участке площадью 410 кв.м. с кадастровым номером 01:05:2900013:6622, из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации производственного помещения и для строительства офисного здания и для организации автомобильной стоянки», расположенном по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>, 17А.
Обязать ФИО1 за свой счет в течение 10 дней с момента вступления судебного акта в законную силу за свой счет произвести снос объекта, находящегося в пределах земельного участка площадью 410 кв.м., с кадастровым номером 01:05:2900013:6622, из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации производственного помещения и для строительства офисного здания и для организации автомобильной стоянки», расположенного по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>, 17А.
В соответствии со ст.237 ГПК РФ ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.С. Горюнова