Дело (номер обезличен)
УИД: 52RS(номер обезличен)29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кстово 15 июля 2024 года
Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего Кузнецовой Н.А., при секретаре Коноваловой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кстовского городского прокурора в интересах Усковой ФИО7 несовершеннолетнего ФИО3 к Администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области, ГКУ НО "Управление социальной защиты населения Кстовского округа" об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности, признании незаконными заключения и отказа в назначении выплаты, обязании включить в списки пострадавших в результате ЧС природного и техногенного характера,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого ссылается на то, что в ноябре 2022 года, в связи с обрывом электропроводов, жилой дом семьи Усковых был обесточен в течение периоды времени, превышающего 24 часа, вследствие чего, жильцы имеют право на компенсационную выплату, в чем им было отказано.
Стороны, третьи лица, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон.
Принцип состязательности представляет собой правило, по которому заинтересованные в исходе дела лица вправе отстаивать свою правоту в споре путем представления доказательств, участия в исследовании доказательств, представленных другими лицами, путем высказывания своего мнения по всем вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании.
Сущность данного принципа состоит в том, что стороны состязаются перед судом, убеждая его при помощи различных доказательств в своей правоте в споре. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Согласно ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ, граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается (п. 3 ст. 10 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ, суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Способы защиты гражданских прав приведены в ст. 12 ГК РФ.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального округа.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона РФ от 21.12.1994 № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
На основании ст. 2 вышеуказанного закона, правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется данным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В соответствии со ст. 4 данного закона, на территории РФ создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Пунктом 3 ст. 4 определены основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, среди которых – осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п/п «л» п. 1 ст. 11 указанного закона органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В силу ст. 18 Закона РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ, граждане РФ имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Положением ст. 25 ФЗ РФ № 68-ФЗ предусмотрено создание и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также организациями.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.06.2022 № 476 «О создании и использовании резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Нижегородской области», утверждены Порядок создания и использования резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Нижегородской области и Порядок назначения выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. 1.7 Порядка, назначение единовременного пособия осуществляет государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения», расположенное на территории муниципального образования, в границах которого введен режим ЧС, являющейся основанием для обращения за единовременным пособием, при условии включения гражданина, имеющего право на единовременное пособие, в список, доведенный Министерством до УСЗН. Единовременное пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 12 месяцев со дня введения режима ЧС.
Согласно п. 1.8 Порядка, назначение материальной помощи носит заявительный характер и осуществляется на территории Кстовского муниципального округа ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Кстовского района», при условии включения гражданина, имеющего право на материальную помощь, в соответствующий список граждан, доведенный министерством социальной политики Нижегородской области до УСЗН.
Согласно п. 2.1 Порядка, заявителями являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в п. 1.2 указанного Порядка, а также их законные представители, представители.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.3.1 Порядка, заявление подлежит рассмотрению в УСЗН в течение 11 календарных дней с даты его регистрации. После поступления заявления и всех необходимых документов, УСЗН передает в орган местного самоуправления информацию о гражданах, нуждающихся в получении материальной помощи для установления факта проживания граждан, указанных в заявлении, в жилых помещениях, которые попали в зону ЧС, факта нарушения условий их жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС и для формирования Списков.
В соответствии с положениями п.п. 3.2-3.4, 4, 5 Порядка формирования, согласования и утверждения списков граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 29.06.2022 № 476, на основании собранной в отношении заявителей информации и заключений вышеуказанной комиссии формируются списки, подписываемые главой муниципального образования Нижегородской области и директором УСЗН, которые вместе с заключениями, направляются в департамент региональной безопасности Нижегородской области 1-го, 10-го, 20-го числа каждого месяца соответственно.
В связи с установлением судом факта нарушения условий жизнедеятельности истцов в период белее 24 часов, подлежат удовлетворению остальные заявленные требования о признании за истцами право на единовременную материальную помощь (выплату) как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, о возложении на администрацию Кстовского муниципального округа Нижегородской области обязанность включить истцов в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера для последующего направления данных сведений в департамент региональной безопасности Нижегородской области, возложении на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность выделить денежные средства для осуществления выплаты истцам единовременной материальной помощи, как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в размере 10 000 рублей на каждого, возложении на государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Кстовского муниципального округа» обязанность выплатить истцам компенсацию, как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, в размере 10 000 рублей каждому.
Из п. 3.2 Приложения 1 к Порядку следует, что орган местного самоуправления формирует комиссию, определяет график и обеспечивает ее работу в установленном порядке; утверждает заключение комиссии об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне ЧС, и факта нарушения условий жизнедеятельности в результате ЧС, передает его в срок не позднее 10-го календарного дня с даты регистрации заявления в УСЗН; на основании Информации и заключения формирует Список.
Согласно п. 2.2 Приложения 2 к Порядку факт нарушения условий жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС устанавливается комиссией исходя, в том числе, из невозможности проживания в жилых помещениях, которая констатируется, если в результате ЧС более суток прекращено электроснабжение и (или) водоснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до ЧС.
Судом установлено следующее.
Ускова Е.Ю. и ее несовершеннолетний сын ФИО3 зарегистрированы и проживают в (адрес обезличен) в (адрес обезличен) ФИО2 (адрес обезличен).
Указом Губернатора Нижегородской области от 24.11.2022 № 246 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Нижегородской области» в целях ликвидации последствий, связанных с прохождением комплекса неблагоприятных погодных явлений (сильный снег, дождь, изморось, гололед) на территории Нижегородской области с 24.11.2022 до принятия соответствующего Указа Губернатора Нижегородской области о его снятии был введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера с региональным уровнем реагирования, зоной которой определены территории: г.о. г.Арзамас, Богородский м.о., г.о. г.Бор, Вачский г.о., Воротынский г.о., Д.Константиновский м.о., Краснооктябрьский м.о., Кстовский м.о., Лысковский м.о., Павловский м.о., Пильнинский м.о., Сергачский г.о., Сеченовский м.о., Сосновский м.о.
Постановлением администрации Кстовского муниципального округа от 24.11.2022 № 3363 на территории Кстовского муниципального округа Нижегородской области введен режим функционирования «чрезвычайная ситуация» с 24.11.2022, который отменен с 30.11.2022 постановлением администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области от 02.12.2022 № 345 23.11.2022 по результатам заседания КЧС и ПБ Кстовского муниципального округа Нижегородской области на территории округа введен режим повышенной готовности, а с 24.11.2022 режим чрезвычайной ситуации, что подтверждено постановлением администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области от 24.11.2022 № 3363 «О введении режима «чрезвычайной ситуации» на территории Кстовского муниципального округа».
По состоянию на 10:00 23.11.2022 года в результате прохождения ледяного дождя по территории вышеуказанных муниципальных образований Нижегородской области было нарушено электроснабжение в 314 населенных пунктах, 139 социально значимых объектах, что подтверждено сообщением Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области.
Согласно сообщению, размещенному на сайте ГУ МЧС России, 23.112022 с 00:00 в ЦУКС ГУ МЧС по Нижегородской области поступали сообщения о том, что в результате прохождения комплекса неблагоприятных метеорологических явлений (сильный снег, сильные осадки (мокрый снег, дождь), гололёд в семи муниципальных образованиях Нижегородской области: г.о. г.Арзамас, Богородский м.о., Вачский м.о., Володарский м.о., Кстовский м.о., Павловский м.о., Сосновский м.о. произошло частичное нарушение электроснабжении.
Согласно данным сайта ПАО «Россети Центр и Приволжье», аварийное отключение электроэнергии имело место 23.11.2023 на всех улицах дер. Опалиха Кстовского района Нижегородской области.
Электроснабжение жилых домов на ул. Летняя дер. Опалиха Кстовского района Нижегородской области осуществляется по ВЛ 0,4 кВ от ТП-442, питающейся по ВЛ 6 кВ № 602 ПС Федяково» (резервное питание по ВЛ 6 кВ №639 ПС «Федяково»). Период отключения ВЛ 6кВ ЛЭП-602 ПС «Федяково» - с 17:47 23.11.2022 по 04:10 25.11.2022. Нарушения электроснабжения Л-639 ПС «Федяково» зафиксированы с 06:15 23.11.2022 по 06:05 24.11.2022, с 23:17 26.11.2022 по 23:59 26.11.2022. Заявки на восстановление электроснабжения продолжали поступать от жителей дер. Опалиха в период с 06:11 24.11.2022 по 23:20 26.11.2022 с интервалами в несколько минут, что также свидетельствует о том, что подача электроэнергии в дер. Опалиха Кстовского района Нижегородской области в указанный период не производилась.
Согласно представленной третьим лицом информации в Администрацию Кстовского муниципального округа, период отключения ВЛ 6 кВ ЛЭП-602 ПС «Федяково» составил с 17:47 23.11.2022 по 04:10 25.11.2022, то есть более суток.
Также, согласно информации, представленной третьим лицом, электроснабжение потребителей дер. Опалиха также осуществляется от ТП-318 Л-639 ПС «Федяково», которая была отключена в период с 06:15 23.11.2022 по 06:05 24.11.2022, с 23:17 26.11.2022 по 23:59 26.11.2022.
Через портал Госуслуг 08.12.2022 Ускова Е.Ю.., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Ускова Ф.В., обратилась с заявлениями о назначении материальной помощи.
Информация об указанных гражданах передана УСЗН в администрацию Кстовского муниципального округа 13.12.2022 для установления факта проживания указанных граждан, в жилых помещениях, которые попали в зону ЧС, и факта нарушения условий их жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС.
По результатам обследования условий жизнедеятельности Ремизовых комиссией составлены заключения, в которых факт проживания в жилом помещении, попавшем в зону ЧС, установлен, факт нарушения условий жизнедеятельности не установлен.
Работа комиссии организована после восстановления электроснабжения и снятия режима ЧС, что не позволило применять инструментальный метод. Факт наличия (отсутствия) нарушения условий жизнедеятельности устанавливался исходя из представленной сетевой организацией информации о перебоях в электроснабжении.
Согласно заключениям от 16.02.2023 факт нарушения условий жизнедеятельности указанных лиц не установлен в связи с отсутствием объективных данных о периодах отключений электроэнергии.
На основании заключений комиссии УСЗН Усковым отказано в выплате материальной помощи 27.07.2023.
Согласно информации ЕДДС Кстовского муниципального округа от 28.11.2022 в 03:03 23.11.2022 зафиксировано частичное отключение от электроснабжения дер. Опалиха, которое было полностью восстановлено в 22:30 26.11.2022.
Из ответа Нижновэнерго от 26.04.2023 № МР7-ННЭ/13-39/6137 следует, что электроснабжение потребителей дер. Опалиха также осуществляется от ТП-318 Л-639 ПС «Федяково», которая была отключена в период с 06:15 23.11.2022 по 06:05 24.11.2022, с 23:17 26.11.2022 по 23:59 26.11.2022.
При этом, согласно сведениям Нижновэнерго, заявки на восстановление электроснабжения продолжали поступать от жителей дер. Опалиха в период с 06:11 24.11.2022 по 23:20 26.11.2022 с интервалами в несколько минут, что также свидетельствует о том, что подача электроэнергии в дер. Опалиха в указанный период не производилась.
Согласно информации, представленной ПАО «Россети Центр и Приволжье», электроснабжение домов истцов осуществляется по ВЛ 0,4кВ, запитанной от Л-639 ПС «Федяково», находящихся в зоне эксплуатационной ответственности третьего лица.
Техническая оснащенность всех ТП 6-10/0,4 кВ в настоящее время не позволяет получать информацию о состоянии ЛЭП 0,4 кВ в режиме реального времени. Информация о повреждении в сети 0,4 кВ поступает в Филиал только из сторонних источников (потребители, очевидцы) напрямую в оперативно-технологические группы или через операторов call-центров. Указанная информация не дает возможности установления времени технологического нарушения.
Между тем, материалы гражданского дела содержат достаточно доказательств, объективно подтверждающих отсутствие у истцов-потребителей, проживающих по указанному выше адресу в дер. Опалиха Кстовского района Нижегородской области, электрической энергии более суток.
Так, согласно мониторингу, проводимого Управлением по делам ГО и ЧС Кстовского муниципального района, 23.11.2022 в 03:03 частично отключились от подачи электроэнергии дер.Малая Ельня, с.Большая Ельня, дер.Опалиха подача энергии полностью восстановлена в 22:30 26.11.2022.
Согласно информации (отчет 23:40 24.11.2022), переданной указанным Управлением дежурному по управлению по делам ГО ЧС и ПБ Нижегородской области, при отключении электроэнергии в дер. Опалиха в 6:15 23.11.2022 и нормативном времени подключения – 6:15 24.11.2022, фактически, авария не устранена.
Судом установлено, что все действия по отключению/включению электроэнергии, производимым ремонтным работам и переключениях линий заносятся диспетчером в Оперативный журнал, копия которого представлена суду.
Судом дана оценка доводам представителя ПАО «Россети Центр и Приволжье» о том, что период отключения не превысил 24 часа, поскольку происходило переключение на иную ЛЭП, о чем представлен Бланк переключений № 1251). С указанными доводами суд согласиться не может, поскольку в Оперативном журнале, представленном представителем ПАО «Россети Центр и Приволжье» отсутствуют сведения о подаче энергии в жилые дома в спорный период.
Более того, составление данного бланка, который представлен в суд более чем через полгода после подачи иска в суд, не свидетельствует, что переключение имело место в реалии, с учетом отсутствия сведений об этом в Оперативном журнале. Приведенное расхождение представитель ПАО «Россети Центр и Приволжье» не сумел пояснить в судебном заседании.
Судом исследован оперативный журнал, и установлено, что в 06:15 23.11.2022 ЛЭП № 639 ПС «Федяково» отключена от работы, в 06:17 23.11.2022 данная ЛЭП нагрузку не приняла, - в 16:49 23.11.2022 – очередная попытка введения в работу, 16:57 23.11.2022 – нагрузку не приняла, - в 21:36 23.11.2022 – разрешено на ПС «Федяково» ЛЭП № 639 ввести в работу, проверка включения ЛЭП № 639 ПС «Федяково», в 14:25 24.11.2022 – принять работу по ремонту ЛЭП № 639; 22:46 26.11.2023 – неотложный ремонт ЛЭП № 639 ПС «Федяково», 23:51 26.11.2022 – введение в работу. Запись, сделанная 24.11.2022 в 04 часа 25 минут в журнале оперативной работы отсутствует.
В судебное заседание 24.06.2024 представитель третьего лица предоставил прошитую копию Оперативного журнала, в котором имеются отметки об отключении ВЛ-639 в 6:15 23.11.2022 и включении в 6:25 23.11.2022, который, как полагал представитель третьего лица, следует изучать в совокупности с Актом № 40 расследования причин аварии, представленном представителем третьего лица в судебном заседании 22.01.2024, согласно которому. После отключения ВЛ-639 в 6:15 сразу же произведено неуспешное автоматическое ее (ВЛ) включение, а затем – успешное ручное включение. В дальнейшем, согласно Акту, в 9:30 23.11.2022 ВЛ-639 снова отключена, а включена в 6:25 24.11.2022.
Суд обращает внимание, что в представленном Оперативном журнале отсутствуют сведения об успешном ручном подключении ВЛ-639 в 6:15 23.11.2022 и дальнейшем отключении ее в 9:30 23.11.2022. То есть, даже с учетом, вновь представленной копии Журнала, период отключения ВЛ=639 превышает 24 часа.
Отсутствие данных сведений в предоставленной прошитой копии Оперативного журнала представитель ПАО «Россетти Центр и Приволжье» объяснил человеческим фактором. При этом аудиозаписей, на которых, со слов представителя третьего лица, составлен указанный Акт, суду не предоставлено.
Более того, факт отсутствия питания на ВЛ-639 в период времени более суток установлен вступившим в законную силу решением Кстовского городского суда по делу 2-61/2024.
Кроме того, суд, рассматривая настоящий гражданско-правовой спор, обращает внимание на следующее.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ПАО «Россети Центр и Приволжье – Нижновэнерго» в сети Интернет, в строке 689 в столбце 3 «Опорное предприятие» - имеется запись «филиал ПАО «Россети Центр и Приволжье – Нижновэнерго» Кстовский РЭС», в столбце 4 «Дата и время прекращения эл/снабжения потребителей» - 23.11.2022 01:20» в столбце 5 «Время восстановления эл/снабжения потребителей» - «25.11.2022 04:10», в столбце 6 «Организационная причина» - «3.4.12.1.3, Прохождение атмосферного фронта по территории Нижегородской области с неблагоприятными погодными условиями: сильный снег, сильные осадки (мокрый снег, дождь), отложение мокрого снега, гололёд, метель и ледяной дождь, приведшее к образованию гололёдно-изморозевых отложений (ГИО) с толщиной стенки гололеда более 10 мм на элементах ВЛ (провода, изоляторы, опоры) и кронах деревьев, которые изгибались в сторону трасс ВЛ (в ряде случаев выпадали), из-за пределов границ охранных зон ВЛ, с последующим перекрытием проводов ВЛ. Ширина просеки соответствует требованиям ПУЭ (на момент постройки ВЛ), но меньше высоты деревьев в основном лесном массиве... в пролете опор №№ 10 - 11. отпайка на ТП-80 Л-639 ПС Федяково... в пролете опор №№ 21 - 22 магистраль Л-602 ПС Федяково...», в столбце 7 «Техническая причина» -«4.12, Короткие замыкания, возникшие вследствие падения деревьев и веток из-за пределов границ охранных зон ВЛ на провода ВЛ, по причине образования на кронах деревьев гололёдно-изморозевых отложений (ГИО)... в пролете опор №№ 10 - 11. отпайка на ТП-80 Л-639 ПС Федяково... в пролете опор №№ 21 - 22 магистраль Л-602 ПС Федяково... Признаки дефекта и дефект, приведшие к возникновению технической причины:... Схлест проводов на Л-639 ПС Федяково, отпайка на ТП-80,пролет опор №№ 10 - 11 Нарушение электрической изоляции... Схлест проводов на ВЛ-бкВ Л-602 ПС Федяково пролет 20-21...», в столбце 8 «Карточка мероприятия» - «...Мероприятие: Техническое.
19.01.2023 Государственной жилищной инспекцией проведена документарная проверка в отношении ПАО «ТНС Энерго НН». По результатам вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 515-05-3/2023 от 02.02.2023, которым ПАО «ТНС Энерго НН» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в 5000 рублей, в том числе за устранения повреждений на ВЛ-639 в срок 45 часов 55 минут (с 06:15 23.11.2022 до 04:10 25.11.2022). Также в адрес ПАО «ТНС Энерго НН» направлено представление об устранении причин и условий административного правонарушения.
Суд приходит к выводу, что то обстоятельство, что отсутствие энергоснабжения не установлено инструментально, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований при наличии другого критерия нарушения условий жизнедеятельности, а также того, что сам факт отсутствие энергоснабжения домов истцов, расположенного в дер.Опалиха Кстовского района Нижегородской области, в результате ЧС не оспаривается.
Факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795.
При этом условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий, хотя бы по одному из следующих критериев: невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания); невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий (п. 3, 4 Приказа № 795).
Согласно п. 5 указанного приказа, критерий невозможности проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем: степень повреждения здания (помещения); состояние теплоснабжения здания (помещения); состояние водоснабжения здания (помещения); состояние электроснабжения здания (помещения); возможность использования лифта.
Степень повреждения здания (помещения) определяется визуально. Состояние теплоснабжения здания (помещения) определяется инструментально.
Состояние водоснабжения здания (помещения) определяется визуально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено водоснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.
Состояние электроснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено электроснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения условий жизнедеятельности лиц, в интересах которого прокурором подан иск, поскольку продолжительность единоразового отключения электроснабжения в их жилых домах, расположенных в дер. Опалиха Кстовского района Нижегородской области, в период ЧС, имела место с 06:15 23.11.2022 по 04:10 25.11.2022, то есть составила белее 24 часов.
В виду того, что судом установлен факт нарушения жизнедеятельности Усковой Е.Ю. и н/л Ускова Ф.В., а также факт их проживания в жилых помещениях, попавшем в зону ЧС, они имеют право на выплату им единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а отказы ГКУ НО «УСЗН Кстовского муниципального округа» в назначении указанных выплат нарушили данное право.
Доводы представителя Администрации Кстовского муниципального округа о том, что вынесенные в отношении истцов заключения не оспорены, не признаны незаконным и суд не может устанавливать факт нарушения жизнедеятельности, поскольку в противном случае произойдет вмешательство в деятельность органом местного самоуправления, так как факты проживания в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций, и нарушения жизнедеятельности, устанавливаются коллегиальным органом (созданной для этих целей комиссией) и является исключительной компетенцией органов местного самоуправления, судом отклоняются, поскольку в соответствии с положениями ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Комиссией не был установлен факт нарушения жизнедеятельности истцов, в том числе, и по причине отсутствия у коллегиального органа необходимой для этого информации, добытой судом в ходе судебного разбирательства из совокупности доказательств, собранных по гражданскому делу. Устанавливая факт нарушения жизнедеятельности, имеющий для истцов юридическое значение, суд не подменяет собой орган местного самоуправления и не посягает на его исключительную компетенцию, а разрешает социальный спор, касающийся реализации его полномочий (полномочий комиссий), которые состоят в принятии решения на основе исследования фактических обстоятельств и их сопоставления с теми или иными нормативно закреплёнными критериями, предопределяющими наступление конкретных правовых последствий, защищая права граждан, являющихся наиболее слабыми участниками процесса.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кстовского городского прокурора в интересах Усковой ФИО8 несовершеннолетнего ФИО3 к Администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области, ГКУ НО "Управление социальной защиты населения Кстовского округа" об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности, признании незаконными заключения и отказа в назначении выплаты, обязании включить в списки пострадавших в результате ЧС природного и техногенного характера удовлетворить.
Установить факт нарушения условий жизнедеятельности Усковой Евгении Юрьевны, несовершеннолетнего Ускова Федора Викторовича, проживающих по адресу: Нижегородская область, Кстовский муниципальный округ, дер. Опалиха, ул. Летняя, д. 159, в период времени с 06:15 23.11.2022 по 04:10 25.11.2022.
Признать незаконными заключения комиссии, действующей на основании постановления администрации Кстовского муниципального округа от 16.12.2022 № 3626 «О комиссии по обследованию имущества и условий жизнедеятельности граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Кстовского муниципального округа ФИО2 (адрес обезличен)» от (дата обезличена) в части выводов об отсутствии факта нарушения условий жизнедеятельности Усковой ФИО10, несовершеннолетнего ФИО3.
Признать неправомерными отказы от (дата обезличена) ГКУ НО «УСЗН Кстовского муниципального округа» в назначении материальной помощи Усковой ФИО11 несовершеннолетнему ФИО3.
Возложить на администрацию Кстовского муниципального округа обязанность включить сведения об Усковой ФИО12 несовершеннолетнем ФИО3, проживающих по адресу: Нижегородская область, Кстовский муниципальный округ, (адрес обезличен), в Список лиц, нуждающихся в материальной помощи, в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить направление Списка в департамент региональной безопасности в соответствии с Порядком назначения выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 29.06.2022 № 476, с целью дальнейшего назначения и выплаты материальной помощи.
Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд.
Судья Н.А.Кузнецова