Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1581/2024 (33-15287/2023;) от 20.12.2023

Судья: Демихова Л.В. Гр. дело № 33-1581/2024

(номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-282/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    19 марта 2024 года                              г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Хаировой А.Х.,

судей Баданова А.Н., Мокшаревой О.Г.,

с участием прокурора Сергеевой Е.С.,

при секретаре Отрощенко К.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело по иску Шураева А.Д. к Военному комиссариату городов Сызрань и Октябрьск, Сызранского и Шигонского районов Самарской области, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, Министерству здравоохранения Самарской области, Министерству здравоохранения Российской Федерации, ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации – Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна», ФГБУ Всероссийский центр экспертной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова, медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов особого риска Российской Федерации о признании права на взаимосвязь заболеваний и инвалидности с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, признании решений экспертного совета незаконными и недействительными, назначении ежемесячной компенсации вреда здоровью,

по апелляционной жалобе истца Шураева А.Д. и апелляционному представлению прокурора г. Сызрани Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 19 апреля 2023 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Шураева А.Д. к Военному комиссариату городов Сызрань и Октябрьск, Сызранского и Шигонского районов Самарской области, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, Министерству здравоохранения Самарской области, Министерству здравоохранения Российской Федерации о признании права на взаимосвязь заболеваний и инвалидности с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, признании решений экспертного совета незаконными и недействительными, назначении ежемесячной компенсации вреда здоровью - отказать в полном объеме».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х. по делу, пояснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области – Пыленок М.А.(по доверенности), возражавшей против исковых требований и доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Сергеевой Е.С., поддержавшей доводы апелляционного представления прокурора г. Сызрани, полагавшей необходимым отменить решение суда первой инстанции и отказать истцу в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия

установила:

Шураев А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату городов Сызрань и Октябрьск, Сызранского и Шигонского районов Самарской области, Министерству социально-демографической и семейной политики о признании решения МСЭК13ПОР РФ от 25.06.2004 года, решения С-Петербургского МЭС от 12.07.2006 года, 27.09.2006 года, 06.04.2016 года и ФМЭС от 15.07.2017 года недействительными и незаконными, назначении компенсации, привлечении виновных лиц к административной ответственности.

В обоснование заявленных требований Шураев А.Д. указал, что в период прохождения срочной службы принимал участие в ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне в 1959-1963г.г., является ветераном подразделений особого риска, инвалидом * группы.

На заседаниях Медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов особого риска РФ от 25.06.2004 года, Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся воздействию радиационных факторов от 12.07.2006 года, 27.09.2006 года, и 06.04.2016 года, ФГБУ «Государственный научный центр РФ - Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» от 15.02.2017 года, рассмотрена представленная истцом медицинская документация по вопросу установления причинной связи заболеваний с воздействием радиационных факторов, по результатам которой вынесены заключения, содержащие следующие выводы: «Все выявленные заболевания не относятся к патологии, инициируемой ионизирующей радиацией, не входят в перечень радиационнообусловленных заболеваний», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 года № 592. Заболевания и инвалидность общие, с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска не связаны».

Шураев А.Д. считает, что при вынесении указанных выше решений МСЭК КВ ПОР РФ, так и Санкт-Петербургский МЭС и Федеральный ФММЭС применили двойные стандарты.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Шураев А.Д. просил суд:

- признать право на взаимосвязь заболеваний и инвалидности с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, поименованных в пункте «а» п.1 Постановления Верховного Совета от 27.12.1991 года № 123-1,

- признать решение МСЭК КВ ПОР РФ от 25.06.2004 года, решения Санкт-Петербургского МЭС от 12.07.2006 года, 27.09.2006 года, 06.04.2016 года и ФМЭС от 15.02.2017 года недействительными и незаконными, как вынесенные неправомочными органами;

- отменить решение МСЭК КВ ПОР от 25.06.2004 года и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Самарской области назначить ежемесячную компенсацию вреда здоровью со дня отмены решения МСЭК КВ ПОР РФ от 25.06.2006 года;

- привлечь виновных лиц к административно - правовой либо уголовной ответственности.

Определениями суда первой инстанции от 06.12.2022 года, 13.01.2023 года, 08.02.2023 года к участию в деле по ходатайству истца в качестве соответчиков привлечены Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, Министерство здравоохранения Самарской области, Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Определением суда первой инстанции от 13 января 2023 года суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, истец Шураев А.Д. подал апелляционную жалобу на решение суда от 19 апреля 2023 года, просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное.

В апелляционном представлении прокурор г. Сызрани просит отменить решение суда первой инстанции, рассмотреть дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Указывает, что судом не определен состав лиц, участвующих в деле, чьи права могут быть затронуты при вынесении решения.

Судебная коллегия, учитывая, что истец Шураев А.Д., обращаясь в суд, оспаривает, в том числе, заключение ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации – Федеральный медицинский биофизический центр им. Бурназяна», а также заключения, принятые Санкт-Петербургским региональным межведомственным экспертным советом по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся воздействию радиационных факторов, созданным на базе ФГБУ Всероссийский центр экспертной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова 12.07.2006 года, 27.09.2006 года, и 06.04.2016 года, заключение медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов особого риска РФ, между тем, указанные юридические лица к участию в деле судом первой инстанции не привлечены, определением от 13.02.2024 года перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле в качестве соответчиков привлечены: ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации – Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна», ФГБУ Всероссийский центр экспертной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова, медико-социальная экспертная комиссия Комитета ветеранов особого риска Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское региональное отделение ФГБУ «Всероссийский центр экспертной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова».

Разрешив в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о возможности рассмотреть дело при данной явке, выслушав пояснения представителя ответчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области – Пыленок М.А. (по доверенности), заключение прокурора, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия полагает его подлежащим отмене, поскольку в силу положений пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, независимо от доводов жалобы, судебное постановление подлежит безусловной отмене, в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Статьей 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Согласно ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» настоящим Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы (ч. 6).

Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями (ч. 7).

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ч. 9).

Постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 № 592 утвержден перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Предоставление возмещения вреда и мер социальной поддержки лицам, принимавшим непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в составе подразделений особого риска, регулируется Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1, распространившим действие отдельных норм Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.

Из материалов дела следует, что истец Шураев А.Д., в период прохождения срочной службы, принимал участие в ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне в 1959-1963 гг., является ветераном подразделений особого риска.

25.06.2004 года медико-социальная экспертная комиссия Комитета ветеранов особого риска РФ, рассмотрев заявление Шураева А.Д. об установлении причинной связи инвалидности с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, предоставленные медицинские и экспертные документы: амбулаторную карту истца с 1974 по 2002 г.г., ксерокопии справки серия МСЭ-201 от 03.12.2022, акт освидетельствования в БМСЭ от 2002 года, направление на МСЭ от 06.06.2022 года, медицинские заключения, выписки из амбулаторной карты от 1996-1997 г.г., пришла к выводу, что выявленные у Шураева А.Д. заболевания, по которым он признан инвалидом * группы, не связаны с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

12.07.2006 года, 27.09.2006 года, и 06.04.2016 года Санкт-Петербургским региональным межведомственным экспертным советом по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся воздействию радиационных факторов, по распоряжению Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию рассмотрена представленная Министерством здравоохранения Самарской области медицинская документация в отношении Шураева А.Д., по результату рассмотрения которой экспертным советом приняты решения от 12.07.2006 года, от 27.09.2006 года, от 06.04.2016 года, из которых следует, что все диагностированные заболевания не относятся к патологии, инициируемой ионизирующей радиацией, не входят в перечень радиационно обусловленных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 № 592; заболевания и инвалидность общие, с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска не связаны.

15.02.2017 года ФГБУ «Государственным научным центром РФ -Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» рассмотрена представленная Министерством здравоохранения Самарской области медицинская документация в отношении Шураева А.Д., по результату рассмотрения которой принято решение, которым причинная связь развившихся заболеваний и инвалидности с воздействием радиационного фактора не установлена; заболевания Шураева А.Д. не входят в Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, утверждённый Постановлением Правительства РФ № 592 от 04.11.2004. Кроме того, заболевания не относятся к стохастическим и детерминированным эффектам ионизирующего излучения.

Согласно пункту 95 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 (далее - Постановление № 565), причинная связь увечий, заболеваний с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, с воздействием радиационных факторов вследствие непосредственного участия военнослужащих, сотрудников, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, в действиях подразделений особого риска устанавливается военно-врачебными комиссиями и (или) межведомственными экспертными советами.

Военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками, в том числе, «заболевание радиационнообусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска» - если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска (подпункт «г» пункта 94 Постановления № 565).

Согласно пунктам: 1, 2, 3 и 4 Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.04.2005 № 289 (далее - Положение о МЭС), межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (далее - МЭС), создается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на базе специализированного многопрофильного медицинского учреждения.

МЭС обслуживает один или несколько федеральных округов Российской Федерации в зависимости от численности граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, проживающих на закрепляемых за МЭС территориях.

Основной задачей МЭС является установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиационных факторов. На МЭС возлагаются функции проведения экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов, принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов.

В силу пункта 10 Положения о МЭС регламент деятельности МЭС, персональный состав МЭС и состав специалистов, входящих в рабочую группу, утверждаются приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.07.2005 № 475 (далее - Приказ № 475).

Пунктом 3 Приказа № 475 на Федеральный МЭС возложены функции организационно-методического руководства деятельностью, осуществляемой в области проведения экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.

Согласно перечню межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (приложение № 1к Приказу № 475) Федеральный МЭС, создаваемый на базе федерального государственного учреждения «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. А.И. Бурназяна ФМБА России», осуществляет обслуживание Российской Федерации в целом.

При этом согласно пункту 5.3.21.5 Положения о Федеральном медико- биологическом агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 206 (далее - Положение о ФМБА России), ФМБА России осуществляет полномочия по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности, а также смерти граждан с воздействием особо опасных факторов физической, химической и биологической природы.

В силу пункта 6.5 Положения о ФМБА России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности ФМБА России имеет право осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов ФМБА России и подведомственных организаций.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608 (далее - Положение о Минздраве России), Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения.

Согласно пункту 2 Положения Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Таким образом, исходя из приведенных выше норм законодательства, распорядительные полномочия Министерства здравоохранения Самарской области, Министерства здравоохранения Российской Федерации в сфере охраны здоровья распространяются преимущественно на подведомственные медицинские организации.

Между тем, из материалов дела следует, что Министерство здравоохранения Самарской области, Министерство здравоохранения Российской Федерации не являются учредителями ни экспертного совета, ни учреждения, на базе которого создан совет.Вопрос об установлении причинной связи заболеваний и инвалидности, связанными с непосредственным участием в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия и учений во время службы в подразделениях особого риска, а также оценки принятых решений Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации, Санкт-Петербургского межведомственного экспертного совета, Федерального межведомственного экспертного совета не входит ни в рамки компетенции Министерства здравоохранения Самарской области, ни Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Согласно п.п. 3,4,5 Регламента «О создании и организации деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов» (вместе с «Регламентом деятельности межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов»), утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2005 № 475, документы, направленные органом здравоохранения субъекта Российской Федерации в МЭС (далее - дело), поступают в рабочую группу МЭС, где регистрируются в порядке очередности их поступления. По результатам рассмотрения дела МЭС принимает решение об установлении (отказе в установлении) причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти гражданина с воздействием радиационных факторов (далее - решение) или об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и (или) документов.

При этом, из материалов дела следует, что Министерство здравоохранения Самарской области возложенную на него обязанность по передаче документов истца в межведомственный экспертный совет для принятия соответствующих решений выполнило в установленном законом порядке предоставив пакет медицинских документов, необходимых для принятия на заседаниях Медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов особого риска РФ от 25.06.2004, Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся воздействию радиационных факторов от 12.07.2006, 27.09.2006, и 06.04.2016, ФГБУ «Государственный научный центр РФ-Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» соответствующих решений.

Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности), утвержденные Постановлением № 136 (далее - Правила), разработанные в соответствии со статьей 4 Закона № 1244-1, определяют порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности), предусмотренной пунктом 4 части первой статьи 15 Закона № 1244-1, гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона № 1244-1.

Ежемесячная компенсация получателю (его законному представителю), у которого право на нее впервые возникло после 1 января 2022, предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о предоставлении ежемесячной компенсации, форма которого устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, и документов (сведений), необходимых для предоставления ежемесячной компенсации, по Перечню согласно приложению к Правилам (пункт 2 Правил).

Таким образом, исходя из приведенных выше норм законодательства, полномочия Министерства здравоохранения Самарской области и Министерства здравоохранения Российской Федерации обязанность по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, не предусматривают.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца, предъявленных к Министерству здравоохранения Самарской области и Министерству здравоохранения Российской Федерации, не имеется.

Разрешая требования истца Шураева А.Д. об обязании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Самарской области назначить ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью, предусмотренной статьей 15 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», судебная коллегия исходит из следующего.

Предоставление возмещения вреда и мер социальной поддержки лицам, принимавшим непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в составе подразделений особого риска регулируются Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», распространившим действие отдельных норм Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.

Право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью, предусмотренной статьей 15 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предоставлено гражданам из подразделений особого риска, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 607 утвержден порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Выплата денежной компенсации инвалидам производится территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с пунктами 4(1) - 4(3), 7(1), 8(1) и 10 настоящего Порядка или государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации (пункт 4).

В Приложении к указанному выше Порядку указан подробный перечень документов (сведений), необходимых для предоставления выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, одним из которых является копия заключения межведомственного экспертного совета или врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации считаются территориальными органами Фонда, территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации реорганизуются в форме присоединения к территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом за территориальными органами Фонда сохраняются основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций, код по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления, присвоенные соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации до дня создания Фонда.

В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 12.12.2022 года № 370а Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области.

Правоотношения, связанные с установлением и выплатой пенсий, в период с 01.01.2002 года по 31.12.2014 года регулировались Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон №173), с 01.01.2015 - Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).

Как следует из материалов дела, с 28.10.1997 года Шураев А.Д. является получателем пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Шураев А.Д. в период прохождения срочной службы принимал участие в ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне в 1959-1963г.г., является ветераном подразделений особого риска, в связи с чем имеет статус непосредственного участника подразделения особого риска.

Согласно выпискам из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, Шураев А.Д. является инвалидом * группы по общему заболеванию ( МСЭ- 2001 с 03.09.2002 года - * группы инвалидности общее заболевание, МСЭ- 2021 с 22.04.2022 года бессрочно - * группа инвалидности общее заболевание).

Решениями Медико-социальной экспертной комиссия Комитета ветеранов особого риска РФ от 25.06.2004 года, Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся воздействию радиационных факторов от 12.07.2006 года, 27.09.2006 года, и 06.04.2016 года, ФГБУ «Государственный научный центр РФ-Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» от 15.02.2017 года, причинная связь развившихся заболеваний и инвалидности с воздействием радиационного фактора не установлена; заболевания Шураева А.Д. не входят в «Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации», утверждённый Постановлением Правительства РФ № 592 от 04.11.2004.

Таким образом, принимая во внимание, что решениями Медико-социальной экспертной комиссия Комитета ветеранов особого риска РФ от 25.06.2004, Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся воздействию радиационных факторов от 12.07.2006, 27.09.2006, и 06.04.2016, ФГБУ «Государственный научный центр РФ - Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» от 15.02.2017, факт установления причинной связи инвалидности с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, дающих Шураеву А.Д. право на назначение выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установлен не был, иные заключения межведомственного экспертного совета или врачебной комиссии, подтверждающие факт установления причинной связи инвалидности с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации представлены не были, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для возложения на Министерство социально-демографической и семейной политики и Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области обязанности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью, предусмотренной статьей 15 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не имеется.

Разрешая требования Шураева А.Д. к Военному комиссариату городов Сызрань и Октябрьск, Сызранского и Шигонского районов Самарской области, и отказывая в их удовлетворении, судебная коллегия исходит из того, что Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 07.12.2012 г. N 1609, вопросы относительно проведения медико-социальной экспертизы на предмет установления прав граждан на взаимосвязь заболеваний и инвалидности с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, поименованных в пункте «а» п.1 Постановления Верховного Совета от 27.12.1991 № 123-1, к полномочиям военного комиссариата не относятся.

Разрешая требования Шураева А.Д. о признании незаконным решения Санкт-Петербургского МЭС от 06.04.2016 года, о признании недействительными и незаконными решений МСЭК КВ ПОР РФ от 25.06.2004, решений С-Петербургского МЭС от 12.07.2006, 27.09.2006, и ФМЭС от 15.02.2017 года, судебная коллегия исходит из того, что истцом, в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств в обоснование своих требований.

Судебная коллегия, с учетом представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь положениями Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановления Правительства РФ от 04.11.2004 № 592 «Об утверждении перечня заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", установив, что на дату проведения Санкт-Петербургским региональным межведомственным экспертным советом по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся воздействию радиационных факторов от 06.04.2016, причинная связь развившихся заболеваний и инвалидности с воздействием радиационного фактора не установлена; заболевания Шураева А.Д. не входят в «Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации», утверждённый Постановлением Правительства РФ № 592 от 04.11.2004, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания указанных выше решений незаконными.

Из отзыва заместителя председателя Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов на исковое заявление Шураева А.Д. от 05.03.2024 года следует, что МЭС рассмотрел экспертный вопрос о причинной связи забо░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., **** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 12.07.2006 ░░░░ (), ░ 27.09.2006 ░░░░ (), ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 06.04.2016 ░░░░ () ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░░ 2004 ░░░░ № 592. ░░░░░░░ ░░░: ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ 06.04.2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░ 2005 ░░░░ № 475, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 06.04.2016 ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 26.10.2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ 06.04.2016 ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ «░» ░.1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27.12.1991 ░░░░ № 123-1, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░ 25.06.2004 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 12.07.2006 ░░░░, 27.09.2006 ░░░░, 06.04.2016 ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 15.02.2017 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░ 25.06.2004 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░ 25.06.2006 ░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328,329,330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░», ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░. ░.░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

33-1581/2024 (33-15287/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении ИСКА (заявлении)
Истцы
Шураев А.Д.
Прокурор г.сызрани
Ответчики
Военный комиссариат г. Сызрани, Октябрьска, Сызранского и Шигонского районов
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Министерство здравоохранение Самарской области
Другие
ФГБУ Всероссийский центр экстреной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова
ФГБУ Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова
медико-социальная экспертная комиссия Комитета ветеранов особого риска РФ
ФГБУ "Государственный научный центр РФ-Федеральный медицинский биофизический центр им.Бурназяна"
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
21.12.2023[Гр.] Передача дела судье
13.02.2024[Гр.] Судебное заседание
13.02.2024[Гр.] Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
19.03.2024[Гр.] Судебное заседание
15.04.2024[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2024[Гр.] Передано в экспедицию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее