№ 2-73/2023
70RS0012-01-2023-000084-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Бакчар Томской области 22 мая 2023 года
Бакчарский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Корнеевой Т.С.,
при секретаре Глухове А.Л.,
помощник судьи П.А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Аверина Е.А. к Администрации Высокоярского сельского поселения Бакчарского района Томской области о возложении обязанности предоставить жилое помещении,
УСТАНОВИЛ:
Аверин Е.А. обратился в суд с иском к Администрации Высокоярского сельского поселения, в котором просил возложить на ответчика обязанность предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами предоставления и пригодное для постоянного проживания.
В обоснование иска указано, что Аверин Е.А., ДД.ММ.ГГГГ гр., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать А.Г.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец записан в свидетельстве о рождении со слов матери. Своевременно по достижении 18 лет он не был внесен в список лиц, нуждающихся в получении жилья. Истец принят на учет в Администрации Высокоярского сельского поселения в качестве нуждающегося в жилом помещении 14.04.2020. В настоящее время Аверин Е.А. имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в жилом помещении. В связи с не предоставлением ответчиком истцу специализированного жилого помещения для проживания, Аверин Е.А. жильём не обеспечен, лишен социальной защиты со стороны государства.
Истец Аверин Е.А., о месте и времени рассмотрения дела был извещен, предоставил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Его представитель Немкина О.А., допущенная к участию в деле на основании ходатайства истца, исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Д.Т.П., выступающая в суде на основании устава, по заявленным требованиям не возражала.
Третьи лица Администрация Бакчарского района Томской области, Администрация Томской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.
Представитель третьего лица - Глава Администрации Бакчарского района Томской области Р.С.П. в отзыве на иск заявленные требования поддержал, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица Администрации Томской области в своем отзыве на иск просил отказать в удовлетворении исковых требований Аверина Е.А., ссылаясь на то, что в случае удовлетворения исковых требований и внеочередное получение жилого помещения Авериным Е.А., будут нарушены права и законные интересы иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, состоящих в Списке на получение жилья ранее Аверина Е.А. Также обратил внимание суда на то, что приобретение жилого помещения и последующего его предоставление лицам из числа детей-сирот осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ и требует значительных временных затрат.
В соответствии со ст.ст.35, 167 ГПК РФ, ст.ст.10, 165.1 ГК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (статья 7).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункты «ж, ж.1» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (пункт 3 статьи 8).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
При этом ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает определение процедурных правил по формированию указанного Списка, перечня документов и органа, в который должны быть представлены соответствующие документы.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации названного Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование данного Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также по предоставлению социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом Томской области лицам, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации поселений и городских округов Томской области (далее – органы местного самоуправления поселений, городских округов) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, посредством предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений.
В силу положений указанного Порядка предоставление специализированных жилых помещений лицам указанной категории осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области, реализующими государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также лиц из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным после отнесения жилых помещений к специализированному муниципальному жилищному фонду в соответствии с действующим законодательством (пункт 3).
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), сформированный органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области (пункт 4 Порядка).
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списком на территории поселения, городского округа Томской области, в список которого включено лицо из числа детей-сирот (пункты 4.1, 6 Порядка).
Согласно части 4 статьи 10 Закона Томской области от 06.09.2006 № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании установлено, что согласно копии свидетельства о рождении Аверина Е.А., его родителями указаны: мать А.Г.А. и отец А.А.
Из справки от 30.12.1996, выданной ЗАГС Ленинского района г. Томска Форма №4 (временная) следует, что в книге о записи рождений ДД.ММ.ГГГГ произведена запись №5 о рождении Аверина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ гр., родители мать А.Г.А., отец А.А. (сведения об отце записаны по указанию матери).
Согласно свидетельству о смерти А.Г.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки, выданной Отделом опеки и попечительства Администрации Бакчарского района Томской области от 24.03.2020 №589, следует, что Аверин Е.А., ДД.ММ.ГГГГ гр., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пользуется дополнительными гарантиями для данной категории лиц.
Справкой от 27.03.2023 №78, выданной Администрацией Высокоярского сельского поселения, подтверждается, что Аверин Е.А., ДД.ММ.ГГГГ гр., на основании Постановления Администрации Высокоярского сельского поселения №54 от 14.04.2020 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории МО «Бакчарский район» Томской области. Аверин Е.А. по состоянию на 27.03.2023 состоит в Списке под номером №13.
Сведениями, представленными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.03.2023 следует, что в собственности Аверина Е.А. не имеется каких-либо объектов недвижимости, в том числе, жилых.
До настоящего времени в установленном порядке жилое помещение истцу не предоставлено, указанное ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Доводы представителя Администрации Томской области о том, что предоставление Аверина Е.А. жилого помещения приведет к нарушению прав иных лиц, обладающих таким же правом на предоставление жилого помещения, и состоящих в списке на получение жилья ранее Аверина Е.А., суд отклоняет, как не основанные на законе, по следующим основаниям.
Пунктом 6-1 «Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений» установлено, что при достижении лицом из числа детей-сирот, включенным в Список, возраста 18 лет уполномоченный орган поселения, городского округа для получения согласия указанного лица из числа детей-сирот на предоставление специализированного жилого помещения направляет указанному лицу из числа детей-сирот заказным письмом с уведомлением либо выдает лицу из числа детей-сирот под роспись предложение о предоставлении специализированного жилого помещения.
Определением Верховного Суда РФ от 29.12.2014 №88-АПГ13-8 признан не действующим пункт 5 «Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений», утвержденного постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а, который ранее устанавливал очередность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда исходя из времени включения лиц указанной категории в соответствующий Список. Впоследствии этот пункт указанного Порядка признан утратившим силу Постановлением Администрации Томской области от 23.12.2014 № 510а.
Лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение должно предоставляться по достижении возраста 18 лет незамедлительно, независимо от его очередности в Списке.
Вынесение судом решения об удовлетворении иска не может привести к нарушению прав иных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые состоят в Списке на получение жилья ранее Аверина Е.А., поскольку предоставление жилого помещения Аверину Е.А. не освобождает органы исполнительной власти и местного самоуправления Томской области, наделенные соответствующими полномочиями, от обязанности по обеспечению жилыми помещениями иных лиц из указанной категории, обладающих таким же правом, в установленные законодательством сроки.
При изложенных обстоятельствах иск Аверина Е.А. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на Администрацию Высокоярского сельского поселения Бакчарского района Томской области обязанность предоставить Аверину Е.А., ДД.ММ.ГГГГ гр., жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами предоставления и пригодное для постоянного проживания.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бакчарский районный суд Томской области.
Председательствующий (подписано) Т.С. Корнеева
Мотивированное решение изготовлено 29.05.2023.