РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело №2-8282/2023
г. Тюмень 26 октября 2023 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Слюсарева А.А.,
при секретаре Кургановой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шевченко В.И. к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, Администрации г.Тюмени о признании незаконным уведомления, обязании заключить социальный контракт, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о признании незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, обязании заключить социальный контракт с выдачей денежных средств для открытия своего дела, как самозанятого, взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 руб.
Требования мотивирует тем, что истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении социальной поддержки в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты на осуществление предпринимательской деятельности. ДД.ММ.ГГГГ истец получил уведомление об отказе в назначении меры социальной поддержки. С данным решением не согласен истец, поскольку оно является немотивированным, формальным и необоснованным.
В судебном заседании истец Шевченко В.И. иск поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района Щербатова Ю.Г. просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Представитель Администрации г.Тюмени Осколкова Г.Ю. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснение сторон, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района поступило заявление Шевченко В.И. о предоставлении ей государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты на осуществление предпринимательской деятельности.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Часть 2 указанной статьи закрепляет, что оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, в силу изложенных выше положений действующего федерального законодательства субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу выплаты государственной социальной помощи и порядок назначения и ее выплаты, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений, Постановлением Правительства Тюменской области от 01.04.2021 № было утверждено Положение об оказании государственной социальной помощи в Тюменской области (далее по тексту Положение).
Согласно п. 1.4 Положения, государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Положением оказывается в виде денежной выплаты на основании социального контракта: б) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (далее - выплата на ИПД).
В соответствии с п. 3.1 Положения государственная социальная помощь в виде денежной выплаты на основании социального контракта осуществляется малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и малоимущим гражданам, указанным в статье 6.1 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ, при наличии независящих причин, предусмотренных подпунктами "а" - "е" пункта 1.5 настоящего Положения.
В силу п. 3.16 Положения, в случае отсутствия оснований для отказа в назначении выплаты, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" - "и" пункта 3.18 настоящего Положения, Управление (Учреждение, Центр) в срок не позднее 8 календарных дней со дня регистрации заявления, поданного с приложением документов, предоставляемых в обязательном порядке, а в случае проведения проверки сведений о доходах - не позднее 28 календарных дней со дня регистрации заявления, поданного с приложением документов, предоставляемых в обязательном порядке, документы направляет в Рабочую группу по оказанию социальной помощи на основании социального контракта (далее - Рабочая группа), созданную при администрации городского округа, муниципального района.
Положение о Рабочей группе и ее состав утверждаются администрацией городского округа, муниципального района.
Рабочая группа не позднее 9 календарных дней со дня регистрации заявления, поданного с приложением документов, предоставляемых в обязательном порядке, а в случае проведения проверки сведений о доходах - не позднее 29 календарных дней со дня регистрации заявления, поданного с приложением документов, предоставляемых в обязательном порядке, выдает рекомендацию об оказании гражданину (его семье) государственной социальной помощи или принимает решение об отказе в выдаче рекомендации.
При выдаче Рабочей группой рекомендации об оказании гражданину (его семье) государственной социальной помощи учитывается наличие у гражданина или членов его семьи трудового потенциала (совокупности образовательных, профессиональных, квалификационных и других возможностей человека, его социальной характеристики, которые могут быть воплощены для осуществления видов деятельности в соответствии с программой социальной адаптации), возможностей, в том числе бытовых, технических, для выполнения мероприятий программы социальной адаптации (в отношении выплаты на ЛПХ, на ИПД), желание гражданина осуществления трудовой деятельности и активный поиск работы, в том числе при содействии Центров занятости населения (в отношении выплаты по поиску работы), желание гражданина преодолеть трудную жизненную ситуацию (в отношении выплаты на первоочередные нужды), а также количество ранее выданных рекомендаций и принятых Управлением решений о назначении выплаты по поиску работы, на ИПД, на ЛПХ, на первоочередные нужды в процентном соотношении, установленном Правилами.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание рабочей группы по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, на котором присутствовала в том числе и истец Шевченко В.И., в результате чего путем голосования было принято решение об отказе в выдаче рекомендации об оказании Шевченко В.И. государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Согласно пп. «в», п. 3.18 Положения, основаниями для отказа в назначении выплаты являются: принятие Рабочей группой решения об отказе в выдаче рекомендации об оказании гражданину (его семье) государственной социальной помощи или решения о нецелесообразности продления с гражданином (его семьей) социального контракта или заключения с гражданином (его семьей) нового социального контракта.
Решением Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района от ДД.ММ.ГГГГ Шевченко В.И. было отказано в государственной социальной помощи на основании социального контракта на основании пп. «в», п. 3.18 Положения.
При таких обстоятельствах, суд считает, что ответчик обоснованно отказал в назначении истцу меры социальной поддержки в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты на осуществление предпринимательской деятельности, в связи с чем исковые требования, в том числе и об обязании заключить социальный контракт и взыскании компенсации морального вреда, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Шевченко В.И. к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, Администрации г.Тюмени о признании незаконным уведомления, обязании заключить социальный контракт, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Решение в окончательной форме изготовлено 27.10.2023 г.
Судья: Слюсарев А.А.