Дело № 2 – 359 / 2023
УИД 58RS0034-01-2023-000491-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р. п. Шемышейка
Пензенской области 08 декабря 2023 года
Шемышейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Кудиновой А.Н.,
при секретаре Алемаевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по иску Агеевой А. А. к Ждановой Н. А., Соколовой Е. Н., Псакиной Е. В., Нацун В. Д., Кузнецовой Г. И., Чагоровой В. И. об исключении сведений из ЕГРН о координатах земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Агеева А.А. обратилась в суд с иском к Ждановой Н.А., Соколовой Е.Н., Псакиной Е.В., Нацун В.Д., Кузнецовой Г.И., Чагоровой В.И. об исключении сведений о координатах характерных поворотных точек земельных участков. В обоснование иска указала, что она является собственником земельный участок с кадастровым номером 1 по адресу: <адрес>, границы которого не установлены в соответствии с земельным законодательством. На данном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером номер, также принадлежащий ей на праве собственности. Ее земельный участок и земельные участки ответчиков являются смежными по отношению друг к другу. В настоящее время при проведении кадастровых работ в отношении ее участка кадастровым инженером было установлено, что фактические границы земельного участка не соответствуют сведениям о координатах поворотных точек, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, а именно обнаружено смещение ее земельного участка и земельных участков ответчиков на один участок ввиду того, что при определении поворотных точек углов земельных участок ответчиков были допущены ошибки, в связи с чем в ЕГРН были внесены ошибочные координаты. Просит исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах поворотных точек земельных участков с кадастровыми номерами: 1 по адресу: <адрес>, 2 по адресу: <адрес>, 3 по адресу: <адрес>, 4 по адресу: <адрес>, 5 по адресу: <адрес>, 6 по адресу: <адрес>.
Истец Агеева А.А., извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась. В заявлении, адресованном суду, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить.
Ответчики Жданова Н.А., Соколова Е.Н., Псакина Е.В., Нацун В.Д., Кузнецова Г.И., Чагорова В.И., извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. В заявлениях, адресованных суду, просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования Агеевой А.А. признают.
Третье лицо кадастровый инженер Балябин А.В., извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. Заявление о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении рассмотрения дела в суд не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
Нормами п. 3 ст. 6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В силу положений п. 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 1, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 4000 кв.м. принадлежит на праве собственности Агеевой А. А., относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 2, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2600 кв.м. принадлежит на праве собственности Ждановой Н. А., относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 3, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 4000 кв.м. принадлежит на праве собственности Соколовой Е. Н., относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 4, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 4000 кв.м. принадлежит на праве собственности Псакиной Е. В., относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером 5, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 3600 кв.м. принадлежит на праве собственности Нацун В. Д., относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 6, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 3000 кв.м. принадлежит на праве собственности Ч.О.И., относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно записи акта о смерти Ч.О.И. – ДД.ММ.ГГГГ рождения умерла 18 августа 2015 года.
Из наследственного дела, открытого к имуществу умершей 18 августа 2015 года Ч.О.И. следует, что её наследниками являются Кузнецова Г.И., которой выданы свидетельства о праве на наследство на 3/4 доли жилого дома, земельного участка по адресу: <адрес> и 3/4 доли прав на денежные средства, внесенные во вклады, и права на компенсации по закрытым лицевым счетам, и Чагорова В.И., которой свидетельства не выданы.
Из положений ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч. 1). К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (ч. 2).
В силу п. 3 ч. 4 ст. 8 указанного Федерального закона описание местоположения объекта недвижимости относится к основным сведениям об объекте недвижимости, который вносится в кадастр недвижимости.
В соответствии с ч.ч. 8-9 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Согласно ч. 4.2. ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» главным индивидуализирующим признаком земельного участка являются его границы, которые определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию.
Из ч. 1 ст. 43 ФЗ № 218 следует, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Согласно ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно акту полевого контроля материалов межевания земельных участков по адресу: <адрес> кадастровыми номерами соответственно 4, 3, 2 и 1, выполненного кадастровым инженером Балябиным А.В., выявлено, что сведения о местоположении границ земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами 4, 3, 2 и 1, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от 02 октября 2023 года № КУВИ-001/2023-222935123, № КУВИ-001/2023-222935156, № КУВИ-001/2023-222935154, № КУВИ-001/2023-223040968, № КУВИ-001/2023-223040897 не соответствуют фактическому местоположению данных границ и имеют смещение в пространстве. Границы земельного участка с кадастровым номером 6 по адресу: <адрес> и смежного <адрес>. Соответственно сведения, содержащиеся в ЕГРН, о земельных участках с кадастровыми номерами 6, 5, 4, 3, 2, 1 и 7 и последующие, не соответствуют фактическому закреплению и использованию на местности (смещены в пространстве на один, начиная с земельного участка с кадастровым номером 6).
Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», в частности ст. 39, предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч. 1). Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве (в том числе): собственности (ч. 3).
В ходе полевого контроля материалов межевания земельных участков по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами соответственно 4, 3, 2 и 1 установлено, что сведения Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами соответственно 6, 5, 4, 3, 2, 1, 7 не соответствуют требованиям, определенным органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Данное смещение не позволяет провести кадастровые работы по уточнению границ земельных участков с кадастровыми номерами 3, 2, 1.
Статьей 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, границы участка истца в установленном законом порядке не установлены, спора о фактических границах ее земельного участка со смежными землепользователями – ответчиками не имеется, ответчики в суд с самостоятельными требованиями не обращались.
Оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что данные акта полевого контроля относительно земельного участка истца с кадастровым номером 1 и земельных участков ответчиков с кадастровыми номерами 2, 3, 4, 5, 6, составленного кадастровым инженером Балябиным А.В., не нарушают права сторон и указанный акт сформирован в соответствии с требованиями законодательства РФ.
С учетом изложенного исковые требования Агеевой А.А. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Агеевой А. А. удовлетворить.
Исключить сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, о координатах поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 1, расположенного по адресу: <адрес>,
земельного участка с кадастровым номером 2, расположенного по адресу: <адрес>, земельного участка с кадастровым номером 3, расположенного по адресу: <адрес>, земельного участка с кадастровым номером 4, расположенного по адресу: <адрес>,
земельного участка с кадастровым номером 5, расположенного по адресу: <адрес>, земельного участка с кадастровым номером 6, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами, иными участвующими в деле лицами, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения, с подачей жалобы через Шемышейский районный суд.
Судья А.Н. Кудинова