57RS0023-01-2023-002194-06
Дело № 2-2187/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2023 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Коротковой О.И.,
при ведении протокола секретарем Колпеевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда гражданское дело по исковому заявлению Андриянцева Александра Петровича к ООО «Газпром межрегионгаз Орел» о признании действий по проведению проверки прибора учета газа, акта проверки внутригазового оборудования и доначислению задолженности по оплате за потребленный природный газ, начислению пени за просроченные платежи, расчета задолженности незаконными, обязании произвести перерасчет объема потребленного газа,
установил:
Андриянцев Александр Петрович обратился в суд с иском к ООО «Газпром межрегионгаз Орел» о признании действий по проведению проверки прибора учета газа, акта проверки внутригазового оборудования и доначислению задолженности по оплате за потребленный природный газ, начислению пени за просроченные платежи, расчета задолженности незаконными, обязании произвести перерасчет объема потребленного газа.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником жилого дома по адресу: <...>.
05 сентября 2022 г. ООО «Газпром Межрегионгаз Орел» в ходе проверки внутридомового газового оборудования был выявлен факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета и составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета газа.
Ссылается, что при проверке прибора учета нарушение абз. 4 п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг не выявлено, наличие факта влияния магнита на работу прибора учета не является бесспорным доказательством несанкционированного вмешательства абонента в работу прибора учета.
Полагает, что сумма доначислений в размере 226271 руб. 57 коп. является незаконной.
После уточнения исковых требований просил суд признать действия (бездействия) ООО «Газпром Межрегионгаз Орел» по проведению проверки прибора учета газа 05.09.2022 года в жилом доме, принадлежащем на праве собственности истцу, расположенном по адресу: <...>, незаконными; признать незаконным акт проверки внутридомового газового оборудования № 51 от 05.09.2022 года; признать незаконным: доначисление платы за газоснабжение в размере 226271 руб. 57 коп., начисление пени за просроченные платежи, расчет задолженности; обязать произвести перерасчет объема потребленного газа.
В судебном заседании истец Андриянцев Александр Петрович уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Орел» по доверенности Мазалов М.А. исковые требования не признал по доводам, указанным в возражениях на иск.
Остальные участники процесса, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из положений ст. 210 ГК РФ следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу требований пункта 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 539 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ газоснабжение входит в состав платы та коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (статья 155 ЖК РФ).
Пунктом 1 статьи 543 ГК РФ определено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу требований статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (статья 8).
Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в части прав и обязанностей сторон, порядка и условий исполнения договора, определения объема потребления газа и расчета размера платы за газ, порядка и условий приостановления газа и проведения проверок газового оборудования распространяются на всех абонентов, включая тех, которые до 9 августа 2008 г. пользовались услугами газоснабжения на условиях публичного договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливающие порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, которые вступили в силу 9 августа 2008 г.
Исходя из положений пункта 21 Правил поставки газа абонент как сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его, должен незамедлительно извещать поставщика газа о возникшей неисправности прибора учета газа, обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки, обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения проверки, обеспечивая надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования.
В соответствии с пунктом 22 Правил поставки газа поставщик газа обязан проводить проверку не реже одного раза в год.
Пунктом 23 Правил поставки газа предусмотрено, что поставщик вправе при проведении проверок посещать помещения, где установлены указанные приборы и оборудование, с предварительным уведомлением абонента о дате и времени проведения проверки; приостанавливать в одностороннем порядке подачу газа до полного погашения абонентом задолженности по оплате потребленного газа; осуществлять при наличии приборов учета газа определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в подпунктах 28, 30 и 31 названных Правил.
В силу положений пункта 24 Правил поставки газа при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа. Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Как установлено пунктом 25 Правил поставки газа определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю проверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; срок проведения очередной проверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; прибор учета газа находится в исправном состоянии.
В соответствии с пунктом 28 Правил поставки газа, в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте «б» пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на мосте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.
В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила от 6 мая 2011 г. № 354), потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Согласно пункту 81 (11) Правил от 6 мая 2011 г. № 354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.При проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 81(1) настоящих Правил, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 59 Правил поставки газа результаты проверки отражаются в акте, в котором указываются следующие сведения: а) дата и место проведения проверки; б) сведения об абоненте, у которого проводится проверка; в) сведения о гражданах, присутствующих при проведении проверки, и реквизиты документов, удостоверяющих их личность; г) показания приборов учета газа; д) описание технического состояния пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу; е) описание нарушений с указанием конкретного пункта договора, который нарушен, а в случае их отсутствия - соответствующая запись.
Пунктом 60 Правил поставки газа установлено, что акт составляется в 2 экземплярах и подписывается гражданами, присутствовавшими при проведении проверки и оформлении акта, по одному экземпляру для каждой из сторон договора. В случае отказа абонента от подписания акта об этом делается отметка в акте с указанием причин отказа. Абонент вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов проверки, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте проверки. Второй экземпляр акта проверки вручается абоненту (его представителю), а в случае его отказа принять акт - направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Андриянцев Александр Петрович является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <...>, и абонентом ООО «Газпром Межрегионгаз Орел», на которого открыт лицевой счет.
Для учета начислений и поступивших оплат на имя Андриянцева Александра Петровича открыт лицевой счет № №***, в указанном жилом доме установлен прибор учета газа СГМН-1 G6 с заводским номер №***.
В ходе проведения 05 сентября 2022 г. проверки внутридомового газового оборудования в доме истца контролером ООО «Газпром Межрегионгаз Орел» был выявлен факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета: под магнитным воздействием табло прибора учета газа останавливается при включенном газовом оборудовании.
В тот же день, представителем ответчика составлен акт проверки внутридомового газового оборудования № 51 и акт выявления несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа № 51/1.
Судом также установлено, что при проведении проверки присутствовал Андриянцев Александр Петрович, который впоследствии 07 сентября 2022 года направил заявление ответчику о несогласии с результатами проверки, указав, что вмешательства в работу счетчика не производилось.
Согласно акту исследования технического состояния счетчика газа № 172 от 10 октября 2022 г., составленным Федеральным бюджетным учреждением «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Курской области» по заказу ответчика установлено несанкционированное вмешательство в работу счетчика, ООО «Газпром Межрегионгаз Орел» произведен перерасчет за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10 по п. 81 (11) Правил от 6 мая 2011 г. № 354.
Обращаясь в суд с иском, Андриянцев Александр Петрович оспаривает акт № 51 от 05 сентября 2022 г. по результатам проверки газового оборудования.
Из материалов дела следует, что до проведения проверки 05 сентября 2022 г. в адрес ООО «Газпром Межрегионгаз Орел» от истца не поступало каких-либо уведомлений о неисправности прибора учета газа.
В связи с чем, суд полагает, что ответчиком правомерно составлены оспариваемые акты фиксации визуальных признаков, выявленных в процессе проверки прибора учета газа, свидетельствующих о возможных фактах вмешательства в счетный механизм прибора учета, либо о безучетном отборе газа, и отказывает в удовлетворении исковых требований в данной части.
Как следует из акта № 172 от 10 октября 2022 г., составленным по результатам комиссионного исследования сотрудниками Федеральным бюджетным учреждением «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Курской области» Кутафиным А.С. и Железняковым Р.А. счетчик газа подвергался несанкционированному вмешательству в конструкцию, на клапан газораспределяющего механизма был закреплен (приклеен) магнит, что позволяло, при установке магнита к верхней части крышки корпуса счетчика, прерывать учет потребленного газа. Под воздействием внешнего магнитного поля (приоставленного магнита в верхней части крышки корпуса счетчика) происходит притягивание магнита, который был установлен на клапан. Вследствие этого, клапан газораспределительного механизма приподнимается, открывает газо-измерительную камеру и не производит возвратно-поступательное движение. Газ поступает в выходной патрубок счетчика газа через образовавшуюся щель. Объеи потребленного газа не учитывается. Если убрать установленный магнит, то клапан возвращается в исходное положение, и учет потребленного газа возобновляется. Знаки, нанесенные на свинцовые пломбы исследуемого счетчика газа, визуально отличаются от знаков, наносимых заводом-изготовителем, то есть пломбы не являются заводскими.
Допрошенный в качестве свидетеля начальник отдела Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Курской области» Кутафин А.С., указал, что счетчик газа СГМН-1 G6 с заводским номер 5013488 был представлен на исследование в упакованном и опломбированном виде. Само исследование проведено на основании, заключенного с ООО «Газпроммежрегионгаз Орел» договора, на основании описания данного типа средства измерений, при этом, какой либо заинтересованности в результатах проведенного исследования не имеется. В процессе исследования был выявлен факт несанкционированного вмешательства счетчик газа, подтвердил выводы, изложенные в акте № 172 от 10 октября 2022 г.
Согласно статье 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Свидетель Бородина А.В., указала, что она является контролером ООО «Газпром Межрегионгаз Орел», по адресу: <...>, не выходила, котроллер составивший оспариваемый акт в настоящее время не работает в данной организации, подтвердила правильность оформления акта.
Суд принимает в качестве доказательства показания данных свидетелей, поскольку показания даны не заинтересованными лицами, предупрежденными об уголовной ответственности, последовательны, подробны и согласуются между собой, а также с иными письменными материалами дела.
Судом был проверен указанный расчет задолженности за потребленный природный газ и признан верным.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства в совокупности и установив, что прибор учета счетчик газа СГМН-1 G6 с заводским номер 5013488 установлен в помещении, доступ к которому не может быть осуществлен без присутствия потребителя, со стороны истца в его работу имело место несанкционированное вмешательство, а перерасчет платы за коммунальную услугу производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Из содержания подпункта «б» пункта 2 Правил № 354 от 06 мая 2011 г., закрепляющего положение, согласно которому указанные Правила не применяются к отношениям, возникающим при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами № 549, следует, что в не урегулированной этим нормативным правовым актом части подлежат применению Правила № 354 от 06 мая 2011 г.
Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 порядок перерасчета при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета не установлен.
Из правовой позиции, выраженной Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.11.2019 № 3059-О следует, что оспариваемые положения пункта 81.11 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, подлежащие применению во взаимосвязи с положениями абзаца пятнадцатого пункта 2 данных Правил, закрепляющими понятие «потребитель», направлены на защиту интересов добросовестно действующих юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), предоставляющих потребителю коммунальные услуги, путем предупреждения и пресечения безучетного потребления коммунальных ресурсов со стороны недобросовестных потребителей и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Более того, надлежащих и допустимых доказательств в подтверждение неправильного расчета задолженности истца, истцом не представлено.
Таким образом, анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания действий по проведению проверки прибора учета газа, акта проверки внутригазового оборудования и доначислению задолженности по оплате за потребленный природный газ, начислению пени за просроченные платежи, расчета задолженности незаконными, обязании произвести перерасчет объема потребленного газа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Андриянцева Александра Петровича к ООО «Газпром межрегионгаз Орел» о признании действий по проведению проверки прибора учета газа, акта проверки внутригазового оборудования и доначислению задолженности по оплате за потребленный природный газ, начислению пени за просроченные платежи, расчета задолженности незаконными, обязании произвести перерасчет объема потребленного газа – оставить без удовлетвения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течении одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, который будет изготовлен 18 сентября 2023 года.
Судья О.И. Короткова