Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-251/2020 от 06.04.2020

Судья Крутикова С.А. дело № 21-251/2020

                                     (№ 12-20/2020)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Коми Колесникова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 мая 2020 года в городе Сыктывкаре жалобу защитника Давыдовой О.А., поданную в интересах общества с ограниченной ответственностью «РН-Транспорт», на решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 13 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Транспорт»,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Кругловой Т.С. от 6 декабря 2019 года общество с ограниченной ответственностью «РН-Транспорт» (далее по тексту также ООО «РН-Транспорт», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 51 000 рублей.

Решением заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Коми (по охране труда) Новикова С.Е. от 25 декабря 2019 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Не согласившись с указанными выше постановлением и решением должностных лиц административного органа, ООО «РН-Транспорт» в лице защитника Ганиева И.Р. обратилось в Усинский городской суд Республики Коми с жалобой, по результатам рассмотрения которой судом принято решение об оставлении постановления и решения должностных лиц административного органа без изменения, жалобы защитника ООО «РН-Транспорт» Ганиева И.Р. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, защитник ООО «РН-Транспорт» Давыдова О.А. просит об отмене судебного решения, полагая его незаконным и необоснованным, о прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, заявляя доводы, аналогичные изложенным ранее при оспаривании вынесенных должностными лицами административного органа постановления и решения, указав также на неверное определение судом первой инстанции предмета доказывания, и, как следствие, неверной оценке доводам, что по данному спору не нарушены нормы трудового законодательства.

При рассмотрении жалобы в Верховном Суде Республики Коми на решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и решение должностного лица административного органа, ООО «РН-Транспорт» явку своего законного представителя или защитника не обеспечило, предоставив ходатайство об отложении рассмотрения дела на основании Постановления Президиума ВС РФ от 18 марта 2020 года, настаивая на своем желании участвовать при рассмотрении жалобы.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, заместитель начальника отдела - главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Круглова Т.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

Разрешая ходатайство защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Давыдовой О.А., и не находя правовых оснований для его удовлетворения, исхожу из следующего.

Действительно, Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета Судей Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 808 в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) приостановлен личный прием граждан в судах Российской Федерации, постановлено рассмотрение в судах дел безотлагательного характера (об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения, о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, и другие), а также в порядке приказного, упрощенного производства.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации с 30 марта по 3 апреля 2020 года введен режим нерабочих дней.

Указами Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 28 апреля 2020 года № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», продлевался правовой режим, предусматривающий ограничения свободного перемещения граждан в целях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) по 11 мая 2020 года включительно.

Письмом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 7 мая 2020 года № СД-АГ/667 «О деятельности судов и органов Судебного департамента в полном объеме с 12 мая 2020 года» было предложено с 12 мая 2020 года осуществлять деятельность судов с ведением судебных заседаний с соблюдением требований, предусмотренных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и условиями режима повышенной готовности, введенного в соответствующем субъекте Российской Федерации, включая режим самоизоляции отдельных категорий граждан, правила социального дистанцирования и использование средств индивидуальной защиты органов дыхания.

С 12 мая 2020 года Указом Президента от 11 мая 2020 года № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» режим нерабочих дней был окончен.

Сведения о проведении судебных заседаний с лицами, участвующими в деле, опубликованы на официальном сайте Верховного Суда Республики Коми в сети «Интернет».

Таким образом, с 12 мая 2020 года каких-либо ограничений доступа в судебные заседания суда апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Коми не имеется.

Кроме того, как следует из положений Постановления Правительства Республики Коми от 22 апреля 2020 года № 194 «О введении на отдельных территориях Республики Коми ограничительных мероприятий (карантина)» город Сыктывкар (место нахождение Верховного Суда Республики Коми) не является территорией, въезд на которую ограничен в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19), в связи с чем, препятствий для прибытия с территории города Усинска на территорию города Сыктывкара, также не имелось.

Учитывая, что неявка защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, не является препятствием к рассмотрению и разрешению настоящего дела, поскольку не является обязательной для данной категории дела и таковой судом не признавалась, прихожу к выводу, что заявленное защитником ходатайство подлежит отклонению.

Поверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Исходя из требований части 1 статьи 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации, расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней.

Статьей 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев, утверждаются в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 19 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 года № 73 (далее по тексту также Положение), сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая.

Согласно пункту 41 указанного Положения, в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за своевременное и надлежащее расследование, оформление, регистрацию и учет несчастных случаев на производстве, а также реализацию мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве возлагается на работодателя (его представителя).

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, Государственной инспекцией труда в Республике Коми проведено дополнительное расследование несчастного случая, произошедшего 21 февраля 2019 года на территории Наульского месторождения, расположенного в Ненецком автономном округе Архангельской области, с работником ООО «РН-Транспорт» - мотористом цементировочного агрегата 6 разряда А. в связи с поступившей жалобой пострадавшего.

В ходе дополнительного расследования несчастного случая, произошедшего 21 февраля 2019 года с А., выявлены следующие нарушения ООО «РН-Транспорт» трудового законодательства: в нарушение статьи 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 19 Положения нарушены сроки проведения расследования несчастного случая (приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая издан 22 февраля 2019 года, дата завершения расследования - 25 февраля 2019 года); в нарушение статьи 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 22 Положения в материалы расследования несчастного случая не включены планы, эскизы, схемы места происшествия ни вахтового поселка, ни прилегающей территории (стоянка автотранспорта ...), документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и (или) вредных производственных факторов, медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего; в нарушение статей 227, 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 23 Положения (с учетом отсутствия в материалах расследования ряда документов, требуемых для его проведения) неверно установлена квалификация несчастного случая.

В связи с выявленными нарушениями трудового законодательства в отношении ООО «РН Транспорт» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и постановлением заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Кругловой Т.С. от 6 декабря 2019 года Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассматривая дело об административном правонарушении по жалобе на постановление об административном правонарушении, судья городского суда пришел к обоснованному выводы, что факт совершения ООО «РН-Транспорт» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность Общества подтверждены письменными доказательствами, представленными в материалы дела, в числе которых приказ руководителя Государственной инспекции труда в Республике Коми от 15 июля 2019 года № 95-Л о проведении дополнительного расследования несчастного случая, произошедшего с А.; жалоба А. о нарушении трудовых прав; протокол об административном правонарушении № 11/7-1683-18-ОБ/12-9653-И/20-165 от 23 декабря 2019 года; приказ директора филиала ООО «РН-Транспорт» в г. Усинске от 22 февраля 2019 года № УС-01-55/1 о создании комиссии и проведении служебного расследования в срок до 25 февраля 2019 года; акт от 25 февраля 2019 года служебного расследования происшествия, не связанного с производством, согласно которому несчастный случай, произошедший с А. 21 февраля 2019 года, квалифицирован как несчастный случай не связанный с производством; копии приказа о приеме Абракова Э.К. на работу и трудовым договором от 29 октября 2018 года; объяснительная начальника автоколонны № 1 Д.; объяснения А. от 21 февраля 2019 года, согласно которым 21 февраля 2019 года примерно в 12 часов 30 минут, находясь на отдыхающей смене, направился к машине, на которой работал, чтобы забрать свои личные вещи. Выйдя за территорию поселка, поскользнулся и упал на правый бок, почувствовал боль в плече. Обратился в медпункт, где ему оказали первую медицинскую помощь; направлением в ЛПУ, выданным А. 21 февраля 2019 года фельдшером ООО «Дневной стационар» здравпункта «Наул»; график и табель учета рабочего времени; инструкция Филиала ООО «РН-Транспорт» в г. Усинске о вахтовом методе организации работ; положение филиала ООО «РН-Транспорт» в г. Усинске «Правил внутреннего трудового распорядка»; заключение государственного инспектора труда от 15 августа 2019 года; предписание № 11/6-5058-19-ПВ/1/20-165 от 15 августа 2019 года; акт от 6 сентября 2019 года № 3 о несчастном случае на производстве и другими материалами дела.

Оснований считать имеющиеся в деле доказательства недопустимыми не имеется, поскольку документы, подтверждающие указанное нарушение государственных нормативных требований охраны труда, были получены административным органом в ходе проведения дополнительного расследования несчастного случая в связи с наличием жалобы пострадавшего о несогласии с выводами комиссии в соответствии с требованиями статьи 229.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 года № 73 утверждено Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, согласно пунктам 21, 27 и 41 которого в рамках расследования несчастного случая с учетом предоставленных полномочий в числе прочих комиссией выясняются технические причины происшествия; обстоятельства и причины несчастного случая подробно излагаются в акте формы Н-1, содержание которого должно соответствовать выводам комиссии или государственного инспектора труда. Ответственность за своевременное и надлежащее расследование несчастного случая возлагается на работодателя (его представителя).

Вопреки доводам жалобы требования указанных пунктов Положения ответственными лицами Общества не соблюдены.

Фактические обстоятельства указывают на то, что Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, доказательств в опровержение изложенных обстоятельств в материалы дела не представлено, что свидетельствует об обоснованности привлечения ООО «РН-Транспорт» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Анализ представленных доказательств по делу подтверждает обоснованность выводов должностных лиц административного органа и судьи городского суда о наличии в действиях ООО «РН-Транспорт» состава вмененного административного правонарушения.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Руководствуясь изложенным, судья городского суда с учетом вышеназванных положений закона, пришел к правильному выводу о наличии в действиях привлекаемого лица состава вмененного административного правонарушения.

Утверждение в жалобе о том, что Обществом соблюден трехдневный срок расследования нечастного случая, поскольку последний день расследования выпал на 24 февраля 2019 года, являющийся нерабочим воскресным днем, в связи с чем, в силу положений статьи 14 Трудового кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, а равно окончание расследования 25 февраля 2019 года свидетельствует об отсутствии в действиях Общества нарушений норм законодательства, основано на неверном толковании норм права.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации, расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Трудового кодекса Российской Федерации в срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Исходя из положений части 4 статьи 14 Трудового кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Между тем, правила исчисления сроков, установленные положениями статьи 14 Трудового кодекса Российской Федерации, на сроки, установленные законодателем для расследований несчастных случаев, не распространяются, поскольку закреплены в статье 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации, являющейся специальной по отношению к статье 14 Трудового кодекса РФ. На это указывает и пункт 19 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

Положения части 1 статьи 229.1 Трудового кодекса РФ определяют максимальную длительность расследования обстоятельств несчастного случая при наличии легкого повреждения здоровья, при котором такой срок не может превышать трех календарных дней иначе как при его продлении при наличии оснований, установленных законодателем.

В материалы дела представлен приказ ООО «РН-Транспорт» о создании комиссии в целях расследования происшествия, произошедшего с водителем автоколонны №1 А. от 22 февраля 2010 года № УС-01-55/1, из содержания приведенного приказа и материалов проверки следует, что расследование несчастного случая производилось с 22 февраля 2019 года по 25 февраля 2019 года, то есть с нарушением срока, установленного частью 1 статьи 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации, и пункта 19 Положения, при этом срок проведения расследования порядке, установленном частью 3 статьи 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации, не продлевался, тогда как согласно требованиям статьи 228 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель (его представитель) обязан осуществить ряд действий, в том числе организовать и обеспечить надлежащее и своевременное расследование несчастного случая и оформление материалов расследования.

Нахожу не исключающими выводы о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения и ссылку подателя жалобы на определение конкретного перечня материалов расследования председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.

В ходе работы комиссия формирует материалы расследования. Примерный перечень документов указан в части 3 статьи 229.2 Трудового кодекса РФ, пункте 22 Положения о расследовании несчастных случаев, который по решению председателя комиссии с учетом всех обстоятельств происшествия он может быть изменен (часть 4 статьи 229.2 Трудового кодекса РФ).

При этом следует отметить, что к числу задач именно комиссии относится установление обстоятельств и причин несчастного случая, обусловленности действий пострадавшего в момент несчастного случая трудовыми отношениями с работодателем, конкретных лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда.

Указанный довод исследовался судьей городского суда, который пришел к обоснованному выводу о том, что на основании статьи 229.2 Трудового кодекса РФ планы, эскизы, схемы места происшествия, документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов, а также медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, в силу прямого указания закона должны содержаться в материалах расследования.

Оснований не согласиться с выводами судьи нет.

Объем материалов формируется для обеспечения полного и достоверного расследования, установления всех обстоятельств несчастного случая, правильной квалификации несчастного случая. При расследовании несчастного случая материалы расследования включают в числе прочих необходимых документов медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего. Отсутствие в материалах расследования ряда документов, в числе которых планы, эскизы, схемы места происшествия ни вахтового поселка, ни прилегающей территории (стоянка автотранспорта УРАЛ ЦА В802КН), документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и (или) вредных производственных факторов, медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего привело к неверной квалификации несчастного случая, произошедшего с А.

Должностными лицами и судьей городского суда правильно признано, что нарушения, допущенные при оформлении несчастного случая и проведении расследования, не позволяли комиссии квалифицировать несчастный случай, как не связанный с производством.

При этом, доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения трудового законодательства при расследовании несчастного случая, а также свидетельствующих о том, что ООО «РН-Транспорт» приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, не установлено.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО «РН-Транспорт» в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерным содеянному.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенного судебного акта, в ходе производства по настоящему делу не допущено.

При указанных обстоятельствах, решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 13 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РН-Транспорт» оставить без изменения, жалобу защитника Давыдовой О.А., поданную в интересах ООО «РН-Транспорт», – без удовлетворения.

Судья                 Д.А. Колесникова

21-251/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "РН-Транспорт"
Другие
О.А. Давыдова
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Колесникова Д.А.
Статьи

КоАП: ст. 5.27.1 ч.1

Дело на сайте суда
vs--komi.sudrf.ru
06.04.2020Материалы переданы в производство судье
08.04.2020Судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
29.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2020Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее