Дело № 2-177/2019
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
с. Бай-Хаак 20 августа 2019 года
Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Ажи С.А.,
с участием помощника прокурора Тандинского района Республики Тыва Одушпаяк А.С.,
при секретаре Хертек Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тандинского района Республики Тыва Монгуш С.Ш. в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Бай-Хаак тепло» об обязании обеспечить фактическое место для отдыха и приёма пищи в рабочее время для машинистов (кочегаров) котельной, выдать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты работникам,
у с т а н о в и л :
Прокурор Тандинского района Республики Тыва Монгуш С.Ш. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Бай-Хаак тепло» об обязании обеспечить фактическое место для отдыха и приёма пищи в рабочее время для машинистов (кочегаров) котельной, выдать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты работникам: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм для защиты от повышенных температур, 1 шт. на год; перчатки с полимерным покрытием, 12 пар на год; перчатки для защиты от повышенных температур; 2 пары на год; щиток защитный лицевой или очки защитные, до износа; каска защитная, 1 шт. на 2 года; средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее, до износа, указывая на то, что прокуратурой Тандинского района совместно с Государственной инспекцией труда в Республике Тыва проведена проверка по коллективному обращению работников ООО «Бай-Хаак тепло» исполнения трудового законодательства. Для машинистов (кочегаров) котельной ООО «Бай-Хаак тепло» установлена 24 часовая смена, в период которой им положены перерывы для отдыха и питания продолжительностью до 6 часов, но не более 2 часов подряд по усмотрению работника и не реже, чем через 4 часа непрерывной работы, при этом данные перерывы включаются в рабочее время и должны быть оплачены работодателем. Ответчик не обеспечил этого. Ответчик должен выдать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты работникам. Документов, подтверждающих факт выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты работникам ответчиком не представлено. Непринятием мер ООО «Бай-Хаак тепло» нарушаются трудовые права работников ООО «Бай-Хаак тепло».
В судебном заседании помощник прокурора Тандинского района Республики Тыва Одушпаяк А.С. исковые требования прокурора полностью поддержала и просила удовлетворить иск.
Представитель ответчика ООО «Бай-Хаак тепло» - генеральный директор Геец В.А. в судебном заседании иск признал частично и пояснил, что в настоящее время установлен 8-часовой рабочий день, поэтому в обеспечении фактического места для отдыха и приёма пищи в рабочее время для машинистов (кочегаров) котельной нет необходимости.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные суду материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ т - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Так, пунктом 6.1 трудовых договоров, заключенных с работниками С.В.А., Б.А.В., Х.Ш.Р. им установлена рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, время начала работы 08 часов 00 минут, время окончания 08 часов 00 минут, в смене двое дежурных, отдыхают по очереди.
Пунктом 6.1 трудового договора П.Ю.Ю. установлена рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, время начало работы 08 часов 00 минут следующего дня, перерыв для отдыха и питания по скользящему времени без ухода.
Пунктом 7.12 Правил внутреннего трудового распорядка ООО «Бай-Хаак тепло» установлена продолжительность работы во время смены по скользящему графику 24 часа; время начала работы 08 часов 00 минут, время окончания работы 08 часов 00 минут; перерыв дял отдыха и питания продолжительностью до 6 часов, но не более 2 часов подряд по усмотрению работника и не реже, чем через 4 часа непрерывной работы. Данные перерывы включаются в рабочее время и оплачиваются.
Согласно ч. 1 ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
В силу ч. 3 ст. 108 ТЕ РФ на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Из этого следует, что для машинистов (кочегаров) котельной ООО «Бай-Хаак тепло» установлена 24 часовая смена, в период которой им положены перерывы для отдыха и питания продолжительностью до 6 часов, но не более 2 часов подряд по усмотрению работника и не реже, чем через 4 часа непрерывной работы, при этом данные перерывы включаются в рабочее время и должны быть оплачены работодателем.
Однако в ходе проверки прокурором установлено, что работодатель не обеспечил фактическое место для отдыха и приема пищи в рабочее время для машинистов (кочегаров) котельной ООО «Бай-Хаак тепло».
В нарушение ст. 108 ТК РФ, в правилах внутреннего трудового распорядка ООО «Бай-Хаак тепло» отсутствует условие об указании места для отдыха и приема пищи в рабочее время для машинистов (кочегаров) котельной.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
На основании ст. 21 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением
В соответствии с Приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" работнику по должности машинист (кочегар) котельной положены следующие виды специальной одежды и других средств индивидуальной защиты: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм для защиты от повышенных температур, 1 шт. на год; перчатки с полимерным покрытием, 12 пар на год; перчатки для защиты от повышенных температур; 2 пары на год; щиток защитный лицевой или очки защитные, до износа; каска защитная, 1 шт. на 2 года; средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее, до износа.
Документов, подтверждающих факт выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты работникам С.В.А., Б.А.В., Х.Ш.Р. в 2017, 2018 и 2019 годах работодателем не предоставлено.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Тандинского района проведена проверка и в нарушение ст. ст. 212, 221 ТК РФ выявлено, что ответчиком ООО «Бай-Хаак тепло» не производится выдача специальной одежды и другие средства индивидуальной защиты работникам.
При указанных обстоятельствах неисполнение ООО «Бай-Хаак тепло» своих обязанностей по организации обеспечения специальной одежды и других средств индивидуальной защиты работникам привело к нарушению прав работников ООО «Бай-Хаак тепло».
Следовательно, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности организовать обеспечение специальной одежды и других средств индивидуальной защиты, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В целях обеспечения реального исполнения решения, с учетом мнения участвующих лиц, суд устанавливает срок его исполнения – в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Однако, требование истца об обязании обеспечить фактическое место для отдыха и приёма пищи в рабочее время для машинистов (кочегаров) котельной, суд считает не подлежащим удовлетворению.
Представитель ответчика Геец В.А. предоставил суду приказ № о.д. от 6 июня 2019 года, из которого следует, что в п. 6.1 трудового договора внесены изменения: устанавливается продолжительность рабочего времени для работника при сменном режиме работы в соответствии с графиком сменности, в четыре смены: продолжительность смены составляет 4 и 8 часов. 1 смена: начало – 8 часов 00 минут; окончание – 12 часов 00 минут; 2 смена: начало – 12 часов 00 минут; окончание – 24 часа 00 минут; перерыв на отдых и питание – начало – 16 часов 00 минут; окончание – 20 часов 00 минут; 3 смена: (подменная, чтобы не допускать наличия сверхурочных часов) начало – 16 часов 00 минут; окончание – 20 часов 00 минут; 4 смена: начало – 0 часов 00 минут; окончание – 8 часов 00 минут. В данной смене предоставляется перерыв на отдых и питание в количестве 1 часа 00 минут по общему времени его использования на усмотрение работника, но не ранее чем через 3 часа 00 минут после начала смены и не позднее 2 часов 30 минут до окончания смены. Если в смене 2 машиниста котельной, то перерыв на отдых и прием пищи используется ими поочередно. Данный перерыв на отдых и прием пищи в размере 1 часа 00 минут входит в рабочее время и оплачивается по тарифу.
В целях выполнения требований ст. 108 ТК РФ работнику устанавливается перерыв для отдыха и питания согласно графику сменности, который в рабочее время не включается. В связи с чем, работодателем не создаются условия для приема пищи на своей территории и обеспечение специально отведенным для этого помещением. Указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает 4 часов. Во время перерыва для отдыха и приема пищи находиться на территории котельной работникам не разрешается. За исключением 4 смены и только если в смене находится один машинист (кочегар) котельной.
Таким образом, ООО «Бай-Хаак тепло» внесли изменения в п. 6.1 трудового договора о введении сменного режима работы, с продолжительностью смены 4 и 8 часов, и необходимости обеспечить фактическое место для отдыха и приёма пищи в рабочее время для машинистов (кочегаров) котельной, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Тандинского района Республики Тыва Монгуш С.Ш. в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Бай-Хаак тепло» об обязании обеспечить фактическое место для отдыха и приёма пищи в рабочее время для машинистов (кочегаров) котельной, выдать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты работникам, удовлетворить частично.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Бай-Хаак тепло» обязанность выдать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты работникам:
костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм для защиты от повышенных температур, 1 шт. на год;
перчатки с полимерным покрытием, 12 пар на год;
перчатки для защиты от повышенных температур; 2 пары на год;
щиток защитный лицевой или очки защитные, до износа;
каска защитная, 1 шт. на 2 года;
средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее, до износа, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении искового требования прокурора Тандинского района Республики Тыва Монгуш С.Ш. в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Бай-Хаак тепло» об обязании обеспечить фактическое место для отдыха и приёма пищи в рабочее время для машинистов (кочегаров) котельной, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2019 года (24 и 25 августа 2019 года выходные дни).
Председательствующий С.А. Ажи