№2-549/2023
62RS0025-01-2023-001318-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Скопин Рязанская область ДД.ММ.ГГГГ
Скопинский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи – Подъячевой С.В.,
при секретаре судебного заседания – Кураксиной Е.А.,
с участием: представителя ответчика Администрации муниципального образования – Успенское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области по доверенности от 30 марта 2023 года – Шарова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Скопинского районного суда Рязанской области гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области, в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области в Скопинском районе к Администрации муниципального образования – Успенское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области о присуждении к исполнению обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области, в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области в Скопинском районе (далее по тексту ТОУ Роспотребнадзора по Рязанской области в Скопинском районе) обратилось в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования – Успенское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области о присуждении к исполнению в девяти месячный срок со дня вступления в силу решения суда обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: в соответствии с п.3, п.65 раздела II СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» оборудовать контейнерные площадки на территориях кладбищ с.Рождествено, с.Лопатино, с.Николо-Скопин, с.Моховое, с.Немерово, с.Гремячка Скопинского района Рязанской области твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, и установкой контейнеров.
В обоснование иска указало, что с 02 по 09 августа 2021 года в отношении Администрации муниципального образования – Успенское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области главным специалистом-экспертом ТОУ Роспотребнадзора по Рязанской области в Скопинском районе Хватовой Н.Г. была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений, а именно: ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3, п.65 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», на кладбищах с.Рождествено, с.Лопатино, с.Николо-Скопин, с.Моховое, с.Немерово, с.Гремячка Скопинского района Рязанской области не оборудованы контейнерные площадки с установкой контейнеров для накопления ТКО в соответствии с п.3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. По факту вышеперечисленных нарушений Глава Администрации муниципального образования – Успенское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области Михайлов А.Ю. был привлечен к административной ответственности по ст.6.4 КоАП РФ и вынесено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 тысячи рублей (постановление об административном правонарушении №184 ск от 11.08.2021). Также, по результатам проведения плановой проверки, с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей было выдано Предписание №72 от 09.08.2021 должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе п.1: в соответствии с п.3, п.65 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» обеспечить оборудование контейнерных площадок, расположенных на территории кладбищ с.Рождествено, с.Лопатино, с.Николо-Скопин, с.Моховое, с.Немерово, с.Гремячка Скопинского района Рязанской области твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, и с установкой контейнеров со сроком исполнения до 31.12.2022. Согласно пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление №336) – срок исполнения действующих предписаний выданных в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до дня вступления в силу настоящего постановления и действующих на день вступления в силу настоящего постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения, без ходатайства (заявления) контролируемого лица. Соответственно с учетом п.8 Постановление №336 – срок исполнения п.1 предписания №72 от 09.08.2021 – 31.03.2023. Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган, орган контроля не позднее предпоследнего дня срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации. По истечении указанного срока об устранении выявленных нарушений исполнение предписания №72 от 09.08.2021, сведений от Администрации муниципального образования – Успенское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области в территориальный отдел не представлено, ходатайство о продление срока исполнения предписания не поступало.
ТОУ Роспотребнадзора по Рязанской области в Скопинском районе о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом. Его представитель в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца, в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации муниципального образования – Успенское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области по доверенности Шаров А.Г. не возражал против удовлетворения заявленных требований, при этом просил суд увеличить период исполнения обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства до ноября 2024 года.
Суд, рассмотрев материалы гражданского дела, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ) несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения обеспечивается посредством проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с п.3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии с п.65 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.
В силу ст.210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. По смыслу названной нормы по общему правилу именно собственник содержит принадлежащее ему имущество, что выражается в поддержании его пригодного и безопасного для эксплуатации состояния, несении соответствующих расходов.
Согласно пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление №336) - срок исполнения действующих предписаний выданных в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до дня вступления в силу настоящего постановления и действующих на день вступления в силу настоящего постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения, без ходатайства (заявления) контролируемого лица.
Статьей 90 Федерального Закона №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» определены виды решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий. К их числу пунктом 1 части 2 указанной статьи отнесена выдача после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Пунктом 4 части 2 статьи 90 вышеуказанного Федерального Закона предусмотрено, что на контрольный (надзорный) орган возложена обязанность принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» введены ограничения на осуществление плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, в том числе внеплановые проверки (мероприятия) в 2022-2023 годах проводятся только по определенному перечню оснований (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года №336).
В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно выписок из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.15-29), копии свидетельства о государственной регистрации права от 05.10.2015 (л.д.30) кладбища традиционного захоронения, расположенные на территории с.Рождествено, с.Лопатино, с.Николо-Скопин, с.Моховое, с.Немерово, с.Гремячка Скопинского района Рязанской области находятся в постоянном (бессрочном) пользовании Администрации муниципального образования – Успенское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области.
Согласно ст.11 Устава Администрации муниципального образования – Успенское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области, к вопросам местного значения относятся, в том числе: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (п.24).
В судебном заседании установлено, что в период с 02 по 09 августа 2021 года в отношении в отношении Администрации муниципального образования – Успенское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области главным специалистом-экспертом ТОУ Роспотребнадзора по Рязанской области в Скопинском районе Хватовой Н.Г. была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений, а именно: ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3, п.65 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», на кладбищах с.Рождествено, с.Лопатино, с.Николо-Скопин, с.Моховое, с.Немерово, с.Гремячка Скопинского района Рязанской области не оборудованы контейнерные площадки с установкой контейнеров для накопления ТКО в соответствии с п.3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21. Данные факты подтверждаются: копией акта выездной проверки №72 от 09 августа 2021 года (л.д.11-13), копией предписания №72 от 09.08.2021 (л.д.14).
По фактам нарушений, выявленных в ходе проверки Глава Администрации муниципального образования – Успенское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области Михайлов А.Ю. был привлечен к административной ответственности по ст.6.4 КоАП РФ, что подтверждается копией постановления об административном правонарушении №184 ск от 11.08.2021 (л.д.36-37).
В судебном заседании также установлено, что по результатам проведения плановой проверки в адрес ответчика было вынесено Предписание №72 от 09 августа 2021 года об устранении выявленных нарушений в том числе: обеспечить оборудование контейнерных площадок, расположенных на территории кладбищ с.Рождествено, с.Лопатино, с.Николо-Скопин, с.Моховое, с.Немерово, с.Гремячка Скопинского района Рязанской области, в соответствии с п.3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21, твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, и с установкой контейнеров со сроком исполнения до 31.12.2022 (л.д.14).
Согласно пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» - срок исполнения действующих предписаний выданных в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до дня вступления в силу настоящего постановления и действующих на день вступления в силу настоящего постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения, без ходатайства (заявления) контролируемого лица.
Таким образом, срок исполнения п.1 Предписания №72 от 09.08.2021 – 31.03.2023.
По истечении указанного срока сведений об устранении выявленных нарушений Администрация муниципального образования – Успенское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области в территориальный отдел не представила, ходатайства о продление срока исполнения предписания не поступало, что не оспаривается ответчиком.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд пришел к выводу, что контейнерные площадки, расположенные на территориях кладбищ с.Рождествено, с.Лопатино, с.Николо-Скопин, с.Моховое, с.Немерово, с.Гремячка Скопинского района Рязанской области не оборудованы твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, и с установкой контейнеров, что не соответствует требованиям ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, п.3, п.65 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», и данные нарушения не устранены в срок до 31 марта 2023 года, что является нарушением законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия возражений со стороны ответчика, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом разумности, обоснованности и достаточности суд считает необходимым в соответствии с требованиями ч.2 ст.206 ГПК РФ установить срок, в течение которого ответчики обязаны устранить нарушения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения – до 01 сентября 2024 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области, в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области в Скопинском районе к Администрации муниципального образования – Успенское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области о присуждении к исполнению обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства – удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования – Успенское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области (ИНН 6219003130), в соответствии с пунктом 3, пунктом 65 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»:
- оборудовать контейнерные площадки на территориях кладбищ с.Рождествено, с.Лопатино, с.Николо-Скопин, с.Моховое, с.Немерово, с.Гремячка Скопинского района Рязанской области твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, и установкой контейнеров, в срок до 01 сентября 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Скопинский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2023 года.
Судья – подпись.
Копия верна: Судья - С.В. Подъячева