Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 31 октября 2019 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Добиной Д.Д.,
с участием прокурора Устиновой Т.А., представителя административного истца Тетюхина В.А. – Кияйкина А.В., представителя административного ответчика – Фитчиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1607/2019 по административному исковому заявлению Тетюхина В.А. о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Тетюхин В.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня принятия:
пункт № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265;
пункт № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежавшее ему в период с 25.03.2005 г. по 05.10.2017 г. на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером №, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не является офисным помещением, в нем не располагаются объекты торговли, бытового обслуживания или общественного питания. По данным технической документации объект расположен на -1 и 1 этажах жилого дома и в спорные периоды не использовался.
В судебном заседании представитель административного истца Кияйкин А.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области Фитчина А.О., действующая на основании доверенности, против удовлетворения завяленных требований возражала. Пояснила, что нежилое помещение включено в спорные Перечни на основании сведений, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с п.п.2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку расположено в подвальном и на первом этажах жилого дома и может быть использовано под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Гусев А.А., являющий собственником спорного нежилого помещения с 05.10.2017 г., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В силу ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора Устиновой Т.А., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 30 ноября 2015 года № 3033, которым утвержден «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год». В указанный приказ внесены изменения приказом министерства от 25 декабря 2015 года № 3265, которым Перечень дополнен;
- от 14 ноября 2016 года № 1907, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.
Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2016 год под пунктом №, на 2017 год под пунктом № № включено нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 1532, 2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого в период с 25.03.2005г. по 05.10.2017г. являлся Тетюхин В.А., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 29.03.2005г., договором купли-продажи от 28.09.2017г., выписками из ЕГРН от 02.07.2019г., 28.08.2019 г.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
На основании пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По данным Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером № имеет наименование и назначение – «нежилое помещение», данные о виде разрешенного использования помещения отсутствуют.
Установлено также, что указанное нежилое помещение находится на (-)1 и 1 этажах здания с кадастровым номером №, имеющего назначение «многоквартирный дом» и наименование «многоквартирный жилой дом», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29.07.2019г.
Сведения о кадастровом номере земельного участка, на котором расположен жилой дом, в ЕГРН отсутствуют, о чем представлены выписки от 12.08.2019г., от 27.08.2019г.
Согласно документам технического учета – экспликации к техническому паспорту от 03.12.1997 г., спорное нежилое помещение, площадью 1532, 2 кв.м включает в себя части назначением: склад, лестница, коридор, электрощитовая, помещение, тамбур, сан.узел, подсобная, нежилое помещение, раздевалка.
Таким образом, сведения об объекте капитального строительства с кадастровым номером №, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не предусматривают размещение в них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах, наименование и назначение нежилого помещения не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Однако, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечней на 2016 и 2017 г.г., министерством не проводилось.
Доводы административного истца о том, что нежилое помещение в период 2016 и 2017 г.г. не использовалось, министерством имущественных отношений не опровергнуты.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорное помещение не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не предназначено и не использовалось в спорные периоды для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения помещения в Перечни объектов недвижимого имущества на 2016 и 2017 гг.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня их принятия.
Руководствуясь статьями 175- 180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск Тетюхина В.А. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265, в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме 08.11.2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
г. Самара 31 октября 2019 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Добиной Д.Д.,
с участием прокурора Устиновой Т.А., представителя административного истца Тетюхина В.А. – Кияйкина А.В., представителя административного ответчика – Фитчиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1607/2019 по административному исковому заявлению Тетюхина В.А. о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
руководствуясь статьями 175- 180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
Административный иск Тетюхина В.А. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265, в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Калинникова