Дело № 2-2275/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2016 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Бурмакиной Т.А.,
при секретаре Якимовой И.Н.,
с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Бородина К.А.,
представителя администрации г. Лесосибирска по доверенности Логиновой М.В.,
представителя министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Авсиевича Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Лесосибирска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Лесосибирска, министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края, Правительству Красноярского края о возложении обязанности организовать ликвидацию свалки производственных и бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Лесосибирска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о возложении на ответчиков обязанности организовать ликвидацию свалки производственных и бытовых отходов, образованную на территории неразграниченных земель государственной собственности примерно <адрес> <адрес>
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой г. Лесосибирска совместно с Лесосибирским отделом Управления Росреестра по Красноярскому краю проведена проверка природоохранного законодательства в части несанкционированного размещения отходов на территории города. В рамках указанной проверки совместно со специалистом - экспертом Управления ДД.ММ.ГГГГ проведено натурное обследование состояния части земель государственной собственности на территории города, в ходе которого установлено, что неустановленными лицами организована свалка бытовых отходов и отходов лесопиления на территории неразграниченных земель государственной собственности примерно <адрес>
Согласно ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.01.1999 г. № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использовании, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами; разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта РФ; принятие в соответствии с законодательством РФ законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, контроль за их исполнением; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; участие в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами.
В соответствии с главой 2 Закона Красноярского края от 20 сентября 2013 г. № 5-1597 «Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае» полномочия органов государственной власти Красноярского края в области охраны окружающей среды имеют распределение.
К полномочиям Правительства Красноярского края отнесено утверждение региональной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 512-п утверждена государственная программа Красноярского края, в состав которой включена подпрограмма «Обращение с отходами на территории Красноярского края» на 2014-2018 г.г.
К полномочиям органа исполнительной власти края в области охраны окружающей среды относятся, в том числе, организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, исполнителем подпрограммы «Обращение с отходами на территории Красноярского края» на 2014-2018 г.г. является министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Денежные средства для фактического исполнения мероприятий указанной программы муниципальному образованию город Лесосибирск не выделены.
Несанкционированная свалка создает опасность причинения вреда окружающей среде, что нарушает право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
Споры в области охраны окружающей среды в соответствии со ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» разрешаются в судебном порядке.
Статья 12 ГПК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнения обязанностей в натуре.
В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Бородин К.А. на заявленных требованиях настаивает.
Представитель администрации г. Лесосибирска по доверенности Логинова М.В. согласилась с исковыми требованиями.
Представитель министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Авсиевич Л.С. считает, что требования прокурора к министерству не подлежат удовлетворению, пояснив, что в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Красноярского края № 5-1597 к полномочиям органа исполнительной власти края в области охраны окружающей среды относится разработка и реализация государственных программ края, в том числе в области обращения с отходами. Постановлением Правительства Красноярского края от 01 августа 2013 г. № 374-п утвержден Порядок принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации; утверждена программа Красноярского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов», в состав которой включена подпрограмма «Обращение с отходами на территории Красноярского края» на 2014-2018 годы. Пунктом 2.3.4.1 Подпрограммы предусмотрен механизм отбора муниципальных образований края в целях распределения субсидии бюджетам муниципальных образований края на реализацию мероприятий в области обращения с отходами. В соответствии с указанным механизмом отбора органы местного самоуправления обращаются в министерство с предусмотренными п. 2.3.4.1 Подпрограммы сведениями. Муниципальное образование город Лесосибирск для участия в Подпрограмме в министерство не обращалось. Еще один механизм регулирующего воздействия в области обращения с отходами в соответствии с п. 45 ст. 7 Закона края выражается в проведении конкурсного отбора региональных операторов в порядке, установленном Правительством РФ. Указанный федеральный порядок в настоящее время не установлен.
Представитель Правительства Красноярского края, извещенный о месте и времени судебного заседание, не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражения на исковое заявление, из которых следует, что при разграничении полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами; установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка сбора твердых коммунальных отходов, нормативов накопления твердых коммунальных отходов, тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Статьей 6 Закона края № 5-1597 установлены полномочия Правительства Красноярского края в области охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами, при этом не указано полномочие по организации ликвидации свалки твердых коммунальных отходов. К полномочиям субъектов РФ отнесены организация (регулирование) деятельности лиц, осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а не полномочие по организации ликвидации свалки. До 01 января 2016 г. полномочия в области обращения с отходами должны были осуществляться органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Действующим законодательством на органы государственной власти субъектов РФ не возлагается обязанности осуществления после перераспределения полномочий исполнения той компетенции органов местного самоуправления, которая не была ими реализована (или была реализована ненадлежащим образом) до такого перераспределения. Просит в удовлетворении исковых требований к Правительству Красноярского края отказать.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу требований ст. 6 Закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора).
В соответствии со статьей 8 Закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления», регламентирующей полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В силу статьи 13 Закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании ст. 2 Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со статьей 22 Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 512-п утверждена государственная программа Красноярского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов», в состав которой входит подпрограмма «Обращение с отходами на территории Красноярского края» на 2014-2018 годы.
Согласно пункту 2.3.1 указанной подпрограммы финансирование подпрограммных мероприятий осуществляется за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований Красноярского края. Средства краевого бюджета на финансирование мероприятий подпрограммы выделяются на реализацию мероприятий в области обращения с отходами. Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, является Министерство.
В соответствии с пунктом 2.3.4. подпрограммы распределение субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на реализацию мероприятий в области обращения с отходами производится на основании отбора.
Пунктом 2.3.4.1. подпрограммы предусмотрено, что для участия в отборе муниципальные образования Красноярского края до 20 марта текущего года направляют в Министерство заявку и следующие сведения:
копию утвержденной и согласованной в установленном порядке генеральной схемы санитарной очистки территории населенных пунктов муниципального образования Красноярского края с указанием необходимости выполнения заявленного мероприятия в области обращения с отходами (в случае ее наличия);
копию документа, подтверждающего право пользования земельным участком для организации (строительства) площадок временного накопления отходов потребления и контейнерных площадок (в случае его наличия);
гарантийное письмо главы администрации муниципального образования Красноярского края об обеспечении долевого участия муниципального образования Красноярского края в финансировании расходов организации (строительства) площадок временного накопления отходов потребления и контейнерных площадок;
перечень заявленных мероприятий в области обращения с отходами с указанием объема запрашиваемой субсидии с расчетами и обоснованием объема расходов;
копии предписаний контрольно-надзорных органов об устранении нарушений законодательства в области обращения с отходами на территории муниципального образования Красноярского края (в случае их наличия);
планы ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на текущий год, с указанием их площади, объема отходов (в случае их наличия).
Комиссия оценивает поданные заявки и сведения с учетом критериев отбора и до 30 июня текущего года на основании представленных муниципальными образованиями Красноярского края сведений, подтверждающих выполнение условий предоставления субсидии, формирует перечень муниципальных образований Красноярского края с указанием объема предоставляемой субсидии и в течение 3 рабочих дней направляет в Правительство Красноярского края предложения о распределении субсидии.
Победителями признаются муниципальные образования, заявки которых по итогам их оценки набрали наибольшее количество баллов.
Муниципальные образования, признанные победителями по итогам оценки поданных заявок, включаются в перечень получателей субсидии, о чем Министерством направляется им уведомление о включении в перечень получателей субсидии в течение 10 рабочих дней со дня проведения оценки заявок.
Распределение субсидий утверждается постановлением Правительства Красноярского края в срок до 10 рабочих дней после получения предложений Комиссии и в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству на реализацию мероприятий в области обращения с отходами.
В судебном заседании установлено, что 30 сентября 2016 г. в ходе совместной проверки, проведенной прокуратурой <адрес> со специалистом-экспертом Лесосибирского отдела Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО6, установлено, что на образованных на территории неразграниченных земель государственной собственности образована свалка бытовых отходов и отходов лесопиления по адресу: <адрес>
Также бесспорно установлено, что в нарушение изложенных выше законодательных норм администрация <адрес> не обратилась в министерство природных ресурсов и экологии с заявкой для участия в отборе с приложением необходимого пакета документов, тем самым не предпринимает меры, направленные на регулярную очистку от отходов территорий, принадлежащих муниципальному образованию, в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Несоблюдение администрацией г. Лесосибирска указанных выше требований закона влечет за собой нарушение интересов и прав граждан, проживающих на территории муниципального образования – город Лесосибирск, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку несанкционированные свалки отходов и непринятие мер к их очистке негативно влияют на окружающую среду, а также на здоровье человека.
Ответчики министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, Правительство Красноярского края подлежат освобождению от гражданско-правовой ответственности по настоящему иску, поскольку порядок организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов утвержден изложенными выше нормативно-правовыми актами, требования которых указанными ответчиками не нарушены в виду отсутствия обращения муниципального образования город Лесосибирск с заявкой на получение субсидии на реализацию мероприятий в области обращения с отходами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию города Лесосибирска организовать ликвидацию свалки производственных и бытовых отходов, образованную на территории неразграниченных земель государственной собственности примерно <адрес>
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору г. Лесосибирска отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Лесосибирский городской суд.
Судья Т.А. Бурмакина.