Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-347/2023 от 16.03.2023

Судебный участок №4 г. Петрозаводска Дело № 12-347/2023

Мировой судья Егорова С.С. УИД 10MS0005-01-2022-006939-83

Р Е Ш Е Н И Е

21 марта 2023 года г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сучилкина Инга Сергеевна, при секретаре Васильевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании по жалобе защитника Гусева ИА - Поддубной НА на постановление мирового судьи судебного участка № 4 г. Петрозаводска от 22 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.5 КоАП РФ, в отношении

Гусева ИА, <данные изъяты>

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 г. Петрозаводска Республики Карелия от 22 февраля 2023 года Гусев И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.5.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Защитник Гусева И.А. – Поддубная Н.А., действующая на основании доверенности, не согласилась с указанным выше постановлением, обратилась с жалобой в суд, согласно которой просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование заявленных требований указывает, что вменяемое Гусеву И.А. административное правонарушение заключается в том, что он, как главный редактор сетевого издания <данные изъяты> допустил выход в свет 06 сентября 2022 года публикации под названием <данные изъяты> с видеоматериалом <данные изъяты> В обоснование своего вывода о виновности Гусева И.А. судом указано следующее: «Неоднократное распространение информации, в которой явно преобладали сведения об одном кандидате <данные изъяты>, а также деятельность, способствующая созданию отрицательного отношения избирателей к иным кандидатам, описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, свидетельствует о ведении сетевым изданием предвыборной агитации в период избирательной кампании в нарушение запрета, установленного пп. «ж» п.7 ст.48 Федерального закона №67-ФЗ» (стр.6 постановления). Согласиться с таким выводом суда не представляется возможным, поскольку в публикации под названием <данные изъяты>. Это же отражено в названии статьи и в названии указанного в ней <данные изъяты> Сведения о нем, отнюдь не преобладают в указанной публикации, она посвящена актуальной на тот момент проблеме неприятного запаха в г. Петрозаводске, а не личности и/или деятельности <данные изъяты> <данные изъяты>. Что касается второй указанной в постановлении публикации, посвященной <данные изъяты>, то здесь также ошибочно утверждать о преобладании в ней сведений <данные изъяты> <данные изъяты>. Он упомянут в тексте статьи один раз, а статья полностью посвящена <данные изъяты>, в тексте, безусловно, преобладают сведения именно о ней. Таким образом, вывод о преобладании во вменяемых публикациях сведений об <данные изъяты> не основан на фактических обстоятельствах дела. Далее, в вышеуказанном выводе суда говорится о том, что помимо неоднократного распространения информации с явным преобладанием сведений об <данные изъяты>, Гусев И.А. также вел некую деятельность, способствующую созданию отрицательного отношения избирателей к иным кандидатам. Такой вывод, является абсолютно неверным и не соответствующим действительности. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства ведения Гусевым И.А. или возглавляемой им редакцией сетевого издания, какой-либо деятельности, помимо публикации спорной статьи, которая способствовала созданию отрицательного отношения избирателей к иным кандидатам. В чем такая деятельность заключалась, не ясно. К каким именно «иным кандидатам» создавалось отрицательное отношение, в тексте постановления также не указано, но при этом, словосочетание «иные кандидаты» использовано во множественном числе неоднократно. Положенный в основу оспариваемого постановления не соответствующий действительности вывод суда влечет недействительность постановления в целом. Помимо этого, суд ошибочно расценил публикацию, выход в свет которой, вменяется в вину Гусеву И.А., как сообщение о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом (стр.7 постановления), распространение которого регулируется п.5 ст.45 Федерального закона №67-ФЗ. Обе упомянутые в постановлении публикации таковыми не являются, в них не идет речь о проведении предвыборных мероприятий, поэтому применение п.5 ст.45 Федерального закона №67-ФЗ здесь также необоснованно. В оспариваемом постановлении не содержится доказательств наличия у Гусева И.А. специальной агитационной цели, что является нарушением п.2.1 ст.48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Постановления Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", указывающего, что не может быть признано агитацией информирование избирателей через средства массовой информации, в том числе об имевших место агитационных призывах голосовать за или против кандидата или о других агитационных действиях, предусмотренных пунктом 2 статьи 48, без выявления соответствующей непосредственно агитационной цели, наличие либо отсутствие которой, во всяком случае, подлежит установлению судами общей юрисдикции и (или) иными правоприменителями при оценке ими тех или иных конкретных действий, как противозаконной предвыборной агитации. Таким образом, вывод суда о виновности Гусева И.А. не мотивирован, не основан на законе и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Гусев И.А. в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом.

В судебном заседании защитник Поддубная Н.А., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, указав, что оспариваемое постановление является немотивированным и необоснованным, в связи, с чем подлежит отмене.

Представитель Управления Роскомнадзора по Республике Карелия Матвеев Е.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с жалобой не согласился, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Заслушав защитника, представителя административного органа, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба направлена в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей ч.1 ст.5.5 КоАП РФ (в редакции закона, действовавшей на дату совершения административного правонарушения) нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

В ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1) закреплены основные понятия, в частности, средства массовой информации, которым является периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием); главного редактора, которым является лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.

Статьей 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 установлено, что редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир) (ст.26 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1).

Положениями ст.60 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 закреплено, что нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, выразившееся в нарушении установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, порядка и условий распространения материалов предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума влечет, в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что сетевое издание <данные изъяты> зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в качестве средства массовой информации <данные изъяты>

Приказом <данные изъяты> Гусев И.А. назначен на должность главного редактора сетевого издания <данные изъяты>

Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 03 июня 2022 года <данные изъяты> "О назначении выборов Главы Республики Карелия" выборы назначены на 11 сентября 2022 года.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 26 июля 2022 года <данные изъяты> кандидатом на должность Главы Республики Карелия зарегистрирован <данные изъяты>

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 05 августа 2022 года <данные изъяты> кандидатом на должность Главы Республики Карелия зарегистрирован <данные изъяты>

В силу пп.1,4 ст.2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ агитационными материалами признаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума; агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий свободны в своей деятельности по информированию избирателей, участников референдума, осуществляемой в соответствии с федеральными законами. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий вправе на основании пункта 2 настоящей статьи публиковать (обнародовать) интервью с кандидатами, выпускать в свет (в эфир) иные сообщения и материалы о кандидатах, избирательных объединениях, передачи с участием кандидатов. Организации телерадиовещания, редакции электронных сетевых изданий вправе также на основании пункта 2 настоящей статьи организовывать совместные мероприятия с участием кандидатов и осуществлять их трансляцию (обнародование) на каналах организаций телерадиовещания, в электронных сетевых изданиях. В информационных телепрограммах и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях, выпусках либо обновлениях сетевого издания сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются избирательными объединениями, кандидатами, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, не должна допускаться дискриминация (умаление прав), в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений (п.п.4,5 ст.45 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Согласно п.2 ст.48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Пунктом 2.1 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 этой статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2 этой статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

На основании пп. «ж» п.7 ст.48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы: представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности.

06 сентября 2022 года в 09 час. 20 мин. в сетевом издании <данные изъяты> расположенном по адресу: <данные изъяты>, опубликована статья <данные изъяты> <данные изъяты>, которая носит агитационный характер, в целом нацелена на создание положительного отношения <данные изъяты> призвана сформировать предпочтения избирателей в его сторону при голосовании на предстоящих выборах на сравнении с негативными характеристиками действующей власти, деятельности другого кандидата <данные изъяты> как <данные изъяты>, и имеет целью побудить избирателей проголосовать на выборах за конкретного кандидата (л.д.15-17).

19 августа 2022 года этим же сетевым изданием опубликована статья <данные изъяты> в которой содержится интервью с <данные изъяты>, часть вопросов автора – <данные изъяты>, касается предстоящих выборов Главы Республики Карелия и участия в этих выборах <данные изъяты> в частности, журналист задает вопросы <данные изъяты>.: «<данные изъяты> и получает ответы, содержащие описание возможных последствий в случае, если кандидат <данные изъяты> будет избран Главой Республики Карелия (л.д.58-74).

Поскольку опубликованные как информационные материалы, отвечают признакам предвыборной агитации, перечисленным в п.2 ст.48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, уполномоченным должностным лицом Управления Роскомнадзора по Республике Карелия в отношении Гусева И.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.5 КоАП РФ.

При рассмотрении дела мировой судья пришел к обоснованному выводу, что опубликованные в сетевом издании <данные изъяты> статьи от 06 сентября 2022 года и от 19 августа 2022 года содержат признаки агитационного материала, что указывает на неоднократность размещения Гусевым И.А. в сетевом издании «<данные изъяты> статей, содержащих признаки предвыборной агитации.

Событие административного правонарушения и вина Гусева И.А. в его совершении подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 26 сентября 2022 года, который существенных недостатков не имеет, соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, содержит необходимое описание события административного правонарушения и сведения о привлекаемом лице; скриншотами сетевого издания <данные изъяты>» - статьи <данные изъяты>; актом документирования от 26.09.2022; копией письма Центральной избирательной комиссии Республики Карелия №01-18/789; копией выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации по состоянию на 26.09.2022; копией письма Центральной избирательной комиссии Республики Карелия №01-22/711, в котором редакции сетевого издания обращено внимание на недопустимость нарушения правил проведения предвыборной агитации в ходе избирательной компании по выборам Главы Республики Карелия; иными материалами дела.

Заслушав защитника, изучив представленные письменные материалы дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.5 КоАП РФ, и виновности Гусева И.А. в его совершении.

Исследованные мировым судьей доказательства вины Гусева И.А. получены в соответствии с требованиями закона и являются допустимыми, сомневаться в их достоверности оснований не имеется. В совокупности перечисленных доказательств достаточно для установления обстоятельств вменяемого административного правонарушения и виновности Гусева И.А. в его совершении.

Собранные по делу доказательства оценены мировым судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что соответствует ст.26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о невиновности Гусева И.А. в совершении вменяемого правонарушения и об отсутствии в его действиях специальной агитационной цели являются несостоятельными, поскольку доказательств, подтверждающих, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры по недопущению нарушения избирательного законодательства, материалы дела об административном правонарушении не содержат, а выявленное правонарушение свидетельствует о виновном характере действий правонарушителя.

Довод заявителя о том, что мировым судьей в обоснование не приведено доводов, которыми установлен агитационный характер, не принимается в виду установления в ходе рассмотрения обстоятельств, в соответствии с которыми опубликованные в сетевом издании <данные изъяты> статьи от 06 сентября 2022 года и от 19 августа 2022 года по своему содержанию направлены на создание положительного отношения избирателей к конкретному кандидату, при негативном отношении к иным кандидатам, что соотносится с определением предвыборной агитации, данным п.2 ст.48 Федерального закона от 12.06.2022 №67-ФЗ,

Позиция стороны защиты, аналогичная изложенным в настоящей жалобе доводам, являлась предметом проверки в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции и была оценена критически по мотивам, приведенным в оспариваемом постановлении, и не ставят под сомнение наличие в действиях Гусева И.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.5 КоАП РФ. Оснований не согласиться с выводами мирового судьи у суда второй инстанции не имеется, принимая во внимание, что указанное постановление достаточно мотивировано и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы мирового судьи о виновности Гусева И.А. в инкриминируемом правонарушении, в жалобе не приведено. В целом доводы жалобы сводятся к переоценке установленных по делу фактических обстоятельств с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение.

Таким образом, содержание жалобы заявителя сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки мирового судьи, а также к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции о виновности Гусева И.А. в инкриминируемом правонарушении, в жалобе и в судебном заседании стороной защиты не приведено.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.

Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих за собой отмену постановления и прекращение производства по делу, мировым судьей не допущено.

Оснований для освобождения Гусева И.А. от административной ответственности не имеется.

Правовых оснований для признания совершенного Гусевым И.А правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ, не имеется.

Административное наказание, назначенное Гусеву И.А. в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и конкретных обстоятельств дела является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, а также обеспечивает фактическую реализацию целей административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Принимая во внимание изложенное, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.5 КоАП РФ, в отношении Гусева И.А. следует признать законным, обоснованным и справедливым, правовых оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 г. Петрозаводска Республики Карелия от 22 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гусева ИА оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый и фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).

Судья                                         И.С.Сучилкина

12-347/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Гусев Иван Анатольевич
Другие
Поддубная Наталья Анатольевна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Сучилкина Инга Сергеевна
Статьи

ст.5.5 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
16.03.2023Материалы переданы в производство судье
21.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
29.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее