УИД: 11RS0001-01-2024-000031-97 Дело № 2-2943/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2024 года г.Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Губаевой Д.Ф.,
при секретаре Семяшкиной Т.А.,
с участием:
представителя истца Васильева П.В,
представителя ответчика Половикова Э.В.,
третьих лиц Бубновой С.П, Хомутинникова А.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) к ООО "Управляющая ремонтно-эксплуатационная компания" об обязании восстановить отопление в нежилых помещениях МКД,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция по городу Сыктывкару и Корткеросскому району Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее – Служба) обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Управляющая ремонтно-эксплуатационная компания» (далее – ООО «УРЭК») о возложении обязанности восстановить отопление нежилых помещений (гаражей) многоквартирного жилого дома по адресу: ... (далее - МКД).
Иск мотивирован тем, что трубопровод подачи теплоносителя в систему отопления нежилых помещений (гаражей) указанного МКД и обратный трубопровод холодные, перекрыты задвижками, теплоноситель в систему отопления гаражей не подается.
Судебное заседание начато 20.06.2024 и продолжено после перерыва 26.06.2024.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Третьи лица на стороне истца Бубнова С.П, Хомутинников А.Н требования иска поддержали, указали, что являются жителями первого этажа МКД, в отсутствии отопления в нижерасположенных под их квартирами гаражах, температурный режим квартирах ниже установленных требований.
Представитель ответчика иск не признал, пояснил, что работам по восстановлению отопления в нежилых помещениях препятствуют их собственники, которые не предоставляют доступ к системе отопления.
Иные третьи лица в суд не явились, извещались о месте и времени рассмотрения спора судом.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что спорный МКД по адресу: ... обслуживается ответчиком на основании договора управления МКД от ** ** ** ...
На основании поступивших обращениях граждан о ненадлежащем содержании общего имущества МКД ... Служба при проведении мероприятий по контролю выявила, что трубопровод подачи теплоносителя в систему отопления нежилых помещений (гаражей) указанного МКД и обратный трубопровод холодные, перекрыты задвижками, теплоноситель в систему отопления гаражей не подается, о чем составлен протокол осмотра от ** ** ** ...
В предостережении от ** ** ** №...-л Служба указала ответчику на необходимость принять меры по обследованию относящихся к общему имуществу МКД инженерных сетей и оборудования системы отопления МКД, расположенных в нежилых помещениях (гаражах) МКД, устранить выявленные нарушения, восстановить отопление в нежилых помещениях (гаражах) МКД; о принятых мерах следовало сообщить в срок не позднее ** ** ** ...
В ходатайстве о продлении сроков исполнения предостережения ООО «УРЭК» указало, что из 15 гаражей получен доступ к 6 помещениям, во всех помещениях система отопления не рабочая, отопительные приборы либо отсутствуют, либо находятся в аварийном состоянии ...
Из ответа архитектора ФИО5 жильцам ... от ** ** ** следует, что проектом жилого дома были предусмотрены встроенные отапливаемые автостоянки, отсутствие отопления может привести к нарушению температурного режима вышерасположенных квартир и промерзанию (разрушению) ростверков и стен ...
В ответе на запрос суда ПАО «...» также сообщило, что по данным компании нежилые помещения (гаражи, кладовые) согласно проектной документации внутренней системы теплоснабжения объекта по адресу: ..., являются отапливаемыми ...
Мероприятия по восстановлению системы отопления нежилых помещений (гаражей) МКД, в том числе, в части обращения к собственникам гаражей, включая судебные разбирательства с требованиями к собственникам гаражей предоставить доступ к системе отопления, ответчиком до настоящего времени не проведены.
В силу положений ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. При этом орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников по их обращению в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений вмногоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в том числе:
- соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества B многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ помещения в МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) являются общим имуществом в многоквартирном доме и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
П. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
При этом согласно п. 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 данных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» п. 2 данных Правил.
П. 11(1) указанной нормы предусмотрено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований ч. 1 ст. 161 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом.
При этом согласно с п. 2 указанных Правил под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 3 данных Правил управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее – минимальный перечень).
Согласно п. 18 минимального перечня к работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относятся:
проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах);
постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем;
восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации;
Системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что работы и услуги, которые обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме, за исключением видов работ, относящихся к работам по капитальному ремонту, если такие работы будут выявлены в результате обследования.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Поскольку выявленные Службой нарушения требований жилищного законодательства ответчиком не устранены, следует признать заявленные требования исковые обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании стать 103 ГПК с ответчика в доход бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (...) к ООО «Управляющая ремонтно-эксплуатационная компания» (...) удовлетворить.
Обязать ООО «Управляющая ремонтно-эксплуатационная компания» восстановить отопление нежилых помещений (гаражей) многоквартирного жилого дома по адресу: ...
Взыскать с ООО «Управляющая ремонтно-эксплуатационная компания» в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 6000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Губаева Д.Ф.
Мотивированное решение составлено 18.07.2024