Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-125/2023 (2-3877/2022;) ~ М-2138/2022 от 12.04.2022

УИД 54RS0007-01-2022-002696-86

Дело № 2-125/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2023 года                                                  г. Новосибирск

Октябрьский районный суд г. Новосибирска

В СОСТАВЕ:

председательствующего судьи                                    Мороза И.М.,

секретаря                                                                    Рыболовлевой М.Д.,

помощника судьи                                                        Буркацкой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева Дмитрия Анатольевича к Администрации Октябрьского района г.Новосибирска и Мэрии г. Новосибирска о защите права на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с иском к ответчикам с требованиями с учетом уточнений об обязании Мэрии г. Новосибирска обеспечить Васильева Дмитрия Анатольевича благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Новосибирска за счет бюджета, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет; взыскании с ответчиков в пользу истца судебных расходов в размере 87 607 рублей. В обоснование своих требования истец указал, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. /дата/ на основании Постановления заместителя главы, совмещающего должность главы муниципального образования «Тункинский район» Республики Бурятия, над истцом была установлена опека. Согласно официальных сведений с сайта Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия истец был поставлен на учет и продолжает состоять на учете в очереди на предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец ранее был зарегистрирован и проживал на территории Республики Бурятия, где состоял на учете в Администрации Тункинского района Республики Бурятия как ребенок-сирота, оставшийся без попечения родителей, который подлежит обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время истец переехал в г. Новосибирск на постоянное место жительства и с /дата/ зарегистрирован по адресу: <адрес>. /дата/ истец обратился в Администрацию Октябрьского района г. Новосибирска с просьбой исключить его из списка по прежнему месту жительства в Тункинском районе Республики Бурятия и включить по новому месту жительства в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возврата 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Решением от /дата/ истцу было отказано в удовлетворении указанного заявления. Учитывая изложенное, истец был вынужден обратиться в суд с указанным иском к ответчикам.

Истец Васильев Д.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя по доверенности Шушенькова С.В., который в судебном заседании поддержал доводы и требования искового заявления с учетом уточнений.

Представитель ответчика Администрации Октябрьского района г. Новосибирска по доверенности Герсимчук К.В. в судебном заседании пояснила, что истец включен в список.

Представитель ответчика Министерство труда и социального развития по Новосибирской области по доверенности Сагура Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что лица обеспечиваются жилыми помещениями в хронологическом порядке очередности.

Представитель ответчика Мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Муниципального образования «Тункинский район» Республики Бурятия в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителя истца, а также представителей ответчиков, изучив материалы дела и исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет требования искового заявления в полном объеме. При этом суд исходит из следующего.

    Из системного толкования ст. 12, ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле (ч. 1 ст. 57 ГПК РФ).

Согласно положений ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3).

Принцип судебной истины обусловливает такое поведение суда в процессе рассмотрения и разрешения юридического дела, которое направлено на установление юридических фактов и оценку доказательств с соблюдением установленных законом правил, поэтому судебные акты считаются истинными, пока не доказано иное.

Из сформулированных в законе правил участия суда в формировании доказательственной базы следует, что на суд возлагается максимум возможных в состязательном процессе обязанностей по установлению истины по делу о защите частноправового интереса, т.е. действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон в спорном правоотношении. Однако при уклонении стороны от обязанности по доказыванию необходимые доказательства могут быть не выявлены, и факты, имеющие значение для дела, не будут доказаны. В результате дело может быть разрешено вопреки фактическим обстоятельствам, имевшим место в действительности, поскольку по вине стороны они не стали предметом исследования и оценки при разрешении дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).

В силу требований ч. 2 ст. 12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Согласно ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /дата/ N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

В соответствии с п. 3 названного Постановления, решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Суд полагает, что при разрешении данного гражданского спора судом были созданы все необходимые условия сторонам для представления в соответствии с указанными процессуальными нормами гражданского права, доказательств по делу для его правильного и своевременного разрешения.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что истец родился /дата/, в <данные изъяты>

Отец истца умер /дата/ (л.д.13).

Мать истца умерла /дата/ (л.д. 14).

Постановлением Муниципального образования «Тункинский район» Республики Бурятия от /дата/ (л.д.18) над истцом была установлена опека, опекуном назначена лицо 1

Согласно сведениям из ЕГРН у истца не имеется жилья (л.д.15-17).

На основании постановления Администрации муниципального образования «Тункинский район» Республики Бурятия от /дата/ истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приказом от /дата/ Администрации Октябрьского района г. Новосибирска истец включен с /дата/ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В силу ч. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 ФЗ ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 ФЗ ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Положениями указанного Закона также определено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Обеспечение жилыми помещениями на территории Новосибирской области осуществляется в порядке, установленным Постановлением Правительства Новосибирской области от 24.09.2019 №384-п «О Порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Новосибирской области», Постановлением мэрии г. Новосибирска от 30.06.2015 №4395 «Об осуществлении от имени мэрии города Новосибирска отдельных государственных полномочий Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных органам местного самоуправления города Новосибирска», Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 №397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства».

Решением городского Совета Новосибирска от 22.02.2006 №207 «О территориальных органах мэрии г. Новосибирска» утверждено Положение об администрации района (округа по районам) города Новосибирска».

Согласно п. 1.4. указанного Положения администрация от имени мэрии осуществляет полномочия мэрии на территории соответствующего района (районов) города Новосибирска (далее - район), в том числе предоставляет муниципальные услуги и исполняет муниципальные функции в пределах компетенции.

Согласно п. 2.50 Постановления мэрии города Новосибирска от 30.06.2015 N 4395 «Об осуществлении от имени мэрии города Новосибирска отдельных государственных полномочий Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных органам местного самоуправления города Новосибирска» администрация района от имени мэрии принимает участие в обеспечении жилыми помещениями граждан, указанных в статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ, в том числе:

а) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществление контроля за распоряжением ими;

б) участие в формировании списка в части:

включения в список (исключения из списка) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями;

изменения персональных данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и включены в список;

формирования списка по району и представления его в департамент два раза в течение года по состоянию на 1 июля и 1 января;

в) заключение с гражданами, указанными в Федеральном законе N 159-ФЗ, договоров найма специализированных жилых помещений и осуществление полномочий наймодателя по договорам найма специализированных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска и расположенных на территории соответствующего района (округа по району) города Новосибирска;

г) принятие решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания гражданам, указанным в Федеральном законе N 159-ФЗ, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, направление в департамент копии такого договора не позднее 10 рабочих дней со дня его заключения, сведений по форме согласно приложению 1 к настоящему перечню ежеквартально не позднее трех рабочих дней со дня окончания квартала;

д) участие в принятии решения об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключении с гражданами, указанными в Федеральном законе N 159-ФЗ, договора социального найма в отношении данного жилого помещения в части:

подготовки заключения об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, и о возможности исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда (далее - заключение);

направления в департамент для подготовки проекта постановления мэрии города Новосибирска об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключении с гражданами, указанными в Федеральном законе N 159-ФЗ, договора социального найма в отношении данного жилого помещения не позднее чем за месяц до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения следующих документов:

копии документа, удостоверяющего личность гражданина;

копии документа, удостоверяющего личность и подтверждающего полномочия представителя гражданина (в случае если с заявлением обращается представитель гражданина);

копии свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния (в случае изменения фамилии, имени, отчества (при наличии), места и даты рождения гражданина);

копии договора найма специализированного жилого помещения;

выписки из реестра муниципального имущества города Новосибирска;

информации о регистрации гражданина по месту жительства (пребывания) в жилом помещении, предоставленном по договору найма специализированного жилого помещения;

копии заключения;

копии акта обследования жилищно-бытовых условий проживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет;

заключения с гражданами, указанными в Федеральном законе N 159-ФЗ, договора социального найма в отношении данного жилого помещения на основании постановления мэрии города Новосибирска об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда, включении в муниципальный жилищный фонд социального использования города Новосибирска и предоставлении его по договору социального найма гражданину, направления в департамент копии такого договора не позднее 10 рабочих дней со дня его заключения, сведений по форме согласно приложению 2 к настоящему перечню ежеквартально не позднее трех рабочих дней со дня окончания квартала.

Спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утв. Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 N 397

Пунктом п. 23 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, предусматривает возможность изменения места жительства лиц из числа указанных в Законе N 159-ФЗ категорий граждан и влечет начало процедуры изменения места учета такого лица. При этом никаких ограничений, связанных с возрастом этого лица, ни Закон N 159-ФЗ, ни Правила не содержат, поскольку п. 9 ст. 8 Закона N 159-ФЗ прямо указано, что к числу лиц, на которых распространяются предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии права обеспечения жилыми помещениями, отнесены лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не обеспечены жилыми помещениями.

Указанная позиция также отражена в Обзоре судебной практики от 27.09.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года», в силу которой, достижение лицом 23-летнего возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой ст. 40 Конституции устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы.

Это связано с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» признаются находящимися в трудной жизненной ситуации и поэтому нуждающимися в особой поддержке со стороны общества и государства.

Восполнение реализации вышеуказанных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Не обеспечение указанных граждан жилыми помещениями по достижении ими возраста 23-х лет по месту жительства при включении в Список, также не может ограничивать их право на возможность смены постоянного места жительства в пределах территории РФ.

В соответствии со в ст. 27 Конституции Российской Федерации, закреплено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Изменение гражданином места жительства влечет снятие его с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Таким образом, в один период времени у гражданина не может быть более одного места жительства.

Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу нерешенности их жилищного вопроса вынуждены менять место своего фактического проживания, переезжая по месту работы, аренды жилого помещения, исходя из финансовых возможностей, при создании семьи - по месту жительства новых ее членов. Поскольку предоставляемое жилое помещение из специализированного жилищного фонда для указанных лиц признано обеспечивать жилищную потребность лиц указанной категории, предоставление такого жилого помещения вне места фактического проживания лица из числа детей-сирот, удаленного от места работы и проживания семьи льготника, не отвечает целям реализации государственной гарантии решения жилищного вопроса сирот и лиц из их числа.

При указанных обстоятельствах то, что место жительства истца было изменено за пределами 23-летнего возраста, правового значения не имеет и не могут влиять на ее конституционные права выбора места жительства в пределах территории РФ, ввиду того, что ранее за ней уже было признано право на обеспечение ее жилым помещением из специализированного жилищного фонда, что подтверждается материалами дела. Данное право не было ею реализовано по независящим от нее обстоятельствам.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что доказательствами, имеющимися в материалах дела, подтверждается отсутствие у истца вещного права на жилые помещения, включение истца в установленном порядке в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в Тункинском районе Республики Бурятия, а также изменение фактического проживания на город Новосибирск.

При этом, в данном случае включение истца в список в другом субъекте Российской Федерации – Новосибирской области в связи со сменой места жительства является основанием для исключения истца из списка Тункинского района Республики Бурятия.

При установленных судом обстоятельствах, принимая во внимание, что первоначально истец был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору специализированного найма и подлежащих обеспечению жилым помещением на территории г.Новосибирска на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в льготном порядке согласно очередности лиц данной категории, учитывая, что в настоящее время истец не был обеспечен жилым помещением, суд приходит к выводу, что исковые требования об обязании обеспечить Васильева Дмитрия Анатольевича благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Новосибирска в льготном порядке согласно очередности лиц данной категории подлежат удовлетворению.

Ст. 98 ГПК РФ устанавливает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 данного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

При этом к судебным издержкам относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителя, почтовые расходы и другие признанные судом необходимые расходы (ст. 94 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Следовательно, возмещение судебных расходов на основании ч. 1 ст. 98 и ч.1 ст. 100 ГПК РФ осуществляется только той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и в соответствии с тем судебным постановлением, которым спор разрешен по существу. Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения расходов на оплату услуг представителя при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 N 88-О-О).

Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги.

При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Таким образом, исходя из характера спора, длительности срока его разрешения, принимая во внимание объем и качество оказанных юридических услуг заявителю его представителем, принимая во внимание установленные ст. 100 ГПК РФ принципы разумности и справедливости при разрешении заявления о взыскании судебных расходов, учитывая Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240, применяемые судом в качестве аналогии закона в соответствии с ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, учитывая положения Методических рекомендаций по размерам оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами физическим и юридическим лицам, утвержденных Решением Совета Адвокатской палаты Новосибирской области, при установленных судом вышеизложенных обстоятельствах, суд полагает, что понесенные заявителем судебные расходы по оплате юридических услуг подлежат частичному удовлетворению, в связи с чем суд взыскивает с ответчика Администрации Октябрьского района г. Новосибирска в пользу истца судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей.

При этом суд отказывает в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов на оформлении нотариальной доверенности в размере 2 607 рублей, принимая во внимание, что данная доверенность выдана не на представление интересов истца именно в данном гражданском деле, а также учитывая, что оригинал данной доверенности к материалам дела не приобщен.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Васильева Дмитрия Анатольевича к Администрации Октябрьского района г.Новосибирска и Мэрии г. Новосибирска о защите права на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – удовлетворить частично.

Обязать Мэрию г.Новосибирска обеспечить Васильева Дмитрия Анатольевича благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Новосибирска в льготном порядке согласно очередности лиц данной категории.

Взыскать с Администрации Октябрьского района г.Новосибирска в пользу Васильева Дмитрия Анатольевича судебные расходы в размере 30 000 рублей.

В остальной части заявления Васильева Дмитрия Анатольевича о взыскании судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месячного срока с момента вынесения мотивированного решения судом, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новосибирска.

Мотивированное решение изготовлено 10.02.2023.

           Председательствующий по делу - /подпись/

2-125/2023 (2-3877/2022;) ~ М-2138/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Васильев Дмитрий Анатольевич
Ответчики
Администрация Октябрьского района г.Новосибирска
Мэрия г. Новосибирска
Министерство труда и социального развития по Новосибирской области
Другие
Министерство Финансов и налоговой политики по Новосибирской области
Муниципальное образование «Тункинский район» Республика Бурятия
Суд
Октябрьский районный суд г. Новосибирска
Судья
Мороз Игорь Михайлович
Дело на сайте суда
oktiabrsky--nsk.sudrf.ru
12.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2022Передача материалов судье
13.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.06.2022Предварительное судебное заседание
09.08.2022Судебное заседание
12.09.2022Судебное заседание
21.09.2022Судебное заседание
14.10.2022Судебное заседание
13.12.2022Судебное заседание
26.01.2023Судебное заседание
03.02.2023Судебное заседание
10.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2023Дело оформлено
01.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее