Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2023 года город Севастополь
Балаклавский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Шматко А.Д.,
с участием представителя истца Овчаренко М.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мишурина Д. А. к Департаменту Капитального строительства Правительства города Севастополя, третье лицо не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора Управление регистрации права и кадастра города Севастополя, о внесении изменений в договор социального найма жилого помещения,
установил:
Мишурин Д.А. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту Капитального строительства Правительства город Севастополя (далее в том числе Депаратмент) о внесении изменений в договор социального найма жилого помещения, возложении обязанности внести изменения в договор социального найма помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Истцом и Департаментом капитального строительства г. Севастополя был заключен договор социального найма помещений № ДСН/18-567. Согласно п.1 Договора Истцу и членам его семьи в найм передавались жилые помещения №№,10а,12,12а <адрес>-а по <адрес> в г.Севастополе общей площадью 32,3 кв.м. Помещения состоят на кадастровом учете. Согласно выписок из ЕГРН площадь комнат составляет: №,8 кв.м., №А-15,2 кв.м., №,6 кв.м., №А-7.4 кв.м. При принятии распоряжения о внесение в Реестр собственности г. Севастополя комнат №№ и 12, была допущена описка, а именно указано "комната 10- 16,9 кв.м."," комната 12- 16,7 кв.м", что не соответствует сведениям ЕГРН. На момент заключения договора социального найма 4-х (четырех) жилых комнат, техническая инвентаризация передаваемых в найм комнат не производилась. <адрес> комнат №№"10" и "12" подтверждается техническим планом кадастрового инженера, после проведения им кадастровых работ (обмера комнат на месте). Обратившись в Департамент с заявлением о внесении изменений в договор социального найма, с целью приведения в соответствие размера комнат, указанных в договоре и переданных в найм, с данными ЕГРН, истцом получен отказ.
Иным образом защитить свои жилищные права и права Истец не имеет возможности, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца Овчаренко М.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в иске.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили.
В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая задачи судопроизводства, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, при принятии судом предусмотренных законом мер для их извещения и при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, неявка лиц, извещенных судом в предусмотренном законом порядке, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных правах.
В силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ каждая сторона обязана добросовестно пользоваться процессуальными правами, не явившиеся в судебное заседание стороны распорядились процессуальными правами по своему усмотрению. При изложенных обстоятельствах, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, исходя из того, что реализация участниками своих прав не должна нарушать права и законные интересы других лиц, а также принимая во внимание сроки рассмотрения гражданских дел, установленных ч. 1 ст. 154 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, поскольку в материалах дела имеется достаточно доказательств для рассмотрения искового заявления, по существу.
Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, так как о времени и месте проведения судебного заседания они извещены в установленном процессуальным законом порядке.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Конституционный Суд РФ в своих судебных постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 566-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 888-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В судебном заседании судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Истцом и Департаментом капитального строительства г. Севастополя был заключен договор социального найма помещений №ДСН/18-567.
Согласно п. 1 Договора социального найма Истцу и членам его семьи в бессрочное владение и пользование передавались жилые помещения №№,10а,12,12а <адрес>-а по <адрес> в г. Севастополе общей площадью 32,3 кв.м.
Между тем, как следует из выписок из реестра собственности города Севастополя и Единого государственного реестра недвижимости площадью помещения № составляет 16,8 кв.м., №а - 15,2 кв.м., № – 16,6 кв.м., 12а – 7,4 кв.м.
Таким образом, общая площадь переданных Истцу в бессрочное владение и пользование комнат составляет 56,0 кв.м.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно ст.60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии п. 2 ст. 1 Федерального закона №218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно п.7 ст.1 Федерального закона №218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет). В соответствии с пп. 9 пункта 4 ст. 8 в ФЗ-218 в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости- площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место.
Как установлено в судебном заседании, и подтверждается представленными доказательствами, в т.ч. и техническими планами помещений - комнат №№ и 12, составленные кадастровым инженером, площадь указанных помещений составляет 16,8 кв.м и 16,6 кв.м., соответственно.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в заключенный между сторонами договор социального найма включены ошибочные сведения о площади предоставленных истцу жилых помещений, отличающиеся от сведений Единого государственного реестра недвижимости, являющегося единственным сводом достоверных систематизированных сведений об объектах недвижимости.
В силу ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В силу пункта 2 статьи 452 Кодекса требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
При обращении к ответчику с заявлением о внесении изменений в заключенный между сторонами договор в части площади предоставленных жилых помещений истцом получен отказ в заключении договора, поскольку вышеуказанные помещения относятся к жилым помещения специализированного фонда, в связи с чем не могут предоставляться на условиях социального найма, а также по причине отсутствия у Департамента полномочий по распоряжению данным имуществом.
Вышеуказанные основания для отказа во внесении изменений в договор являются необоснованными и не могут являться основанием для отказа истцу во внесении достоверных сведений в заключенный с ним ранее договор социального найма.
Судом установлено и из материалов дела следует, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя жилые помещения, предоставленные истцу, включены в реестр собственности города, как имущество, находящееся в казне города.
Между Мишуриным Д.А. и Департаментом капитального строительства города Севастополя заключен договор социального найма жилого помещения, находящегося в государственной собственности города Севастополя.
Ввиду утраты указанными жилыми помещения статуса общежития в силу закона, а также с учётом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма граждане, занимавшие в них комнаты, также приобретают право пользования ими на условиях договора социального найма, так как статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой» и определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ17-19).
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлены особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города Севастополя признаются правом государственной собственности города Севастополя.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона города Севастополя «О жилищной политике города Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС уполномоченные исполнительные органы государственной власти города Севастополя предоставляют в установленном порядке жилые помещения государственного жилищного фонда города Севастополя по договорам социального найма.
Таким образом, в силу правового статуса Севастополя как города федерального значения все жилые помещения, не являющиеся объектами частной собственности, переданы в государственную собственность города Севастополя, в свою очередь, распоряжение таким жилыми помещениями, в том числе заключение договоров социального найма, производится Департаментом капитального строительства города Севастополя.
В данной ситуации по аналогии закона к правоотношениям по пользованию жилым помещением между истцом и городом Севастополем также подлежит применению статья 7 Вводного закона, предусматривающая правовое регулирование нормами ЖК РФ о договоре социального найма отношений по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, переданных в муниципальную собственность.
Кроме того, частью 1 статьи 10 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда города Севастополя» установлено, что в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.
Согласно части 2 вышеуказанной статьи правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III ЖК РФ.
В пункте 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что с Конституции Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилища (часть 1), одновременно обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права (часть 2), в том числе гражданам, нуждающимся в жилище, – путем предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Данная конституционно-правовая модель удовлетворения жилищных потребностей граждан, обусловленная необходимостью установления в Российской Федерации правовых основ единого рынка и преобразования отношений собственности, требует соответствующего правового режима, гарантирующего защиту интересов граждан со стороны государства, в том числе посредством закрепления порядка приобретения и реализации ими права пользования жилыми помещениями.
По предписаниям пункта 2 статьи 1 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда города Севастополя» включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения уполномоченного органа.
Жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд, вносятся в Реестр специализированного жилищного фонда города Севастополя (далее – Реестр). Реестр создается и ведется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Севастополя. Информация о предоставлении гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящим Законом вносится в Реестр. Актуальная информация, содержащаяся в Реестре, в том числе о наличии свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда, ежеквартально размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с соблюдением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» (пункты 5-8 статьи 1 вышеуказанного закона).
В своем отказе в изменении договора социального найма Департамент капитального строительства города Севастополя не ссылается на какие-либо доказательства включения спорного жилого помещения в Реестр специализированного жилого фонда Севастополя, в свободном доступе в сети Интернет отсутствует актуальная информация, содержащаяся в Реестре, как это предписывает закон.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Частью 1 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно статьи 60 указанного выше кодекса по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Статьей 63 ЖК РФ предусмотрено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, Департамент капитального строительства города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, в сфере реализации федеральных целевых программ. В соответствии с п.3.1.2.6 указанного положения, Департамент капитального строительства города Севастополя заключает договоры найма жилых помещений жилищного фонда города Севастополя, в том числе специализированного жилищного фонда города Севастополя.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования о понуждении ответчика заключить дополнительное соглашение к договору социального найма с целью приведения в соответствие сведений о площади предоставленных помещений в договоре и в Едином государственном реестре недвижимости являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требовании Мишурина Д. А. удовлетворить.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя в течение пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в Договор Социального найма жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ №ДСН/18-567 путем подписания с Мишуриным Д. А. дополнительного соглашения о внесении изменений, а именно: в пункт 1 Раздела I Договора Социального найма жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ № ДСН/18-567, указав размер общей площади передаваемых в бессрочное владение и пользование Мишурину Д. А. и членам его семьи жилых помещений, "общей площадью 56,0 кв.м." вместо "общей площадью 32,3 кв.м.".
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суда через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В. Просолов