<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
УИД 61RS0025-01-2023-001427-64 Дело № 2-926/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст. Багаевская Ростовской области «05» декабря 2023 года
Багаевский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Левченко П.А.,
с участием помощника прокурора Багаевского района Ростовской области Филоновой М.А.,
при секретаре Антоновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к Администрации Красненского сельского поселения Багаевского района Ростовской области, 3-е лицо: Азово-Черноморское территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству, об обязании устранить нарушения законов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к Администрации Красненского сельского поселения Багаевского района Ростовской области с настоящим иском в связи с тем, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере сохранения водных биологических ресурсов (далее – ВБР) и среды их обитания выявлены нарушения законов, допущенные администрацией Красненского сельского поселения <адрес> при эксплуатации гидротехнического сооружения – плотины на водотоке водного объекта балки без названия (<адрес>).
Установлено, что находящееся на балансе Красненского сельского поселения <адрес> гидротехническое сооружение – плотина на водотоке водного объекта – балки без названия (1 км от устья, северо-восточная окраина <адрес>) протяженностью 1000 м с ДД.ММ.ГГГГ эксплуатируется муниципальным образованием в целях предотвращения негативного воздействия вод, образования балочного водохранилища (пруда «<данные изъяты>»), передвижения транспортных средств, рекреационных и сельскохозяйственных целях.
Поверхностный водный объект – балка без названия, имеет гидрологическую связь с поверхностным водным объектом – <адрес>, относится к бассейну <адрес> Донского бассейнового округа, расположен на территории <адрес>.
Емкость балочного пруда, образованного на водотоке водного объекта посредством гидротехнического сооружения – плотины протяженностью 1000 м составляет 2,1 млн м?. Площадь водного зеркала при нормальном подпорном уровне составляет 87,5 Га.
Конструктивные особенности указанного гидротехнического сооружения предусматривают паводковый водосброс.
В нарушение закона осуществляемая администрацией Красненского сельского поселения <адрес> деятельность по эксплуатации гидротехнического сооружения – плотины на водотоке водного объекта – балки без названия (<адрес>) протяженностью 1000 м, оказывающая воздействие на ВБР и среду их обитания в балке без названия, не согласована с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в установленном порядке.
С целью устранения нарушений закона главе администрации Красненского сельского поселения <адрес> природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, вместе с тем, органом местного самоуправления продолжена эксплуатация гидротехнического сооружения без согласования с АЧТУ Росрыболовства, что подтверждается информацией администрации Красненского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что влечет нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и интересов Российской Федерации как собственника водных объектов, определяющей государственную политику в сфере охраны окружающей среды.
Просит суд обязать администрацию Красненского сельского поселения <адрес> согласовать с Азово-Черноморским территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству осуществление деятельности по эксплуатации гидротехнического сооружения – плотины на водотоке водного объекта – балки без названия (<адрес>).
В судебном заседании помощник прокурора района ФИО3 исковые требования поддержала, дав пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Красненского сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о рассмотрении дела, уважительности причин неявки не представил, об отложении слушания дела не заявлял. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель 3-го лица: Азово-Черноморского территориального Управления Федерального агентства по рыболовству области в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие 3-го лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора, изучив представленные доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 1, 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. К компонентам природной среды относятся, в частности, поверхностные и подземные воды.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
На основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства впорядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанные требования не содержат каких-либо исключений, в том числе в части характеристик водных объектов, их особенностей, статуса либо видов предполагаемой либо осуществляемой деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» вод водными биологическими ресурсами понимаются рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Таким образом, возможно сделать вывод о том, что деятельность администрации муниципального образования по эксплуатации гидротехнических сооружения оказывает воздействие не только на рыбу и среду ее обитания, но и на иные объекты флоры и фауны поверхностного водного объекта, что в отсутствие оценки указанного воздействия и мер компенсационного характера, в том числе в виде осуществления компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству и выпуску в естественную среду обитания ВБР, не допустимо.
Согласно п. 3 Правил согласования деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование видов деятельности, осуществляемой на территории одного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 19, 20 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997, изменение уровня воды в гидросооружениях, в том числе и водохранилищах, в период массовых миграций и размножения объектов животного мира в пределах территорий, занимаемых указанными производственными объектами, осуществляется по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
В зарегулированных водных объектах в период нереста рыб должны обеспечиваться рыбохозяйственные попуски, создающие оптимальные условия их воспроизводства.
Судом установлено, что находящееся на балансе Красненского сельского поселения <адрес> гидротехническое сооружение – плотина на водотоке водного объекта – балки без названия (<адрес>) протяженностью 1000 м с ДД.ММ.ГГГГ эксплуатируется муниципальным образованием в целях предотвращения негативного воздействия вод, образования балочного водохранилища (пруда «<данные изъяты>»), передвижения транспортных средств, рекреационных и сельскохозяйственных целях.
Поверхностный водный объект – балка без названия, имеет гидрологическую связь с поверхностным водным объектом – <адрес>, относится к бассейну <адрес> Донского бассейнового округа, расположен на территории <адрес>.
Емкость балочного пруда, образованного на водотоке водного объекта посредством гидротехнического сооружения – плотины протяженностью 1000 м составляет 2,1 млн м?. Площадь водного зеркала при нормальном подпорном уровне составляет 87,5 Га.
Конструктивные особенности указанного гидротехнического сооружения предусматривают паводковый водосброс.
В нарушение ст.ст. 3, 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и п. 3 Правил согласования деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, п.п. 19, 20 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, осуществляемая администрацией Красненского сельского поселения <адрес> деятельность по эксплуатации гидротехнического сооружения – плотины на водотоке водного объекта – балки без названия (<адрес>) протяженностью 1000 м, оказывающая воздействие на ВБР и среду их обитания в балке без названия, не согласована с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в установленном порядке.
За допущенное нарушение ДД.ММ.ГГГГ Администрации Красненского сельского поселения <адрес> внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения законов фактически не устранены.
В условиях презумпции экологической опасности любой хозяйственной деятельности не оценены риски воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, что в свою очередь влечет нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации, проживающих на территории <адрес>, а также лиц, временно находящихся на указанной территории, то есть субъектов, персонификация которых не возможна, на благоприятную окружающую среду и интересов Российской Федерации как собственника водных объектов, определяющей государственную политику в сфере охраны окружающей среды.
Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к Администрации Красненского сельского поселения Багаевского района Ростовской области, 3-е лицо: Азово-Черноморское территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству, об обязании устранить нарушения законов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания – удовлетворить.
Обязать администрацию Красненского сельского поселения Багаевского района Ростовской области согласовать с Азово-Черноморским территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству осуществление деятельности по эксплуатации гидротехнического сооружения – плотины на водотоке водного объекта – балки без названия (<адрес>).
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 05.12.2023 года.
Председательствующий: