Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3018/2022 ~ М-2470/2022 от 13.07.2022

№2-3018/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2022 года                             город Астрахань

Ленинский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи                         Яцуковой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гаджигайыбовой М.М.

с участием прокурора                            Фролова В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Якушовой ФИО7 к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Якушова Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>» о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что <дата обезличена> истец во дворе <адрес> была травмирована укусом бездомной собакой, рана от укусов обработана врачом в <данные изъяты> кроме того, Якушова Т.Н. прошла начальный курс вакцинации против бешенства (6 уколов). Истец указывает, что указанным ей был причинен как физический вред так и моральный вред, поскольку во время нападения собаки она испытала сильную физическую боль, страх перед неуправляемым животным, учитывая случаи неоднократных летальных исходов людей от нападения животных, страх быть растерзанной дикими голодными животными. После происшествия и до настоящего времени истец опасается выходить на улицу, панический страх доходит до истерики, и постоянных переживаний за себя и членов своей семьи. Без посторонней помощи истец не может дойти до автомобиля, магазина. Кроме того у истицы остался шрам от укуса собаки. В связи с чем Якушова Т.Н. полагает, что данные переживания могут быть ей компенсированы путем взыскания морального вреда, причиненного бездействием муниципальных органов г. Астрахани.

При таких обстоятельствах, просила суд взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Определением суда в соответствии с положениями статьи 40 Гражданского процессуального кодекса РФ в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечена Служба Ветеринарии Астраханской области, Администрация Ленинского района г. Астрахани.

В судебном заседании Якушова Т.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Астрахань» в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Представитель третьего лица муниципального бюджетного учреждения города Астрахани «Чистый город» Исмагулова К.Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, приложив письменный отзыв на иск.

Представитель третьего лица Администрации Ленинского района г. Астрахани в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили письменные возражения на иск.

Представители третьих лиц Службы ветеринарии Астраханской области, Финансово-казначейское управление Администрации МО «Город Астрахань», Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «Город Астрахань» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению с учётом требований разумности и справедливости, приходит к следующему.

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации названных конституционных гарантий.

Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Понятия в сфере ответственного обращения с животными определены статьей 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом; животное без владельца определено как животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относится установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них.

Исходя из положений статьи 16 Закона об ответственном обращении с животными, приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались (часть 1).

Содержание животных в приютах включает в себя: проведение осмотра и осуществление мероприятий по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинации таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных; осуществление учета животных, маркирование не снимаемыми и несмываемыми метками поступивших в приюты для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались; осуществление стерилизации поступивших в приюты для животных без владельцев; содержание поступивших в приюты для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, до наступления естественной смерти таких животных либо возврата таких животных на прежние места их обитания или передачи таких животных новым владельцам; возвращение владельцам животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах; обеспечение владельцу потерявшегося животного или уполномоченному владельцем такого животного лицу возможность поиска животного путем осмотра содержащихся в приютах для животных без владельцев.

Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, установлены статьей 18 Закона об ответственном обращении с животными и включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Законом Астраханской области от 23.07.2013 № 32/2013-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Астраханской области наделены отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

В силу статьи 3 вышеуказанного Закона Астраханской области, органы местного самоуправления с целью реализации отдельных государственных полномочий имеют право в том числе: на обеспечение финансовыми и материальными средствами отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Астраханской области; дополнительно использовать собственные материальные ресурсы - финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных муниципального образования.Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, предусматриваются в законе Астраханской области о бюджете Астраханской области в форме субвенций, что следует из части 1 статьи 4 Закона Астраханской области от 23.07.2013 N 32/2013-ОЗ (ред. от 06.12.2021) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев".

В целях реализации Закона Астраханской области от 23.07.2013 N 32/2013-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" правительством Астраханской области бюджету муниципального образования «Город Астрахань» перечислены субвенции на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

За счёт выделенных денежных средств из бюджета Астраханской области орган местного самоуправления должен обеспечить в текущем финансовом году выполнение показателей результативности использования субвенций: количество животных без владельцев, подлежащих отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежнее место обитания.

В силу пункта 13 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Город Астрахань» органы местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань» имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования «Город Астрахань».

Анализируя приведённые правовые нормы и представленные документы, суд приходит к выводу, что именно администрация муниципального образования «Город Астрахань» должна осуществлять мероприятия по обращению с животными без владельцев, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

Таким образом надлежащим ответчиком по данному делу является Администрация МО «Город Астрахань».

Как установлено в ходе судебного из пояснений истца, <дата обезличена> истец во дворе <адрес> была травмирована укусом бездомной собаки.

Немедленно после получения трав, Якушова Т.Н. обратилась в <данные изъяты> где ей был выставлен диагноз: <данные изъяты> В перевязочной выполнена первичная обработка ран, раны промыты растворами антисептиков, наложена асептическая повязка. От предложенной госпитализации больная отказалась. Отказ оформлен. Рекомендовано наблюдение у хирурга (травматолога-ортопеда), рабиолога, <данные изъяты>

Из пояснений истца следует, что после 7 вакцины она прекратила получать уколы, поскольку собака, которая укусила истца, жива, в связи с чем истец более не нуждается в дальнейшей вакцинации.

Таким образом нуждаемость Якушовой Т.Н. в оказании ей медицинской помощи подтверждается медицинскими документами.

Указанные обстоятельства ответчиком не были опровергнуты, как и не были представлены доказательства, свидетельствующие о причинении Якушовой Т.Н. травм от укусов животных при иных обстоятельствах и в ином месте.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Размер компенсации морального вреда определяется исходя из установленных при разбирательстве дела характера и степени понесенных истцом физических или нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, и иных заслуживающих внимания обстоятельств дела.

Разрешая спорные правоотношения, суд руководствуясь вышеприведёнными положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 20.12.1994 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», приходит к выводу о том, что у Якушовой Т.Н. возникло право на компенсацию морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает характер причиненных Якушовой Т.Н. физических и нравственных страданий, необходимость прохождения лечения и вакцинации вследствие полученных травм, принцип разумности и справедливости, и полагает необходимым взыскать в качестве компенсации морального вреда в пользу Якушовой Т.Н. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей. Указанная сумма, по мнению суда, будут соответствовать фактически причиненным нравственным и физическим страданиям потерпевшей, исходя из требований разумности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Якушовой ФИО8 к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Астрахань» за счёт средств казны муниципального образования «Город Астрахань» в пользу Якушовой ФИО9, <дата обезличена> года рождения, уроженки <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

В остальной части исковых требований – отказать.

Мотивированное решение изготовлено 08.09.2022 года.

Судья:                         А.А. Яцукова

2-3018/2022 ~ М-2470/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Якушова Татьяна Николаевна
Ответчики
Администрация МО "город Астрахань"
Другие
Служба ветеринарии Астраханской области
Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству АМО "город Астрахань"
МБУ г.Астрахани "Чистый город"
Администрация Ленинского района г.Астрахани
Финансово-казначейское управление администрации МО "город Астрахань"
Суд
Ленинский районный суд г. Астрахани
Судья
Яцукова Анна Анатольевна
Дело на сайте суда
leninsky--ast.sudrf.ru
13.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2022Передача материалов судье
18.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2022Подготовка дела (собеседование)
01.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2022Судебное заседание
08.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее