УИД 79RS0002-01-2023-003988-37
Дело № 2-1062/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2024 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Кривошеевой И.В.,
с участием:
истицы Румянцевой Н.В.,
представителя истца Гуменного А.А.,
при секретаре Тимофеевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по исковому заявлению Румянцевой Надежды Владимировны к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о признании права, возложении обязанности произвести определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Румянцева Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику о признании права, возложении обязанности произвести определенные действия. Свои требования мотивировала тем, что проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ЕАО, <адрес>
Указанное жилое помещение принадлежало ей, ее мужу и детям в равных долях по 1/6.
06.09.2005 её муж Румянцев В.В. умер. После его смерти она вступила в наследство, однако принадлежащая ему доля в указанном жилом помещении не была включена в наследственную массу.
В силу действующего законодательства, со дня смерти мужа она стала собственником, принадлежавшей ему доли жилого помещения.
Данное жилое помещение было утрачено в 2020 г. в результате ЧС, в связи с чем она обратилась в ОГБУ «МФЦ» за получением соответствующей меры государственной поддержки.
Однако в выплате денежных средств за долю жилого помещения, ранее принадлежавшую её мужу, ей отказано.
Указывает, что общая площадь жилого дома составляет 75,4 кв.м., соответственно на 1/6 доли жилого помещения приходится 12,57 кв.м.
Поскольку в силу действующего законодательства она имеет право на получение меры государственной поддержки исходя из площади утраченного жилого помещения равной 18 кв.м., ей выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, исходя из расчетной площади жилого помещения равной 12,57 кв.м., то она имеет право на получение дополнительной выплаты на приобретение жилого помещения, исходя из расчетной площади жилого помещения равной 5,43 кв.м.
Просила суд признать за ней право на получение выплаты для приобретения жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления в части 1/6 доли жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, Ленинский район, с. Ленинское, пер. Западный, 23-2, ранее принадлежавшей Румянцеву Владимиру Викторовичу; обязать ОГБУ «Многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» выдать свидетельство, подтверждающее её право на предоставление выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного из расчета площади жилого помещения – 5,43 кв.м.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО, Департамент социальной защиты населения правительства ЕАО, Губернатора ЕАО, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерства финансов РФ, администрацию муниципального образования «Ленинское сельское поселение», администрацию МО «Ленинский муниципальный район», Травкин В.А., Румянцев Ю.В., Румянцев А.В., Румянцева Е.В.
Истица Румянцева Н.В., представитель истицы Гуменный А.А. в судебном заседании исковые требования с поддержали в полном объеме.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учётом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ) определено, что зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 2 статьи 18 названного Федерального закона установлено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 постановления губернатора ЕАО от 27.06.2006 № 105 «Об областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» решением губернатора области о введении для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации.
В связи с ухудшающейся паводковой обстановкой распоряжением губернатора ЕАО от 14.09.2020 № 284-рг на территории ЕАО с 14.09.2020 введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.
Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утвержден Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Порядка право на получение выплаты имеют граждане, в том числе являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания
Согласно пункту 6 Порядка утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, формируемый департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.
При этом органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной в том числе на основании заявлений граждан и с учетом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, определенных распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления».
Из материалов дела следует, что в собственность истца в порядке наследования после смерти Румянцева В.В., умершего 06.09.2005, перешла 1/6 доли в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес>, <адрес>
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на имущество в порядке наследования. Так, в соответствии с положениями статей 1114 и 1152 ГК права наследодателя на недвижимое имущество считаются перешедшими к наследнику со дня открытия наследства (момента смерти наследодателя).
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
Статьей 1114 названного кодекса установлено, что временем открытия наследства является момент смерти гражданина (пункт 1).
Таким образом, 1/6 доля в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес> принадлежавшая Румянцеву В.В., перешла в собственность истицы 06.09.2005, т.е. до введения ЧС.
Жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес>, общей площадью 75,4 кв.м, принадлежащее истице (1/3 доля в праве), Травкину В.А. (1/6 доля в праве), Румянцеву Ю.В. (1/6 доля в праве), Румянцеву А.В. (1/6 доля в праве), Румянцевой Е.В. (1/6 доля в праве), утрачено в результате ЧС 2020 г.
Таким образом, на долю истицы приходится 25,13 кв.м. указанного жилого помещения (75,4/3).
Вместе с тем ответчиком истице ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения №, исходя из расчетной площади жилого помещения равной 12,57 кв.м., в выдаче свидетельства на большую площадь истице отказано.
В соответствии с пунктом 9 Порядка размер выплаты гражданам определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метров для одиноко проживающего гражданина, 42 кв. метров на семью из 2 человек и 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения, и стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения, которая равна средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения губернатором <адрес> Перечня.
Таким образом, истица имеет право на получение выплаты, рассчитанной из площади жилого помещения равной 18,0 кв.м.
При таких обстоятельствах истица имеет право на получение спорной выплаты на приобретение жилого помещения, исходя из расчетной площади жилого помещения равной 5,43 кв.м. (18,0 кв.м. – 12,57 кв.м).
Срок, установленный указанными нормативно-правовыми актами для обращения в ОГБУ «МФЦ» за получением выплаты не является пресекательным и его пропуск не влечет прекращение права на получение спорной меры государственной поддержки.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Румянцевой Надежды Владимировны к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о признании права, возложении обязанности произвести определенные действия – удовлетворить.
Признать за Румянцевой Надеждой Владимировной право на получение выплаты для приобретения жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, в части 1/6 доли жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, <адрес>2, ранее принадлежавшей Румянцеву Владимиру Викторовичу.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» (ИНН 7901530648) выдать Румянцевой Надежде Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> (паспорт № №) свидетельство, подтверждающее право на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного из расчета нормы общей площади жилого помещения в размере 5,43 кв.м.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Кривошеева
Мотивированное решение изготовлено 07.05.2024.