№
Р Е Ш Е Н И Е
28 февраля 2024 года г. Руза Московская область
Судья Рузского районного суда Московской области Ануфриева Н.Ю., при секретаре судебного заседания Юдиной Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Рузский региональный оператор» на постановление № начальника территориального отдела № территориального управления Главного управления содержания территорий Московской области старшего государственного инспектора в области окружающей среды Московской области Едакова В.А. от (дата),
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением № начальника территориального отдела № территориального управления Главного управления содержания территорий Московской области старшего государственного инспектора в области окружающей среды Московской области Едакова В.А. от (дата), ООО «Рузский региональный оператор» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 руб..
Представитель ООО «Рузский региональный оператор» обратилась в суд с жалобой на данное постановление, указав, что постановление вынесено незаконно, административный орган неправильно квалифицировал административное правонарушение, просил отменить постановление и производство по делу прекратить за малозначительностью.
В судебном заседании представитель ООО «Рузский региональный оператор» жалобу поддержала по указанным основаниям, в случае если суд сочтет возможным снизить размер штрафа, назначенного постановлением от (дата)
Представитель административного органа в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, указав на необоснованность доводов о незаконности постановления в письменном отзыве.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
По делу установлено, что (дата) в .... должностным лицом ГУСТ МО в ходе проведенного выездного обследования контейнерной площадки, расположенной по адресу: (адрес), выявлено несоблюдение со стороны ООО «Рузский РО» требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, выразившееся в нарушении требований к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), а именно: по вышеуказанному адресу расположена контейнерная площадка, предназначенная для раздельного накопления ТКО, имеющая асфальтовое покрытие, ограждение с трех сторон из профнастила, крышу. В пределах ограждения контейнерной площадки размещен один металлический контейнер синего цвета для сбора сухих отходов. Четыре пластиковых серых контейнеры для сбора смешанных отходов размещены вне территории оборудованной контейнерной площадки, расположенной по вышеуказанному адресу, на расстоянии до 4-х метров от нее. На одном контейнере для сбора смешанных отходов имеются сторонние надписи, на трех отсутствуют крышки. На всех ... контейнерах для сбора смешанных отходов отсутствует маркировка, соответствующая разработанному единому стандарту оформления системы раздельного накопления ТКО на территории (адрес) с содержанием информации о видах ТКО, подлежащих накоплению в соответствующем контейнере.
Материалы по контролю (надзору) без взаимодействия с контролируемым лицом в отношении ООО «Рузский РО», содержащие сведения о нарушении обязательных требований направлены в ОМВД России по Рузскому городскому округу для принятия решения в рамках полномочий.
По результатам рассмотрения материалов контрольного (надзорного) мероприятия УУП Тучковского ОП ОМВД России по Рузскому городскому округу Патрикеевым Д.В. (дата) в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении в соответствии с ч.1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По данному факту (дата) должностным лицом ГУСТ МО было рассмотрено дело и вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым Обществу на основании ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или Законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На территории Рузского городского округа Московской области деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет ООО «Рузский РО» на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рузской зоне Регионального оператора, заключенного (дата) между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО «Рузский региональный оператор». В соответствии с пунктами (дата), (дата) и (дата) Соглашения Общество обязано:
- размещать и использовать для накопления ТКО контейнеры и бункеры, соответствующие требованиям порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления), утвержденного Министерством;
- обеспечивать своевременную замену поврежденных контейнеров, принадлежащих Региональному оператору на праве собственности или на ином законном основании, в том числе при необходимости их ремонта и покраски;
- обеспечивать доставку контейнеров и бункеров в места (площадки) накопления в чистом и продезинфицированном виде.
Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4). Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6).
Согласно пунктов 4, пп.Б п.10 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
Пунктами 2.4, 2.9, 2.10, 2.12, 3.8 и 3.10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области, утвержденного Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от (дата) № (далее - Порядок) установлено, что накопление ТКО на придомовой территории МКД осуществляется с использованием контейнеров, предназначенных для накопления ТКО, в том числе раздельного накопления ТКО. На придомовой территории МКД не допускается устанавливать контейнеры вне контейнерной площадки; Раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по видам однородных отходов, складирование разделенных видов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО; Раздельное накопление ТКО организуется региональными операторами, на территории которых осуществляется накопление ТКО. Контейнер для смешанных отходов имеет маркировку, соответствующую разработанному единому стандарту оформления системы раздельного накопления ТКО на территории Московской области согласно приложению (далее - Стандарт РСО), с содержанием информации о видах ТКО, подлежащих накоплению в соответствующем контейнере. Контейнеры, предназначенные для накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, должны содержаться в исправном состоянии.
Контейнерная площадка по адресу: (адрес) включена в территориальную схему обращения с отходами в Московской области, утвержденную Постановлением Правительства МО от 22.12.2016 N 984/47 и генеральную схему санитарной очистки Рузского городского округа, утвержденную постановлением администрации Рузского городского округа Московской области от (дата) №. Таким образом, место (площадка) накопления отходов по вышеуказанному адресу определено, создано и включено в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов органом местного самоуправления – администрацией Рузского городского округа.
ООО «Рузский РО» в соответствии с условиями Соглашения обязано разметить контейнеры с соответствующей маркировкой в специально оборудованном месте, однако контейнеры на контейнерной площадке не находились, на контейнерах имеются сторонние надписи, отсутствует маркировка, соответствующая разработанному единому стандарту оформления системы раздельного накопления ТКО на территории Московской области с содержанием информации о видах ТКО, подлежащих накоплению в соответствующем контейнере. Следовательно правонарушение относится к правонарушениям в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, допущено ООО «Рузский РО» и правильно квалифицировано по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Довод Заявителя о том, что в ходе рассмотрения дела не учтены нормы Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» так же является не верным, поскольку в соответствии со ст. 51 вышеуказанного закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, которым в свою очередь является Федеральный закон от 24.06.2019 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», устанавливающий требования к местам (площадкам) накопления отходов, в том числе в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Другие доводы ООО «Рузский РО» о незаконности и необоснованности привлечения к административной ответственности, изложенные в жалобе, считаем не существенными, не имеющими значения для доказанности вины. Они нацелены на избежание ответственности за содеянное, поскольку опровергаются протоколом осмотра территории с приложенными фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении, а так же всеми собранными по делу доказательствами.
При рассмотрении дела об административном правонарушении состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ был установлен, субъект правонарушения определен. В ходе составления протокола, рассмотрения дела и вынесения постановления не были нарушены процессуальные требования, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях ООО «Рузский РО» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 ч.1 КоАП РФ.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ был установлен, субъект правонарушения определен. В ходе составления протокола, рассмотрения дела и вынесения постановления не были нарушены процессуальные требования, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных процессуальных нарушений, которые могли бы свидетельствовать о недопустимости процессуальных документов в качестве доказательств, не допущено.
При таких обстоятельствах ООО «Рузский региональный оператор» обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Рузский региональный оператор» должностным лицом вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем, суд учитывает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тыся рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер и последствия правонарушения, а также имущественное и финансовое положение ООО «Рузский региональный оператор», суд считает возможным в соответствии со ст.4.1 ч.3-2 КоАП РФ снизить установленный постановлением административного органа размер административного штрафа до 50000 рублей.
Суд считает, что административное наказание в сумме административного штрафа 50000 рублей в рассматриваемом случае соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление № начальника территориального отдела № территориального управления Главного управления содержания территорий Московской области старшего государственного инспектора в области окружающей среды Московской области Едакова В.А. от (дата), о наложении на ООО «Рузский региональный оператор» за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ штрафа-изменить, снизить размер штрафа до 50000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Рузский региональный оператор» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Рузский районный суд Московской области в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья Н.Ю.Ануфриева