Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-662/2024 ~ М-572/2024 от 24.06.2024

Дело № 2-662/2024

УИД 22RS0001-01-2024-001103-98

Решение в окончательно форме

составлено 22 июля 2024 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2024 года                                                                                                          г.Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Иноземцевой И.С.,

при секретаре Митяевой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алейского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетней Р.К. в лице законного представителя Р.О., к администрации Алейского района Алтайского края о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Алейский межрайонный прокурор, действуя в интересах несовершеннолетней Р.К. в лице законного представителя Р.О., обратился в Алейский городской суд с исковым заявлением к администрации Алейского района Алтайского края о взыскании компенсации морального вреда, указывая на то, что прокуратурой проведена проверка в ходе которой установлено, что 29 апреля 2023 года на <адрес>, несовершеннолетняя Р.К., ДД.ММ.ГГГГ, подвержена нападению безнадзорного животного (собаки), вследствие чего несовершеннолетней были получены телесные повреждения. Управлением ветеринарии Алтайского края 23 мая 2023 года вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.70 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года №46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушения на территории Алтайского края», на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ., в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Основанием для принятия указанного процессуального решения послужило отсутствие установления владельца собаки, которая укусила несовершеннолетнюю. Обязанность по организации мероприятий по отлову, содержанию животных без владельцев территории муниципального образования возложена на администрацию Алейского района. По причине ненадлежащего обеспечения безопасности территории муниципального района и осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев со стороны администрации Алейского района, на несовершеннолетнюю Р.К. совершено нападение животного (собаки). В результате укуса собаки несовершеннолетняя Р. перенесла как физические страдания, связанные с физической болью и лечением, так и нравственные страдания, которые обусловлены душевными переживаниями, связанными с испугом и боязнью собак, оставленными после укусов шрамами на теле. С учетом вышеизложенного, несовершеннолетней Р. причинен моральный вред, который оценен законным представителем несовершеннолетней в сумме 50 000 рублей. Просит взыскать с администрации Алейского района Алтайского края в пользу несовершеннолетней Р.К., в лице законного представителя Р.О., в счет компенсации морального вреда денежные средства в размере 50 000 рублей за причинение вреда здоровью от укусов животного (собаки) вследствие ненадлежащего осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования Алейского района Алтайского края.

В судебном заседании старший помощник Алейского межрайонного прокурора Кузьменко С.А. поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Материальный истец Р.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена в установленном законом порядке.

Представитель ответчика Администрации Алейского района Алтайского края Фролов Н.Б. иск не признал, просил в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. Из письменных возражений следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Администрацией Алейского района Алтайского края постановлением от 26 марта 2020 года №121 утвержден Порядок осуществления на территории Алейского района Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев. В соответствии с данным порядком, администрация Алейского района Алтайского края осуществляет указанную деятельность через муниципальное учреждение, либо юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных органами местного самоуправления в соответствии с требованиями, определенными законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Муниципальным правовым актом администрации Алейского района от 26 марта 2020 года №121 установлено, что реализация переданных законом Алтайского края от 09 ноября 2015 года №107 «О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев» полномочий должна осуществляться посредством заключения органом местного самоуправления, в пределах переданных ему субвенций, муниципального контракта на отлов животных без владельцев. Следовательно действия администрации Алейского района Алтайского края по обращению с животными без владельцев, согласно федеральному и региональному законодательству, не предполагают осуществление обязанностей собственника по отношению к животным без владельцев, включая контроль за поведением животных без владельцев, а сводятся к заключению контрактов на отлов, стерилизацию и возврат на прежнее место обитания тех животных без владельцев, в отношении которых от физических и юридических лиц поступили обращения. Таким образом, действия администрации Алейского района Алтайского края по поиску и определению, согласно законодательству о контрактной системе, подрядчика вышеуказанных услуг и являются надлежащим исполнением переданных ему государственных полномочий. 14 июня 2023 года на электронной площадке «РТС-тендер» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет администрацией Алейского района Алтайского края размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки №0117300035823000006, наименование объекта закупки: услуги по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Алейского района Алтайского края. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке №0117300035823000006, на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 22 июня 2023 года в 06:00:00 (по московскому времени) не подано ни одной заявки. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, на основании пункта 3 ч.1 ст.52 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся. 05 июля 2023 года на электронной площадке «РТС-тендер» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет администрацией Алейского района Алтайского края размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки №0117300035823000008, наименование объекта закупки: услуги по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Алейского района Алтайского края. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке №0117300035823000008, на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 13 июля 2023 года в 06:00:00 (по московскому времени) не подано ни одной заявки. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, на основании пункта 3 ч.1 ст.52 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся. 13 сентября 2023 года администрацией Алейского района заключен муниципальный контракт с индивидуальным предпринимателем Г.Е. на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания. Таким образом, администрацией Алейского района в пределах своих полномочий исполнены все требования федерального регионального законодательства по организации и осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. Согласно материалам поверки МО МВД России «Алейский», из объяснения Р.О., законного представителя несовершеннолетней Р.К., следует, что 28 апреля 2023 года в 16 часов 00 минут ее дочь пришла с улицы и рассказала, что она гуляла на <адрес>, к ней подбежала собака с ошейником и укусила за левую руку, прокусив ее. При этом, в материалах проверки МО МВД России «Алейский» отсутствуют доказательства того, что собака является безнадзорной (без владельца), не приняты меры по установлению владельца. 23 мая 2023 года Управлением ветеринарии Алтайского края вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по вышеуказанному факту, в связи с тем, что владелец собаки не установлен. При этом, материал проверки не был направлен в адрес МО МВД России «Алейский» для доработки в части установления владельца собаки.

Представитель третьего лица администрации Совхозного сельсовета Алейского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.

Учитывая мнение лиц участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинение вреда жизни или здоровью гражданина», установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.

В судебном заседании установлено, что 28 апреля 2023 года несовершеннолетняя Р.К., находящаяся на <адрес>, подвержена нападению безнадзорного животного (собаки), вследствие чего несовершеннолетней были причинены телесные повреждения.

Из информации <данные изъяты> от 09 июля 2024 года следует, что Р.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес> 28 апреля 2023 года в 18 часов 57 минут обратилась за медицинской помощью в приемное отделение <данные изъяты>. Осмотрена дежурным педиатром. Оказана медицинская помощь, даны рекомендации.

Из сообщения о происшествии, поступившего 29 апреля 2023 года в дежурную часть МО МВД России «Алейский» от Р.О., следует, что 28 апреля 2023 года собака покусала ребенка Р.К., владелец собаки неизвестен.

Из рапорта старшего УУП МО МВД России «Алейский» следует, что в ходе работы по сообщению Р.О. от 29 апреля 2023 года подтвердился факт того, что собака покусала Р.К., находящуюся на <адрес>.

Согласно объяснению Р.О. 28 апреля 2023 года в 16 часов ее дочь Р.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пришла с улицы и рассказала, что она гуляла на <адрес>, к ней подбежала собака и укусила за левую руку, прокусив ее. Собака была с ошейником, владельца собаки не знает.

Из объяснения Р.К. следует, что 28 апреля 2023 года в 15 часов она гуляла на <адрес>, к ней подбежала собака с ошейником и укусила за левую руку, владельца собаки она не знает.

Определением Управления ветеринарии Алтайского края от 23 мая 2023 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ст.70 Закона Алтайского края №46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с не установлением владельца собаки, которая укусила за левую руку Р.К. (субъект правонарушения).

Ответчиком не опровергнута информация относительно того, что Р.К. была укушена безнадзорной собакой, не доказано что у собаки имеется владелец, а соответственно требования истца подлежат разрешению к заявленному ответчику.

Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно пункту 1 статьи 29 этого Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года №4979-1 «О ветеринарии», а также статей 3, 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года №4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Положениями п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст. 1, 6 ФЗ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения», ст.3 Закона РФ «О ветеринарии» от 14 мая 1993 года №4979-1, Федерального закона «Об общих принципах организации местной самоуправления в РФ» прямо не предусмотрен в числе санитарно-эпидемиологических мероприятий отлов безнадзорных собак и кошек, не возложена непосредственно на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность по обеспечению конституционных прав граждан на безопасность окружающей среды, исключающей нападение на людей безнадзорных собак.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

Статьей 137 ГК РФ предусмотрено, что к животным применяются общие правила об имуществе, постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством РФ об общих принципах организации местного самоуправления и названным Федеральным законом.

Согласно ст.18 указанного Закона к мероприятиям при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельце включается отлов животных без владельце, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты животных, а также возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности на прежние места их обитания после проведения мероприятий по стерилизации.

На основании п.5 ст.2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

Статьей 3 постановления Правительства Алтайского края от 13 февраля 2020 года №52 «Об утверждении порядка осуществления на территории Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев» определено, что отлову подлежат животные без владельцев, находящиеся на улицах, в иных местах и на территориях общего пользования, а предусмотренных Федеральным законом случаях также на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании физических и юридических лиц, без сопровождающего лица, кроме случаев, когда владелец оставил животное на привязи около магазина или других мест общего пользования на непродолжительный период времени (не более трех часов).

В силу п.3 ст.20 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Постановлением Администрации Алейского района Алтайского края от 26 марта 2020 года №121 утвержден Порядок осуществления на территории Алейского района Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев.

В соответствии с данным Порядком администрация района осуществляет указанную деятельность через муниципальные учреждения, либо юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных органами местного самоуправления в соответствии с требованиями, определенными законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Указанным Порядком установлено, что реализация переданных Законом Алтайского края от 09 ноября 2015 года №107 «О наделения органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев» полномочий должна осуществляться посредством заключения органом местного самоуправления, в пределах переданных ему субвенций, муниципального контракта на отлов животных без владельцев.

14 июня 2023 года, 05 июля 2023 года администрацией Алейского района Алтайского края были размещены извещения о проведении электронного аукциона для закупки: услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Алейского района. Ввиду отсутствия заявок определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признаны несостоявшимися.

13 сентября 2023 года администрацией Алейского района Алтайского края заключен муниципальный контракт с индивидуальным предпринимателем Г.Е. на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания.

Таким образом, обязанность по организации работ по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Алейского района на момент причинения вреда возлагалась на администрацию Алейского района Алтайского края, которая в установленном законом порядке ответчиком не исполнена. При этом, отсутствие специализированной организации и признание торгов по отлову безнадзорных животных несостоявшимися, не имеют правого значения для рассмотрения дела. Доводы представителя ответчика относительно того, что у собаки, укусившей несовершеннолетнюю Р.К., имеется владелец, который в ходе проведенной проверке не был установлен, суд также признает несостоятельными, поскольку опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

С учетом изложенного, ответственность за вред в данном случае несет администрация Алейского района Алтайского края.

На основании пункта 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.

В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Размер компенсации морального вреда в соответствии с п. 2 ст. 1101 ГК РФ определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.

Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» установлено, что по общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность). Вместе с тем при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает форму и степень вины причинителя вреда (статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.

Моральный вред, причиненный лицу, не достигшему возраста восемнадцати лет, подлежит компенсации по тем же основаниям и на тех же условиях, что и вред, причиненный лицу, достигшему возраста восемнадцати лет.

При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 30 названного Постановления).

Суд полагает общеизвестным фактом, не подлежащим доказыванию, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет личные нематериальные блага, влечет как, безусловно, физические, так и нравственные страдания.

К числу наиболее значимых человеческих ценностей относится жизнь и здоровье, а их защита должна быть приоритетной (статья 3 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Право гражданина на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, относится к числу общепризнанных основных неотчуждаемых прав и свобод человека, поскольку является непосредственно производным от права на жизнь и охрану здоровья, прямо закрепленных в Конституции РФ.

В психологии понятие «моральный вред» трактуется как психологическая травма, т.е. негативные эмоциональные переживания, психические нарушения, расстройства в деятельности внутренних органов: форма страданий (отрицательные эмоциональные переживания) - эмоциональные, физические, нравственные страдания; форма нарушения физического и психического здоровья - неадекватность реакции на внешнее воздействие, негармоничное развитие, изменение социальной адаптации, психогенные изменения, физические изменения; субъективные переживания - негативное эмоционально окрашенное состояние и явление, представленное в сознании, форма активности, осознанное отношение к действительности; душевная боль - переживание отрицательных эмоций, переживание нереализации определенных потребностей; форма эмоционального реагирования - изменения в психических процессах, психических состояниях, психических свойствах.

Психическая травма - это жизненное событие (ситуация), затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям.

Страдание - это эмоции в виде отрицательных переживаний человека, глубоко затрагивающих его личные структуры, психику, здоровье, самочувствие, настроение, сигнализирующие человеку о воздействии на него неблагоприятных факторов, а также как собственно процесс неприятных переживаний человеком (субъектом) воздействующих на него негативных факторов физического, социального (нравственного, морального) характера.

Согласно ст.61 Гражданско-процессуального кодекса РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. В число таких обстоятельств входят и так называемые бесспорные факты, среди которых факт наличия негативных переживаний, нравственных страданий, испытываемых любым человеком в связи с причинением вреда здоровью, физической болью ему самому и его близкому.

Суд принимает во внимание то, что несовершеннолетней Р.К. причинены телесные повреждения, вследствие чего она переживает физические и нравственные страдания, связанные с лечением, испугом, боязнью собак.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание конкретные обстоятельства дела, нравственные и физические страдания несовершеннолетней Р.К., продолжительность лечения несовершеннолетней Р.К., ее возраст, отсутствие тяжких последствий, степень вины ответчика на котором лежит обязанность по организации работ по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории района, и взыскивает с администрации Алейского района Алтайского края в пользу несовершеннолетней Р.К. в лице законного представителя Р.О. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, полагая, что взыскание денежной суммы в таком размере в наибольшей степени будет способствовать восстановлению баланса между нарушенными правами несовершеннолетней Р.К. и мерой гражданско-правовой ответственности, применяемой к причинителю вреда.

Руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алейского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетней Р.К. в лице законного представителя Р.О. удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Алейского района Алтайского края (ОГРН 1022200507823) в пользу несовершеннолетней Р.К. в лице законного представителя Р.О. (паспорт гражданина РФ в счет компенсации морального вреда денежные средства в размере 10 000 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований Алейского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетней Р.К. в лице законного представителя Р.О., к администрации Алейского района Алтайского края о взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Алейский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья                                                 И.С. Иноземцева

2-662/2024 ~ М-572/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ремпе Ольга Владимировна
Алейский межрайонный прокурор, действующий в интересах несовершеннолетней Ремпе Каролины Валерьевны, в лице законного представителя Ремпе Ольги Владимировны
Ответчики
Администрация Алейского района Алтайского края
Другие
Администрация Совхозного сельсовета
Суд
Алейский городской суд Алтайского края
Судья
Иноземцева Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
aleysky--alt.sudrf.ru
24.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2024Передача материалов судье
28.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2024Судебное заседание
22.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2024Дело оформлено
05.09.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее