Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-317/2023 ~ М-283/2023 от 04.07.2023

УИД 16RS0-24

    Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2023 года                                                                          <адрес>

Сармановский районный суд Республики Татарстан в составе

судьи Хайбрахманова Р.Р.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> Республики Татарстан к ФИО2 о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

    <адрес> в интересах малолетней ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с заявлением к ФИО2 с требованиями в вышеприведенной формулировке.

    В обоснование заявленного требования прокурор указал на то, что приговором Сармановского районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО2 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 12 лет 3 месяца с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с последующим ограничением свободы сроком на 1 год с возложением соответствующих обязанностей.

    Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным дела Верховного Суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ приговор суда первой инстанции оставлен без изменения.

    Согласно указанного приговора, выступившего в законную силу, осужденным, с целью удовлетворения своей половой страсти, с использованием беспомощного состояния потерпевшей, совершил действия сексуального характера в отношении малолетней – ФИО1, вопреки воле и согласию последней.

    Прокурор обращается с заявлением в суд опираясь на объяснения матери потерпевшей, законного представителя ФИО3 которая пояснила, что в результате преступных действий ответчика, ее дочь ФИО1 испытала нравственные страдания, оказавшие негативное воздействие в дальнейшем на психику и половое созревание ребенка, чем малолетней причинен моральный вред, который оценила в 500 000 рублей, подлежащий компенсации за счет виновного.

    В связи с изложенным, прокурор просит взыскать с ответчика в пользу малолетней потерпевшей сумму компенсации морального вреда в указанном выше размере.

    На судебном заседании прокурор ФИО5 заявление поддержал, ссылаясь на обстоятельства, подробно приведенные в исковом заявлении.

    Ответчик на судебное заседание не явился, поскольку в настоящее время находится в местах лишения свободы, о месте и времени судебного заседания был надлежащим образом извещен, суду отзыв не представил.

    Третье лицо ФИО3 на судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявление прокурора поддерживает.

    Выслушав доводы явившихся участников судебного разбирательства, изучив доводы прокурора, содержащиеся в заявлении и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

    Как усматривается из материалов дела, факт совершения ответчиком ФИО2 умышленных противоправных действий против половой неприкосновенности малолетнего ребенка, в частности действий сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшей, в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, подтверждается вступившим в законную силу приговором Сармановского районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ.

    Ответчик ФИО2 был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ, которому назначено наказание в виде лишения свободы.

Приговор был предметом ревизии судов, как апелляционной, так и кассационной инстанции.

Данный приговор, в соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, имеет преюдициальное значение для разрешения гражданского дела по иску законного представителя потерпевшей к виновному лицу. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Согласно ч. 1 ст. 42 УПК РФ, потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред.

Прокурор в порядке ст. 45 ГПУ РФ обратился в суд с заявлением в интересах малолетней потерпевшей ФИО1, которой в результате умышленных преступных действий ответчика, по мнению прокурора, законного представителя потерпевшей ФИО3, причинен моральный вред, а потому, согласно закона, её дочь имеет право на компенсацию морального вреда за счет осужденного.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», при рассмотрении дел о компенсации причиненных нравственных или физических страданий необходимо учитывать, что моральный вред признается законом вредом неимущественным, несмотря на то, что он компенсируется в денежной или иной материальной форме.

Личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (ст. 150 КГК РФ).

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Будучи по своей природе не только способом защиты гражданских прав, но и мерой ответственности, компенсация морального вреда может быть применена лишь при наличии необходимых условий.

Так, обязательным условием является наличие самого вреда, который выражается в физических или нравственных страданиях человека.

Как отмечается в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ , под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.

При этом, моральный вред может, в частности, заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью из-за причиненного увечья, иного повреждения здоровья, с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, а также в связи с иными обстоятельствами.

Вторым условием применения такой меры, как компенсация морального вреда, является причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и физическими или нравственными страданиями потерпевшего. Обязанность доказывания наличия вреда и указанной причинно-следственной связи лежит на потерпевшем.

Третье условие – противоправность поведения причинителя вреда. Специфика института компенсации морального вреда заключается в этом отношении в том, что противоправным считается не всякое причинение морального вреда, а причинение вреда путем нарушения личных неимущественных прав потерпевшего либо посягательства на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага (по общему правилу).

И наконец, четвертым условием компенсации морального вреда является вина причинителя. Случаи, в которых компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, закреплены ст. 1100 ГК РФ. Бремя доказывания отсутствия противоправности (правомерности действий или бездействия), а также отсутствия вины причинителя ложится на самого причинителя морального вреда.

Таким образом, установлению при разрешении дел данной категории подлежат факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Исходя из анализа доказательств и оценки их в совокупности с доводами участников процесса, суд приходит к выводу о том, что в результате умышленных преступных действий ответчика ФИО2, несмотря на непризнание последним данного обстоятельства, малолетняя ФИО1 действительно претерпела нравственные страдания, что подтверждается письменным объяснением матери потерпевшей.

В данном случае, малолетняя претерпела нравственные страдания, связанные с произошедшими с ней событиями, при обстоятельствах, нарушающих психическое благополучие ребенка, что влечет состояние субъективного эмоционального расстройства, так как для несовершеннолетних (малолетних) эротическое содержание совершенных действий, «нейтральное» с точки зрения восприятия взрослого человека, способно стимулировать преждевременное, причем патологическое, психосексуальное развитие ребенка, нанести серьезную психическую травму ребенку и вызвать у него невротическое состояние.

Кроме того, факт причинения малолетней потерпевшей морального вреда изложен в фабуле обвинения, и отражен судом в приговоре, как установленное при разрешении уголовного дела обстоятельство.

При определении размера компенсации морального вреда малолетней потерпевшей ФИО1 суд учитывает конкретные обстоятельства дела, возраст и индивидуальные особенности ребенка, степень причиненных нравственных страданий.

При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию, суд исходит из степени нравственных страданий ФИО1, имеющие негативные последствия для психики, обстоятельства дела указанные в приговоре суда. С учетом разумности и степени вины ответчика причинителя вреда, характера причиненных ответчиком нравственных страданий малолетней, материальное, семейное положение ответчика, суд считает возможным определить размер компенсации в размере 100 000 рублей, что соразмерно по мнению суда, степени и тяжести перенесенных потерпевшей нравственных страданий.

Прокурором и третьим лицом законным представителем потерпевшей не были приведены доказательства, подтверждающие доводы о том, что малолетней потерпевшей был причинен больший моральный вред, а потому требование не может быть удовлетворено в большем объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

          Заявление прокурора <адрес> Республики Татарстан к ФИО2 о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.

    Взыскать с ФИО2 (паспорт 92 12 ) в пользу малолетней ФИО1 (свидетельство о рождении серии II-КБ ), в лице её законного представителя ФИО3 (паспорт 92 11 ), денежную сумму в счет компенсации морального вреда в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                                                                       Хайбрахманов Р.Р.

2-317/2023 ~ М-283/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Сармановского района Республики Татарстан
Ответчики
Галлямов Айзат Ильгизарович
Другие
Осипова Альфинур Анваровна
Суд
Сармановский районный суд Республики Татарстан
Судья
Хайбрахманов Ринат Расимович
Дело на странице суда
sarmanovsky--tat.sudrf.ru
04.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2023Передача материалов судье
04.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2023Судебное заседание
21.08.2023Судебное заседание
25.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
24.10.2023Регистрация заявления об отмене заочного решения
30.10.2023Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее