Дело № 2-16/2024
УИД 53RS0016-01-2023-001253-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2024 года г.Холм
Старорусский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Григорьевой О.М.,
при секретаре Цапковой Е.В.,
с участием представителя истца Власовой С.В.,
ответчиков Третьякова В.В., Усманова Ф.Н. и их представителей Сокоровой Ю.В. и Родина А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску главного Государственного санитарного врача в Старорусском, Солецком, Волотовском, Парфинском, Поддорском, Холмском, Шимском районах к индивидуальному предпринимателю Усманову Ф.Н. и индивидуальному предпринимателю Третьякову В.В. о признании противоправными их действий и о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,
у с т а н о в и л:
главный Государственный санитарный врач в Старорусском, Солецком, Волотовском, Парфинском, Поддорском, Холмском, Шимском районах (далее - истец) обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальным предпринимателям Усманову Ф.Н. и Третьякову В.В. о признании их действий противоправными и о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства.
В обоснование исковых требований истец указал, что в течение 2020-2023 г.г. в адрес территориального отдела неоднократно поступали обращения от жителей д.Федорково Парфинского района о задымлении д.Федорково при работе предприятий по производству древесного угля, организованных ИП Третьяковым В.В. и ИП Усмановым Ф.Н.
При проверке доводов поступивших обращений жителей д.Федорково вх.№36/ж от 15 мая 2023 года и вх.№37/ж от 15 мая 2023 года на запах гари и задымление деревни от предприятий по производству древесного угля в рамках мероприятий без взаимодействия с проверяемым лицом, выявлено:
- превышение среднесуточных концентраций взвешенных веществ на территории жилой застройки: вблизи <адрес>, а также вблизи д<адрес>, 08 июня 2023 года в период с 6:40 по 23:07 (СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»), протокол филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Новгородской области» №53-01-50/02706-01-23 от 13 июня 2023 года;
- превышение гигиенических нормативов СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателям: азота диоксид (0,32+0,07мг/м3 при нормируемом значении - не более 0,2мг/м3), углерода оксид (6,2+0,6мг/м3 при нормируемом значении - не более 5мг/м3), бенз/а/пирен (0,000026+0,000006мг/м3 при нормируемом значении - не более 0,000001мг/м3) (жилая застройка <адрес>), по показателю бенз/а/пирен (0,000022+0,000006мг/м3 при нормируемом значении - не более 0,000001мг/м3) (жилая застройка <адрес>) по результатам исследования проб атмосферного воздуха отобранных 14 июня 2023 года с 11:40 до 12:50, с 17:30 до 18:50, с 23:30 до 00:45 15 июня 2023 года, 15 июня 2023 года с 05:40 до 07:30 (протокол ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Новгородской области» №53-01/15235-01-23 от 22 июня 2023 года).
Основным направлением деятельности ИП Третьякова В.В. и ИП Усманова Ф.Н. является производство древесного угля. Производственные площадки расположены в лесном массиве на западе от деревни Федорково по адресу: Новгородская область, Федорковское сельское поселение, земельные участки с кадастровым номером № (ИП Третьяков В.В.), № (ИП Усманов Ф.Н.).
Индивидуальными предпринимателями в 2020 году разработаны проекты обоснования размеров и организации санитарно-защитных (далее - СЗЗ) зон предприятий, согласно которым в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1203 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предприятия относятся к классу опасности II, раздел 7,1.5. «Обработка древесины», п.1, «Производство древесного угля (углетомительные печи)» с ориентировочной СЗЗ 500 метров.
Проектами установлено, что в атмосферный воздух поступают 11 загрязняющих веществ, по своим свойствам относящиеся к 1, 3 и 4 классам опасности и способны оказывать рефлекторное действие (азота оксид, ацетон), резорбтивное действие (углерода оксид, 3,4-бензпирен, взвешенные вещества), рефлекторно - резорбтивное действие (азота диоксид, серы диоксид, этаноловая кислота, бензин). Кроме того, возможно комбинированное действие вредных веществ (группа суммации) - азота диоксид, сера диоксид. Проектами определено, что наибольшее значение, как загрязнители атмосферы будут иметь углерода оксид, взвешенные вещества, азота диоксид, расчетным методом определены границы СЗЗ (жилая застройка не входит в СЗЗ, располагается в 870 м от границы промплощадки ИП Усманова Ф.Н. в северо-восточном направлении).
В экспертных заключениях №03-К/53-20/4341-2020 «Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектной документации «Проект обоснования размеров и организация санитарно-защитной зоны предприятия ИП Усманов Ф.Н., Новгородская область, Парфинский муниципальный район, Федорковское сельское поселение, з/у №» и №03-К/53-20/3977-2020 «Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектной документации «Проект обоснования размеров и организация санитарно-защитной зоны предприятия ИП Третьяков В.В., Новгородская область, Парфинский муниципальный район, Федорковское сельское поселение» даны рекомендации по организации лабораторного контроля по программе производственного контроля путем проведения натурных исследований и измерений в контрольных точках для подтверждения расчетных размеров СЗЗ предприятий, последующего установления и утверждения СЗЗ. Санитарно-защитные зоны предприятий не установлены.
Из поступавших обращений установлено, что задымление деревни происходит во время процесса углетомления на указанных предприятиях при ветрах в сторону д.Федорково (южного и юго-западного направления).
Все поступавшие обращения были рассмотрены территориальным отделом, в том числе с проведением лабораторных исследований атмосферного воздуха. Так как проектами определено, что наибольшее значение, как загрязнители атмосферы будут иметь углерода оксид, взвешенные вещества, азота диоксид, то в первую очередь определялись указанные вещества.
Несоблюдение ответчиками санитарных правил создает угрозу здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Просит признать их действия противоправными и обязать при невозможности выполнения требований санитарных правил по обеспечению качества атмосферного воздуха в населенном пункте д.Федорково (соблюдение установленных предельно допустимых концентраций (ПДК) содержания загрязняющих веществ, образующихся в процессе производственной деятельности, в атмосферном воздухе в жилой зоне) - приостановить либо прекратить свою деятельность или эксплуатацию оборудования до устранения указанных нарушений; разработать и реализовать санитарно-противоэпидемические мероприятия по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в сельском поселении (д.Федорково), воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в сельском поселении (жилая застройка д.Федорково) санитарным правилам (снижение уровней воздействия до ПДК на территории жилой застройки д.Федорково), руководствуясь требованиями санитарных правил при разработке и внедрении технологических и технических мероприятий (при наличии технической возможности) устранять, предотвращать или уменьшать опасность в источнике образования и распространения вредных и (или) опасных производственных факторов (изменение производственного процесса, отказ от операций, характеризующейся наличием вредных и опасных производственных факторов и др.; обязать ИП Третьякова В.В. и ИП УсмановаФ.Н. провести работы по установке санитарно-защитных зон в отношении площадок по производству древесного угля.
Представитель истца - Управления Роспотребнадзора главный Государственный санитарный врач в Старорусском, Солецком, Волотовском, Парфинском, Поддорском, Холмском, Шимском районах в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
Ответчик ИП Третьяков В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что общий стаж по углевыжиганию древесного угля составляет более 15 лет. В настоящее время у него с Усмановым Ф.Н. объединено производство, установлена санитарно-защитная зона, поскольку их деятельность аналогична. Они получили экспертное заключение, Министерством всё одобрено, 20 октября 2023 года заключение выдали на руки.
Технологический процесс изготовления угля ими не нарушается. Выброс вредных веществ происходит в тот момент, когда начинается розжиг печи и в процессе томления в бочке. Весь процесс занимает в пределах 48 часов. Им были разработаны все мероприятия по уменьшению выброса вредных веществ. Одновременно все печи сразу не работают. У него 13 печей, по проекту также 13 печей. У Усманова Ф.Н. имеется 7 печей фактически, а проект у него сделан на 8 печей. Санитарно-защитная зона должна составлять 500 метров по 2 категории вредности, а до первого жилого дома расстояние 1050 метров. Предприятие находится в полосе, где лес и кустарники. Они там растут естественным путём.
Ориентировочно с 2020 года жалобы начались от ФИО11 и ФИО14, связывает это со сложившимися неприязненными отношениями между Усмановым Ф.Н. и ФИО11.
Представитель ответчика ИП Третьякова В.В., действующая на основании доверенности - Сокорова Ю.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в возражении на иск, а также в письменных пояснениях. Пояснила также, что 14 ноября 2023 года произведены лабораторные анализы аккредитованной аналитической лабораторией ООО «Новгородрегионэкопроект» по отбору (измерению) проб атмосферного воздуха в контрольных точках согласно проекту обоснования размеров и организации санитарно-защитной зоны предприятий по производству древесного угля (ИН Третьяков В.В. и Усманов Ф.Н.). Согласно протоколам измерений и техническим отчетам ни в одной точке, ни по одному из исследуемых показателей не было допущено превышение предельно допустимых концентраций указанных вредных веществ. При этом анализы были взяты в период работы обоих предприятий в штатных режимах при работающих углевыжигательных печах, что подтверждается фототаблицей взятия проб для проведения лабораторных испытаний сотрудниками ООО «Новгородрегионэкопроект». Пробы были взяты в течение суток.
Кроме того, пробы были взяты непосредственно в дымоотводящих трубах работающих углевыжигательных печей ИП Третьякова В.В. и ИП Усманова Ф.Н. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ непосредственно в дымоотводящих трубах не превышают нормативы предельно-допустимых выбросов, установленных для обоих предприятий.
Ответчик Усманов Ф.Н. и его представитель адвокат Родин А.С. в судебном заседании исковые требования также не признали, ссылаясь на отсутствие противоправных действий ответчиков, и доказательств загрязнения атмосферного воздуха по их вине, так как источник попадания взвешенных веществ в атмосферу у жилых домов, где производился отбор проб, не установлен и не идентифицирован, привели довод о том, что источником взвешенных веществ около жилых домов могут являться также близстоящие дома и бани, которые отапливаются дровами, возражали против удовлетворения исковых требований, поддержали доводы, изложенные в возражении на иск, а также поддержали позицию ответчика Третьякова В.В. и его представителя Сокоровой Ю.В. При этом ответчик Усманов Ф.Н. пояснил, что ранее у него с Свидетель №2 были дружеские отношения, которые впоследствии испортились. Свидетель №2 ему сказал, что не даст ему здесь работать. Считает, что все жалобы связаны с личным неприязненным отношением ФИО11 к нему.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, предоставил заявление, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Парфинского муниципального района Новгородской области, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО5 и Свидетель №2 пояснили, что из-за устаревшей технологии и увеличения мощностей при изготовлении древесного угля индивидуальными предпринимателями Третьяковым В.В. и Усмановым Ф.Н. постоянно происходит задымление деревни Федорково Парфинского района, что отрицательно сказывается на здоровье населения. Они неоднократно обращались в разные инстанции по этому вопросу, но меры никакие не приняты.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6 пояснил, что проживает в д.Федорково с 2017 года вместе с семьей. В деревне много частных домой и есть несколько многоквартирных домов. Есть также бани в частных домах. Отопление в деревне печное. Деревня окружена лесом, с одной стороны находится река. Он не может сказать, что в деревне сильная задымленность и дым идет со стороны, где осуществляют свою деятельность по производству древесного угля индивидуальные предприниматели Усманов Ф.Н. и Третьяков В.В.. Он ни от кого не слышал об этом. Дым в деревне периодически чувствуется, но это нормально, так как люди топят печки, жгут мусор.
К нему приходила Оринова, собирала подписи. На его вопрос «для чего эти подписи» она ответила «на благое дело». Больше ничего не пояснила, поэтому он не стал ставить свою подпись. Оринова проживает от него метрах в пятистах примерно. Его дом находится ближе к земельному участку, где работают Усманов Ф.Н. и Третьяков В.В., следовательно, дом ФИО5 находится дальше.
Суд, с учетом мнения сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав стороны, свидетелей, проверив и исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ).
Согласно ст. 11 Федерального закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно ст. 24 Федерального закона №52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии с п. п. 1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно Постановлению Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2044 №154 Федеральная служба находится в подчинении Правительства РФ, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Старорусского района Служба представлена Управлением Роспотребнадзора по адресу: г.Старая русса, ул.Кириллова, д.6а.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона №52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Третьяков В.В. и индивидуальный предприниматель Усманов Ф.Н. занимаются деятельностью по производству древесного угля. Производственные площадки расположены в лесном массиве на западе от деревни Федорково по адресу: Новгородская область, Федорковское сельское поселение, земельные участки с кадастровым номером № (ИП Третьяков В.В.), № (ИП Усманов Ф.Н.).
Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона №52 - ФЗ предусмотрено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом №52 - ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В соответствии с п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года №222, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года №222 предусмотрено, что правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В силу п. 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
В соответствии с п. 4.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при:
- объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений;
- подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;
- уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности;
- внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.
Согласно п. 5.2.1 раздела 5 «Обработка древесины» главы VII. Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 производство древесного угля (углетомительные печи) относится ко 2 классу опасности.
Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств второго класса ориентировочный размер санитарно-защитных зон устанавливается - 500 м.
Как установлено материалами дела и не оспаривается сторонами, что д.Федорково находится не менее, чем в 750 метрах от предприятия ИП Третьякова В.В. и ИП Усманова Ф.Н.
В судебном заседании ИП Третьяков В.В. и ИП Усманов Ф.Н. указали, что не признают заявленные исковые требования и считают, что их деятельность по производству древесного угля осуществляется в соответствии с действующим законодательством, санитарно-защитная зона относительно осуществляемой деятельности является предварительно установленной.
Пояснили, что технологический процесс изготовления угля ими не нарушается, ими предпринимаются все меры для того, чтобы не нарушать требования санитарного законодательства, для чего регулярно проводятся лабораторные исследования по измерению концентрации загрязняющих веществ в промышленных выбросах.
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» выдано экспертное заключение №03-Т/53-20/5457-2023 от 11 октября 2023 года по проекту «Обоснование размеров и организация санитарно-защитной зоны предприятий по производству древесного угля» (ИП Третьяков В.В. и Усманов Ф.Н.) по адресу: Новгородская область, Парфинский район, Федорковское сельское поселение КН ЗУ №, №»
По результатам проведения экспертизы главным государственным санитарным врачом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области выдано санитарно-эпидемиологическое заключение №53.01.01.000.Т.000510.10.23 от 20.10.2023 года, согласно которому указанный выше проект соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, при этом расчетная (предварительная) величина санитарно-защитной зоны для предприятия ИП Третьякова В.В. и ИП Усманова Ф.Н. максимальная величина (расстояние) санитарно-защитной зоны установлена в 303 метрах от промплощадки.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2467 срок действия нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» продлены до 01 января 2025 года.
Постановлением Правительства РФ от 25.12.2021 №2480 скорректирован п. 3 постановления Правительства РФ от 31.12.2020 №2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», исключены санитарные правила и изменения к ним, регламентирующие особенности установления, изменения или прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ): СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоcнабжения и водопроводов питьевого назначения»; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В соответствии с п. 8(1) постановления Правительства РФ от 31.12.2020 №2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» действует 01 января 2025 года.
Кроме того, срок действия постановления Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» продлен до 01 января 2025 года.
Постановление Главного государственного врача РФ от 25.09.2007 №74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» утрачивает силу с 01.01.2025 в связи с изданием постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которым утверждены новые требования.
До 01 января 2028 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01 января 2025 года одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; решением суда.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», которое действует, как указано выше, до 01 января 2025 года, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» вступило в силу 13 марта 2018 года.
Согласно положениям Федерального закона от 30.12.2021 №447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 2025 года продлены сроки установления зон с особыми условиями использования территории, предусмотренные Федеральным законом от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». С 01 января 2025 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.
Судом при принятии решения учитываются указанные выше положения законодательства, нормативные акты, то обстоятельство, что в настоящее время ИП Третьяков В.В. и ИП Усманов Ф.Н. предпринимают необходимые меры для обеспечения санитарно-гигиенической и санитарно-эпидемиологической безопасности своего производства, приведения режима санитарно-защитной зоны в месте осуществления своей предпринимательской деятельности в соответствие с действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами, в установленном законом порядке проходят необходимые для этого процедуры, в настоящее время ими получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное Главным государственным санитарным врачом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области.
К показаниям свидетелей ФИО5 и Свидетель №2 суд относится критически, поскольку до поступления жалоб с их стороны в разные инстанции по поводу деятельности ИП Третьякова В.В. и ИП Усманова Ф.Н. между сторонами сложились неприязненные отношения, что не отрицалось и самими свидетелями.
Учитывая то обстоятельство, что ответчиками в настоящее время выполняется установленный Государством алгоритм действий, направленный на установление санитарно-защитной зоны, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования главного Государственного санитарного врача в Старорусском, Солецком, Волотовском, Парфинском, Поддорском, Холмском, Шимском районах к индивидуальному предпринимателю Усманову Ф.Н. и индивидуальному предпринимателю Третьякову В.В. о признании противоправными их действия и о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца через Старорусский районный суд со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 22 января 2024 года.
Судья О.М.Григорьева