Дело № 2-19/2017
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
7 марта 2017 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Трушевой Е.А., с участием:
истца Перебатовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по исковому заявлению Перебатовой Анны Анатольевны к Мельчаковой Любови Анатольевне, Прокиной Вере Анатольевне, Кудымовой Марине Анатольевне об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на недвижимое имущество,
у с т а н о в и л:
истица Перебатова А.А. обратилась в суд с названными требованиями, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ умерла её мать – ФИО1. После её смерти осталось имущество - жилой дом по адресу: <адрес>. Истица со дня смерти матери и по настоящее время следила за домом – регулярно посещала его, убирала с крыши снег, обкашивала, убирала мусор, оплачивала электроэнергию, ремонтировала забор.
В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону нотариусом было отказано.
Сёстры истицы, являющиеся наравне с ней наследниками ФИО1, на наследство не претендуют.
Перебатова А.А. просит установить факт принятия ею наследства, оставшегося после смерти ФИО1 и установить за ней право собственности на дом по адресу: <адрес> в порядке наследования.
В судебном заседании Перебатова А.А., поддержав иск по приведённым в нём основаниям, пояснила, что ФИО1 проживала с её семьёй с лета 2014 года. К моменту её смерти в живых из наследников первой очереди оставались дочери Любовь, Вера, Марина и сама истица. Завещание матерью оформлено не было.
По незнанию Перебатова А.А. обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство не в течение полугода, а после его истечения.
Сёстры после похорон матери на родину не приезжали, намерения наследовать имущество никоим образом не проявляли.
Ответчицы Мельчакова Л.А., Прокина В.А. и Кудымова М.А. в судебное заседание не явились, просили об его проведении без их участия, возражений по иску не выразили.
Заслушав истца, оценив доводы иска, допросив свидетелей, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина, право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как обозначено в ст. 1114 ГК РФ, временем открытия наследства является момент смерти гражданина.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствие с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признаётся, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил, действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств и притязаний третьих лиц, произвёл за свой счёт расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счёт долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о наследовании" от 29 мая 2012 года N 9 под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нём на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счёт наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Как следует из ч. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.
Исходя из положения ст. 1153 ГК РФ воля на принятие наследства считается проявленной в том случае, если наследник совершает фактические действия, свойственные собственнику, то есть действия, в которых проявляется отношение наследника к наследственному имуществу как к своему собственному, поэтому действия должны им совершаться для себя и в своих интересах.
Как следует из материалов дела, 29 мая 2009 года ФИО1 купила у ФИО2 дом по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, и по день смерти была зарегистрирована в нём (л.д. 12, 13).
Согласно свидетельству о смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Истицей Перебатовой А.А. заявлено о принятии наследства после смерти матери – ФИО1, выразившемся в осуществлении в течение полугода со дня открытия наследства и по настоящее время ухода за её домом и земельным участком, оплате электроэнергии, ремонте изгороди.
Приведённые факты в полной мере подтверждены допрошенными в качестве свидетелей ФИО3 – супругом истицы, ФИО4
По сведениям от 18 марта 2015 года, представленным администрацией Усть-Зулинского сельского поселения, будучи зарегистрированной по адресу: <адрес>, ФИО1 фактически проживала в семье Перебатовой А.А. по адресу: <адрес> (л.д. 14).
Исходя из положения ст. 1153 ГК РФ воля на принятие наследства считается проявленной в том случае, если наследник совершает фактические действия, свойственные собственнику, то есть действия, в которых проявляется отношение наследника к наследственному имуществу как к своему собственному, поэтому действия должны им совершаться для себя и в своих интересах.
При этом в соответствии с ч. 2 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чём бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Установленные в ходе слушания дела обстоятельства подтверждают факт принятия Перебатовой А.А. наследства ФИО1, оставшегося после её смерти. Степень родства Перебатовой А.А. и ФИО1 установлена из свидетельства о рождении Кудымовой Анны Анатольевны у матери ФИО1 (л.д. 11), свидетельства о заключении брака с ФИО3 с присвоением супруге фамилии мужа (л.д. 10).
Согласно постановлению нотариуса Юрлинского нотариального округа Отинова К.Н. об отказе в совершении нотариального действия от 12 мая 2016 года в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону Перебатовой А.А. отказано по причине отсутствия правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимости (л.д. 5).
Перебатовой А.А. указано, что наравне с нею наследниками первой очереди ФИО1 являются Мельчакова Любовь Анатольевна, Прокина Вера Анатольевна, Кудымова Марина Анатольевна, - дочери наследодателя, сёстры истицы.
Согласно материалам наследственного дела Перебатова А.А. является единственным лицом, обратившимся с заявлением о вступлении в наследование имущества умершей ФИО1
Данных о фактическом вступлении в наследование имущества матери ответчицами суду не представлено.
Изложенное в совокупности со сведениями об отсутствии у ФИО1 супруга (ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ), иных наследников, вступивших в наследство, отсутствии завещания, позволяет сделать вывод, что Перебатова А.А. является единственным наследником первой очереди, вступившим в наследование имущества ФИО1
Разрешая по существу требование о признании права собственности на дом в порядке наследования, суд руководствуется следующим.
По смыслу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом, по смыслу ч. 2 ст. 218 ГК РФ.
В силу прямого указания закона в наследственную массу может быть включено только имущество, принадлежащее наследодателю на момент смерти, что делает необходимым определение факта принадлежности ФИО1 спорного жилого помещения.
Как уже было отмечено, наследодатель приобрела дом по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Сделка удостоверена специалистом администрации Усть-Зулинского сельского поселения (л.д. 25, 26). Расписки продавца ФИО2 и покупателя ФИО1 содержат сведения о предмете сделки, его стоимости и осуществлении оплаты.
Статьёй 12 ГК РФ определено, что защита гражданских прав осуществляется путём признания права.
Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента её передачи, а в случае, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, с момента такой регистрации.
В данном случае имеет место ситуация, когда продавцом является законный владелец недвижимости, не приобретший к моменту заключения сделки титула зарегистрированного собственника.
Предусмотренная ст. 131 ГК РФ обязанность по государственной регистрации права собственности на недвижимость могла быть исполнена и после совершения сделки – в момент регистрации перехода на покупателя ФИО1 прав на недвижимую вещь. Такая последовательность действий не влечёт недействительность сделки.
Тем не менее право собственности на приобретённый объект недвижимости продавцом и ФИО1 в установленном порядке зарегистрировано не было, что подтверждается уведомлением от 16 февраля 2017 года об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о доме по адресу: <адрес>.
Смерть стороны договора (покупателя ФИО1) делает невозможной регистрацию права собственности на приобретённый объект недвижимости во внесудебном порядке.
Формально в силу требования п. 1 ст. 2 ФЗ N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено в судебном порядке.
В данном случае судом принимается во внимание специфика правоотношений при переходе права собственности на объект недвижимости к ФИО1, которая оформила сделку, была зарегистрирована в жилье, проживала в нём в течение длительного времени.
Сделка в установленном порядке не оспаривалась.
По данным, представленным администрацией Усть-Зулинского сельского поселения 29 апреля 2016 года, дом по адресу: <адрес> принадлежал ФИО1 на праве личной собственности (без правоустанавливающих документов).
По смыслу ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Отсутствие последующих действий сторон по оформлению перехода права собственности в установленном законом порядке, по мнению суда, не свидетельствует о их незаконности либо отсутствии у наследодателя права собственности на объект недвижимости. Таким образом, суд приходит к выводу, что у ФИО1 возникло право собственности на спорный объект недвижимости, который подлежит включению в наследственную массу и передаче в собственность наследников в установленном законом порядке.
При разрешении иска в названной части суд также принимает во внимание то, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> с кадастровым номером № 28 декабря 2016 года зарегистрирован за Перебатовой А.А. на праве собственности на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 20 декабря 2016 года, выданной администрацией усть-Зулинского сельского поселения.
Выписка, право собственности Перебатовой А.А. на земельный участок в установленном порядке не опротестованы.
Согласно техническому паспорту от 26 декабря 2016 года дом по адресу: <адрес> числится под инвентарным номером №, его общая площадь составляет <данные изъяты> кв.м.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
установить факт принятия Перебатовой Анной Анатольевной наследства, оставшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Перебатовой Анной Анатольевной в порядке наследования право собственности на дом, находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Юрлинского районного суда
Пермского края Н.Н. Дереглазова