Судья Буланова Н.А. Дело № 7-12-239
РЕШЕНИЕ
13 мая 2021 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев жалобу Декальчук А.А. на постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 18 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Декальчук А.А.,
установила:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 18 февраля 2021 года Декальчук А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
С данным постановлением не согласилась Декальчук А.А., ею подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В судебном заседании Декальчук А.А. заявлены ходатайства о вызове свидетелей: сотрудника полиции, составившего протокол об административном правонарушении, подполковника полиции Ключникова С.И. и старшего лейтенанта полиции Фоменко А.А., а также об участии при рассмотрении жалобы прокурора.
Рассмотрев ходатайства, считаю, что оснований для их удовлетворения не имеется.
Пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае необходимости заслушивать показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовать иные доказательства.
В соответствии с частью 1 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
Необходимости заслушивать показания свидетелей при рассмотрении жалобы Декальчук А.А. на постановление судьи не усматриваю, поскольку по имеющимся в деле материалам возможно полно и объективно рассмотреть жалобу.
Рассматриваемое дело в отношении заявителя не было возбуждено по инициативе прокурора, в связи с чем оснований для удовлетворения ходатайства об участии при рассмотрении жалобы прокурора, с учетом положений статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав пояснения Декальчук А.А. и её защитника Куликова И.И., поддержавшего доводы жалобы, прихожу км следующим выводам.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Декальчук А.А. постановлением судьи районного суда к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в постановлении выводы о том, что ДД.ММ.ГГГГ в ... минут по адресу: <адрес> Декальчук А.А., принимая участие в несогласованном публичном мероприятии – митинге с количеством участников около 200 человек в целях выражения и формирования мнений в защиту Навального А.А., демонстративно привлекая внимание граждан единством и массовостью публичного мероприятия, выражая его единый замысел, не выполнила требования, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, место и время совершения административного правонарушения.
Установление места и времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.
Кроме того, протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.2 настоящего Кодекса).
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудником ОП № 2 УМВД России по городу Владивостоку составлен протокол № административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный протокол содержит указание о том, что вменяемое в вину Декальчук А.А. административное правонарушение имело место ДД.ММ.ГГГГ в ... минут по адресу: <адрес> на центральной площади (л.д. 3).
Вместе с тем, в представленной Декальчук А.А. копии вышеуказанного протокола об административном правонарушении, который ей вручен должностным лицом полиции непосредственно после его составления, содержатся иные сведения о месте совершения правонарушения, а именно указан адрес: <адрес> (л.д.50).
Данное обстоятельство с достоверностью свидетельствует о том, что в составленном в отношении Декальчук А.А. протоколе об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при его вручении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в качестве места совершения правонарушения указана ДД.ММ.ГГГГ, тогда как из материалов административного дела следует, что по указанному адресу в указанное в протоколе об административном правонарушении время каких-либо публичных мероприятий не проводилось, задержана Декальчук А.А., согласно рапорту заместителя командира 1 оперативной роты (по службе) ОМОН Росгвардии по Приморскому краю Фоменко А.А. по адресу: <адрес> (район площади).
Следовательно, должностным ОП №2 УМВД России по Приморскому краю в первоначально составленный протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были внесены исправления путем исправления в нем места совершения административного правонарушения (улица «Советская» исправлена на улицу «Светланская»). Предусмотренных законом процессуальных документов о внесении исправлений в протокол об административном правонарушении в отношении Декальчук А.А., материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Недостатки протокола подлежат устранению путем внесения в него соответствующих исправлений и дополнений либо путем составления нового протокола. При этом должны быть соблюдены требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обеспечены установленные данной нормой и статьей 25.1 названного Кодекса гарантии прав защиты лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Как указано выше, согласно положениям данной статьи лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств.
Частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при внесении изменений в протокол об административном правонарушении должностным лицом выполнены не были, возможность своевременно реализовать гарантии защиты Декальчук А.А. не обеспечена, что оставлено без внимания судьей районного суда.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков. Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное нарушение требований названного Кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого решения, однако, оставлено судьей первой инстанции без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 18 февраля 2021 года, вынесенное в отношении Декальчук А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Декальчук А.А. подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 18 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Декальчук А.А. - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Жалоба (протест) подается непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья С.П. Судницына