Дело №2-847/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 мая 2020 года г. Казань
Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи О.А. Гарявиной,
при секретаре Г.И. Кутуевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Раисы С. М. к Марине Б. М., Даниилу И. Г. о признании утратившими право пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Р.С. М. обратилась в суд с иском к М.Б. М. и Д.И.Г. о признании утратившими права пользования жилым помещением, в обоснование которого указывает, что жилое помещение – <адрес> принадлежит на праве собственности истцу – 2/3 доли в праве, и принадлежала её мужу Б.А.М. – 1/2 доли в праве, умершему ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время истец намерена вступить в наследство указанной доли. Ответчик М.Б. М. на наследство не претендует. В настоящее время ответчики проживают в другой стране, возможности приехать в Российскую Федерацию не имеют. Они собственниками квартиры никогда не являлись, состоят на регистрационном учете по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, однако никогда не проживали в указанной квартире, в августе 2016 года выехали в США на постоянное место жительства. Каких-либо вещей ответчиков по данному адресу не имеется, их уход из указанной квартиры носил добровольный характер, препятствий в пользовании указанной квартирой им никто не чинил, приехать в Россию и сняться с регистрационного учета ответчики не имеют возможности. Регистрация ответчиков в указанной квартире в настоящее время ограничивает истца в правах владения, пользования и распоряжения указанной квартирой. Просит признать М.Б.М. и Д.И. Г. утратившими право пользования квартирой № в <адрес> корпус 1 по <адрес>.
В судебное заседание истец, его представитель, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания не явились. Вместе с тем истец в письменном виде выразил свое согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительности причины неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
В связи с вышеуказанным суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник в силу пункта 1 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Собственник жилого помещения, согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Из положений частей 1, 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Согласно подпункту «е» пункту 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно разъяснения, данным в подпунктах «а, б» пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Кроме того членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Согласно пункту 12 указанного Постановления члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.
В пункте 13 Постановления разъяснено, что по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес> корпус 1 <адрес>, находится в собственности у истца Р.С. М. – 1/3 доли в праве на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об определении долей от ДД.ММ.ГГГГ, 1/3 доли на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, и Б.А. М. – 1/3 доли на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об определении долей от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из домовой книги и справке, выданных ТУ «Тасма» АО «Татэнергосбыт», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанной квартире зарегистрированы собственники Р.С. М. и Б.А. М. с ДД.ММ.ГГГГ, а также их дочь М.Б. М. и внук Д.И.Г. с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, заверенному участковым уполномоченным полиции, М.Б. М. и Д.И. Г. по указанному адресу фактически никогда не проживали.
В настоящее время в указанном жилом помещении проживает только истец, второй собственник Б.А. М. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
М.Б. М., согласно наследственному делу, отказалась наследовать причитающуюся ей долю в наследстве, оставшуюся после смерти отца Б.А.М., выразив тем самым отсутствие у неё интереса в дальнейшей судьбе спорного помещения, так и в сохранении права пользования указанной квартирой.
Из совокупности представленных суду доказательств следует, что ответчики после регистрации ДД.ММ.ГГГГ в спорном жилом помещении фактически в нем не проживали, в настоящее время в квартире не проживают, их вещей в квартире не имеется, оказание взаимной поддержки между истцом и ответчиками и отсутствует, бремя по содержанию жилого помещения не несут, тем самым они добровольно отказались от права пользования спорным жилым помещением, однако с регистрационного учета до настоящего времени не снялись.
Доказательств обратного суду не представлено.
Регистрация ответчиков в спорном жилом помещении нарушает права истца на владение, пользование, распоряжение имуществом, поэтому иск о признании ответчиков утратившими право пользования жилым помещением подлежит удовлетворению.
Принятие судом решения о признании М.Б. М., Д.И.Г. утратившими право пользования спорным жилым помещением является самостоятельным основанием для снятия их с регистрационного учета, согласно пункту 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, требования Р.С. М. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать Марину Б. М., Даниила И. Г. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> корпус 1 <адрес>.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Московский районный суд г. Казани в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Московский районный суд г. Казани в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Московского
районного суда г. Казани О.А. Гарявина