Дело № 2-1014/2023
УИД24RS0035-01-2023-000016-36
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 мая 2023 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шибановой Р.В.,
при секретаре Лысовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Воробьеву Александру Викторовичу об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском об обязании индивидуального предпринимателя Воробьева А.В. провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установить нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объекте негативного воздействия на окружающую среду: производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и порожных недлительного хранения по адресу: <адрес> обязать ИП Воробьёва А.В. поставить на государственный учет объект, расположенный по вышесказанному адресу, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду; обязать ИП Воробьева А.В. организовать осуществление производственного экологического контроля (утвердить программу производственного экологического контроля, назначить ответственное лицо) на объекте негативного воздействия на окружающую среду, расположенному по вышеуказанному адресу; обязать ИП Воробьева А.В. провести подготовку в области, охраны окружающей среды и экологической безопасности, должностных лиц для вышеуказанного объекта негативного воздействия на окружающую среду; обязать ИП Воробьева А.В. принять меры к разработке и согласованию в Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края мероприятий по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ на объекте негативного воздействия на окружающую среду; обязать ИП Воробьева А.В. оборудовать источники выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух газоочистными установками в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа на объекте негативного воздействия на окружающую среду.
Требования мотивированы тем, что основным видом хозяйственной деятельности ИП Воробьева А.В. является производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных недлительного хранения по адресу: <адрес> В ходе проведения проверки исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ИП Воробьева А.В. выявлено, что в процессе эксплуатации источников негативного воздействия на окружающую среду ИП Воробьев А.В. осуществляется деятельность, при которой образуются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В ходе обследования территории по адресу осуществления хозяйственной деятельности установлено, что на промышленной площадке ИП Воробьева А.В. расположены цех хлебопекарный, с административными помещениями, склад угля, гаражный бокс № 1, гараж бокс № 2. ИП Воробьевым А.В. эксплуатируются следующие источники загрязнения атмосферного воздуха: в хлебопекарном цеху 4 хлебопекарные печи, от которых отходят вентиляционные воздуховод, идущие из здания открываясь наружу из стены цеха, посредством 3 труб, т.е. хлебопекарный цех является стационарным организованным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В целях теплоснабжения хлебопекарного цеха и административных помещений ИП Воробьевым А.В. используется совмещенный тип отопления: отопление электроэнергией и при помощи двух котлоагрегатов фирм «buderus» и «Zota», паспорта на котлоагрегаты не представлены. Выработка тепловой энергии в котлоагрегатах происходит за счет сжигания твердого углеводородного топлива – угля. Загрязняющие вещества отводятся вытяжной вентиляционной системой. Вывод загрязняющих веществ происходит через две трубы, установленных на крыше здания, длина воздухоотоводов от котлоагрегатов до выхода в атмосферу составляет приблизительно 7-10 метров. Загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферу через систему вентиляции. Источник является организованным и не оборудован установкой очистки газов. В атмосферу от котлоагрегатов поступают: оксид и диоксид азота, оксид серы, оксид углерода, бенз(а)прен. В здании административных помещений в подвале, рядом с помещением котельной, располагается отдельное помещение для складирования и хранения используемого угля, сертификат на уголь не представлен. В помещении отсутствует оборудованная вентиляция, что является неорганизованным источником загрязнения атмосферного воздуха, при погрузке и разгрузке угля выделяется пыль неорганическая. В гаражной боксе №1 в целях теплоснабжения эксплуатируется котлоагрегат фирмы «buderus». Паспорт на котлоагрегат не прндставлен. Выработки тепловой энергии в котлоагрегатте происходит за счет сжигания твердого углеводородного топлива – угля. Загрязняющие вещества отводятся вытяжной вентиляционной системой. Вывод загрязняющих веществ происходит через трубу, установленную на крыше гаража, длина воздухоотвода от котлоагрегата до выхода в атмосферу составляет приблизительно 7 метров. Загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферу через систему вентиляции. Источник является организованным и не оборудован установкой очистки газов. В атмосферу от котлоагрегатов поступают оксид и диоксид азота, оксид серы, оксид углерода, бенз(а)пирен. Согласно программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (https://ksv.v2.rpn.gov.ru/rpn/pto-uonvos/onv_registry) в реестре объектов ОНВОС отсутствуют объекты HBOC эксплуатируемые ИП Воробьевым А.В. Таким образом, ИП Воробьевым А. В. не поставлены на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство о постановке на государственный учет не получено, заявка на получение указанного свидетельства в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края не направлялась. Кроме того, ИП Воробьевым А.В. в установленном порядке не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы предельно допустимых выбросов от источников не установлены. ИП Воробьевым А.В. не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля, производственный экологический контроль фактически не осуществляется, отчетность о проведении ПЭК не представляется. Проверкой установлено, что лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, имеющее подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, отсутствует. ИП Воробьевым А.В. не приняты меры к разработке и согласованию в министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ. Проверкой установлено, что деятельность по эксплуатации ИП Воробьевым А.В. объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в отсутствие газоочистного оборудования. Указанные нарушения стали следствием попустительского отношения ИП Воробьевым А.В. к выполнению обязательных требований и правил законодательства об охране окружающей среды, в частности об охране атмосферного воздуха, что влечет бесконтрольное ухудшение состояния законности в рассматриваемых сферах и недопустимо. Выявленные нарушения негативно влияют на экологию, что лишает граждан их прав на благоприятную окружающую среду, чистый атмосферный воздух, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Морщаков М.А. заявленные требования поддержал, указав, что до настоящего времени мер к устранению выявленных нарушений, Воробьевым А.В. не принято.
Ответчик Воробьев А.В. о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление, возражений не представил, ходатайств не заявлено.
Представители администрации г.Минусинска, Министерства экологии и природопользования Красноярского края в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие стороны ответчика в порядке заочного производства, предусмотренного главой 22 ГПК РФ, против чего сторона истца не возражала.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре РФ" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; загрязняющее вещество - химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.
В соответствие с ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.
Согласно ч. 2 той же статьи предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
В силу положений ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного «воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России 28.11.2019 № 811, требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В соответствии с п. 7 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городах и иных населенных пунктах Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края 17.05.2012 № 195-л (далее Порядок), разработку мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий осуществляют субъекты хозяйственной деятельности.
Согласно п. 8 Порядка согласование мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, разработанных субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
В соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов (далее - ГОУ) и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.п. 8, 9 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России № 498 15.09.2017 запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствии с ч. 2 названной статьи инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
В силу положений ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Положениями ст. 34 ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В силу ч. 1 ст. 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч. 2 той же статьи государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
На основании ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч. 2 рассматриваемой статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Форма заявки о постановке на у государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 2 ст. 67 Федерального, закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В силу п. 1 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
В соответствии с ч. 1 ст. 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела, Воробьев А.В. является индивидуальным предпринимателем. Основным видом хозяйственной деятельности ИП Воробьева А.В. является производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных недлительного хранения по адресу: <адрес> (л.д.38-42)
На основании решения Красноярского природоохранного прокурора от 25.01.2022 № 29, проведена проверка исполнения ИП Воробьевым А.В. требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и иного природоохранного законодательства при осуществлении производственной деятельности. (л.д.19)
В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в процессе эксплуатации источников негативного воздействия на окружающую среду ИП Воробьев А.В. осуществляется деятельность, при которой образуются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В ходе обследования территории по адресу осуществления хозяйственной деятельности установлено, что на промышленной площадке ИП Воробьева А.В. расположены цех хлебопекарный, с административными помещениями, склад угля, гаражный бокс № 1, гараж бокс № 2. ИП Воробьевым А.В. эксплуатируются следующие источники загрязнения атмосферного воздуха: в хлебопекарном цеху 4 хлебопекарные печи, от которых отходят вентиляционные воздуховод, идущие из здания открываясь наружу из стены цеха, посредством 3 труб, т.е. хлебопекарный цех является стационарным организованным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В целях теплоснабжения хлебопекарного цеха и административных помещений ИП Воробьевым А.В. используется совмещенный тип отопления: отопление электроэнергией и при помощи двух котлоагрегатов фирм «buderus» и «Zota», паспорта на котлоагрегаты не представлены. Выработка тепловой энергии в котлоагрегатах происходит за счет сжигания твердого углеводородного топлива – угля. Загрязняющие вещества отводятся вытяжной вентиляционной системой. Вывод загрязняющих веществ происходит через две трубы, установленных на крыше здания, длина воздухоотоводов от котлоагрегатов до выхода в атмосферу составляет приблизительно 7-10 метров. Загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферу через систему вентиляции. Источник является организованным и не оборудован установкой очистки газов. В атмосферу от котлоагрегатов поступают: оксид и диоксид азота, оксид серы, оксид углерода, бенз(а)прен. В здании административных помещений в подвале, рядом с помещением котельной, располагается отдельное помещение для складирования и хранения используемого угля, сертификат на уголь не представлен. В помещении отсутствует оборудованная вентиляция, что является неорганизованным источником загрязнения атмосферного воздуха, при погрузке и разгрузке угля выделяется пыль неорганическая. В гаражной боксе №1 в целях теплоснабжения эксплуатируется котлоагрегат фирмы «buderus». Паспорт на котлоагрегат не представлен. Выработки тепловой энергии в котлоагрегате происходит за счет сжигания твердого углеводородного топлива – угля. Загрязняющие вещества отводятся вытяжной вентиляционной системой. Вывод загрязняющих веществ происходит через трубу, установленную на крыше гаража, длина воздухоотвода от котлоагрегата до выхода в атмосферу составляет приблизительно 7 метров. Загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферу через систему вентиляции. Источник является организованным и не оборудован установкой очистки газов. В атмосферу от котлоагрегатов поступают оксид и диоксид азота, оксид серы, оксид углерода, бенз(а)пирен. Согласно программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (https://ksv.v2.rpn.gov.ru/rpn/pto-uonvos/onv_registry) в реестре объектов ОНВОС отсутствуют объекты HBOC эксплуатируемые ИП Воробьевым А.В. Таким образом, ИП Воробьевым А. В. не поставлены на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство о постановке на государственный учет не получено, заявка на получение указанного свидетельства в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края не направлялась. Кроме того, ИП Воробьевым А.В. в установленном порядке не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы предельно допустимых выбросов от источников не установлены. ИП Воробьевым А.В. не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля, производственный экологический контроль фактически не осуществляется, отчетность о проведении ПЭК не представляется. Проверкой установлено, что лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, имеющее подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, отсутствует. ИП Воробьевым А.В. не приняты меры к разработке и согласованию в министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ. Проверкой установлено, что деятельность по эксплуатации ИП Воробьевым А.В. объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в отсутствие газоочистного оборудования. (л.д.20-26)
По итогам проведенной проверки 25.02.2022 в адрес ИП Воробьева А.В. внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды. (л.д.14-17).
Указанное представление получено Воробьевым А.В. 02.08.2022г. (л.д.18)
Постановлением Красноярского природоохранного прокурора от 03.08.2022г. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ИП Воробьева А.В. по ст.8.1 КоАП РФ.
Постановлением главного специалиста-государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края №№ от 19.09.2022 ИП Воробьев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена ст.8.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 руб.
До настоящего времени доказательств устранения ИП Воробьевым А.В. установленных в ходе проведения проверки нарушений обязательных требований и правил законодательства об охране окружающей среды, в частности об охране атмосферного воздуха, ответчиком не представлено.
Согласно сведениям Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду отсутствуют объекты негативного воздействия на окружающую среду эксплуатируемые ответчиком, что также следует из ответа Министерства.
Вместе с тем, указанные нарушения негативно влияют на экологию, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, чистый атмосферный воздух.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным обязать ИП Воробьева А.В. провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установить нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объекте негативного воздействия на окружающую среду: производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и порожных недлительного хранения по адресу: <адрес> обязать ИП Воробьёва А.В. поставить на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду; обязать ИП Воробьева А.В. организовать осуществление производственного экологического контроля (утвердить программу производственного экологического контроля, назначить ответственное лицо) на объекте негативного воздействия на окружающую среду; обязать ИП Воробьева А.В. провести подготовку в области, охраны окружающей среды и экологической безопасности, должностных лиц для объекта негативного воздействия на окружающую среду; обязать ИП Воробьева А.В. принять меры к разработке и согласованию в Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края мероприятий по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ на объекте негативного воздействия на окружающую среду; обязать ИП Воробьева А.В. оборудовать источники выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух газоочистными установками в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа на объекте негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом требований истца, объема мероприятий, временных и финансовых затрат, социальной значимости исполнения решения суда, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда 6 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, гл.22 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Воробьеву Александру Викторовичу об обязании совершить действия, удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Воробьева Александра Викторовича (ИНН №, ОГРНИП №№) провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установить нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объекте негативного воздействия на окружающую среду: производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и порожных недлительного хранения по адресу: <адрес>; обязать ИП Воробьёва А.В. поставить на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду; обязать ИП Воробьева А.В. организовать осуществление производственного экологического контроля (утвердить программу производственного экологического контроля, назначить ответственное лицо) на объекте негативного воздействия на окружающую среду; обязать ИП Воробьева А.В. провести подготовку в области, охраны окружающей среды и экологической безопасности, должностных лиц для объекта негативного воздействия на окружающую среду; обязать ИП Воробьева А.В. принять меры к разработке и согласованию в Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края мероприятий по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ на объекте негативного воздействия на окружающую среду; обязать ИП Воробьева А.В. оборудовать источники выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух газоочистными установками в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа на объекте негативного воздействия на окружающую среду, в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в Минусинский городской суд Красноярского края заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи на него апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Минусинский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Р.В. Шибанова
Мотивированное решение составлено 31 мая 2023 года.