Дело № 2-19/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2023 года п. Заиграево
Судья Заиграевского районного суда Республики Бурятия Минеева С.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шангиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности,
при участии в заседании:
истец: Д. по доверенности
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просит обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации произвести оборудование прикотельной территории №, расположенной по адресу: <адрес>, места складирования и накопления (хранения) золошлаковых отходов в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование искового заявления указали, что военной прокуратурой проведена проверка исполнения жилищно-коммунальной службой №10 ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу экологических и санирно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Проверкой установлено, что на территории котельной № отходы, образующиеся от сжигания угля-золошлаки, хранятся в открытом грунте на необорудованной площадке.
В ходе производства по делу истец уточнил исковые требования, просил суд обязать Министерство обороны РФ произвести строительство мест накопления и хранения золошлаковых отходов на прикотельной территории котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, в течение одного года со дня вступления решения в законную силу. Заявил отказ от исковых требований к ФГБУ «Центральное жилищно- коммунальное управление».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований к ФГБУ «Центральное жилищно- коммунальное управление» прекращено.
В судебном заседании представитель истца Д. исковые требования поддержал с учетом уточнения иска, по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства Обороны Российской Федерации, извещенный надлежаще, в судебное заседание не явился.
Представители ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу, Жилищно-коммунальной службы № 10 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу, извещенные надлежаще, в судебное заседание не явились.
Суд, руководствуясь статьями 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов – населения <адрес>.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 4 Закона об отходах производства и потребления право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В силу положений статьей 209 и 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежащим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Согласно п. 6 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил.
П.п. 33 пункта 10 указанного положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации, планов капитального строительства в Вооруженных силах.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Как следует из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно абзацу 5 статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 размещение отходов представляет собой хранение (содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение отходов (изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду), накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно пункту 228 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...") размещение и эксплуатация (на весь период их эксплуатации и после закрытия) специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород), должны обеспечивать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Согласно пункту 220 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Министерство обороны РФ является собственником котельной инвентаризационный номер №, расположенной в военном городке № по адресу: <адрес>.
В ходе проведенной военной прокуратурой гарнизона проверки котельной инв. № на предмет соблюдения экологического законодательства, установлено, что котельная № обеспечивает теплом объекты инфраструктуры воинской части военного городка №. В результате работы котельной на твердом топливе (уголь) образуются отходы - золошлак, складирование которого осуществляется в открытом грунте, в отсутствие водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, не защищенной поверхности площадки от воздействия атмосферных осадков и ветров, то есть в необорудованном месте.
Из контрольного листа проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отходы 4(5) класса опасности накапливаются навалом, насыпью, в виде гряд. Площадка для хранения золошлаковой смеси на котельной располагается с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесов и т.д.); поверхность площадки имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт); по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, а также п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. Также Министерство обороны Российской Федерации обладает полномочиями по организации ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, что предусмотрено пп. 52 п. 7 указанного Положения.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Этим же приказом утвержден перечень филиалов ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, одним из которых является филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО (г. Хабаровск).
Согласно п. 13 Устава ФГБУ «Центральное жилищно- коммунальное управление» основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. Для достижения целей осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства, что отражено в п. 14 Устава.
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России приняло у ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации» котельную №, являющиеся собственностью Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается передаточным актом № ВВО/ЖКО №6/ЖКС №6/4/0354 от 31.03.2017.
В соответствии п. п. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции, правомочия собственника имущества Вооруженных Сил РФ, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах РФ (п. п. 68 п. 7 Положения).
Подпунктом 44 пункта 10 Положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил РФ, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
Согласно п.13 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2017 № 860 «Об утверждении руководства по коммунально -эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации» ФГБУ «ЦЖКУ» предназначено для исполнения и контроля за исполнением контрактов, а также организации и исполнения поставки коммунально -эксплуатационного обеспечения на материально-техническую базу Вооруженных Сил за счет и в пределах субсидий из федерального бюджета, выделяемых на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ.
Исходя из требований ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Так согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» от ДД.ММ.ГГГГ качество атмосферного воздуха с наветренной и подветренной стороны от площадки для накопления и/или хранения золошлаковых отходов котельной № на территории военного городка № по адресу: <адрес> по индивидуальным компонентам загрязняющих веществ: азота диоксид, взвешенные вещества, азот оксид, сера диоксид, углерод, углерод оксид, формальдегид с учетом суммации их действия соответствуют требованиям главы 1 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Кроме того, исковые требования истца должны подтверждаться соответствующими доказательствами, как должно доказываться нарушение конкретного, а не абстрактного права заинтересованного лица.
Прокурор, обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в силу статей 3, 45, 131 ГПК РФ должен был указать, какое именно нарушение (реальная угроза нарушения) конкретного, а не абстрактного права неопределенного круга лиц, имеет место быть и какое конкретное право, нематериальное благо подлежит защите.
Между тем, прокурором доказательств превышения в атмосферном воздухе на территории военного городка уровня загрязняющих веществ, что свидетельствовало бы о нарушении прав неопределенного круга лиц и причинения этому кругу лиц вреда, суду не представлено.
Согласно п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Прокурором же при обращении в суд с иском такой вопрос не ставился.
Также, обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор не указал, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц не выполнил собственник.
Прося суд возложить на Министерство обороны РФ как собственника имущества – котельной № строительства мест накоплений и хранения золошлаковых отходов, военный прокурор не указал, почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено именно строительством указанных мест, не указаны объемы работ, затрат, которые должен произвести собственник для исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования.
Принимая во внимание недоказанность представления прокурора прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц применительно к требованиям части 1 статьи 45 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований и по этому основанию, так как роль прокурора в общей защите прав человека не должна порождать какой-либо конфликт интересов и препятствовать людям в обращении за государственной защитой их прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Заиграевский районный суд Республики Бурятия.
Судья С.И. Минеева