Дело № 5-50/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
об административном правонарушении
06 марта 2018 года город Барнаул, ул.Попова 206б
Судья Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края Янькова И.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Пищевая компания «Хлебный Алтай» ОГРН 1152223006605, ИНН/КПП 2222835389/222201001, адрес (место нахождения): 656064 Алтайский край г. Барнаул, ул. Власихинская, дом 57, привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу № 32 об административном правонарушении, составленному инспектором по особым поручениям ОИК УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю 17.01.2018 в 12 часов 00 минут по адресу: г. Барнаул, ул. Шевченко, 170 - 17.01.2018 обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно установлено, что 15.11.2017 ООО ПК «Хлебный Алтай» в лице директора Мнацаканяна А.Ш. по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская, 57, незаконно привлекло к трудовой деятельности в качестве пекаря гражданку Республики Узбекистан Турсунову Н.Б., которая 15.11.2017 осуществляла трудовую деятельность в пекарне ООО ПК «Хлебный Алтай» по указанному адресу, не имея документов разрешающих работу на территории Российской Федерации.
Согласно учетов УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю от 15.11.2017 установлено, что гражданке Республики Узбекистан Турсуновой Н.Б., 28.06.1976 года рождения, УФМС России по Алтайскому краю и УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю в 2017 году патент не выдавался, действительных документов, дающих право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации, не имеет.
Таким образом, гражданка Республики Узбекистан Турсунова Н.Б., 28.06.1976 года рождения, 15.11.2017 осуществляла трудовую деятельность в ПК «Хлебный Алтай» по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская, 57 в качестве пекаря в нарушение требований п. 4 ст. 13, п.1 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, не имея разрешения на работу на территории Российской Федерации, либо патента, выданного в соответствии с указанным Федеральным законом, тем самым совершила деяние, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.10 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением заместителя начальника ОИК УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю от 18.01.2018 дело № 32 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 КоАП РФ в отношении ООО «ПК «Хлебный Алтай» передано на рассмотрение судье Индустриального района г. Барнаула. Определением судьи от 24.01.2018 указанное дело принято к производству Индустриального районного суда г. Барнаула.
В судебном заседании директор и защитник ООО «ПК «Хлебный Алтай» вину в совершении вменяемого правонарушения признали в полном объеме,
Исследовав письменные материалы дела, выслушав директора ООО «ПК «Хлебный Алтай», защитника, оценив представленные доказательства в совокупности, судья приходит к следующему.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Согласно ст.13.3 Федерального закона Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Привлекать иностранных граждан на условиях, установленных настоящей статьей, вправе работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.
В соответствии с п.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Часть 1 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Согласно примечанию к ст.18.15 КоАП РФ в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан, заключенным в г. Минске 30.11.2000, предусмотрены въезд и передвижение граждан Узбекистана по территории России без получения визы.
Из представленных материалов следует, что ООО «ПК «Хлебный Алтай» является действующим юридическим лицом, 22.04.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица за основным регистрационным номером (ОГРН) 1152223006605 (л.д.15).
В соответствии с решением единственного участника № 3 от 10.06.2015, приказом директора ООО «ПК «Хлебный Алтай» № 2 от 10.06.2015, на должность директора ООО «ПК «Хлебный Алтай» назначен Мнацаканян А.Ш. (л.д.10).
10.06.2015 между ООО «ПК «Хлебный Алтай» в лице единственного участника общества Мнацаканяна А.Ш. и гражданином Мнацаканяном А.Ш. заключен трудовой договор № 1 сроком на 10 лет (л.д.11-13).
На основании договора аренды от 01.01.2017 ООО «ПК «Хлебный Алтай» в лице директора Мнацаканяна А.Ш. арендует помещение столовой площадью 280 кв.м., расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская, 57. Срок аренды по договору с 01.01.2017 по 30.12.2017 (л.д.14).
В ходе рассмотрения дела установлено, что сотрудниками УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю выявлено привлечение 15.11.2017 ООО «ПК «Хлебный Алтай» в нарушение пункта 4 статьи 13, пункта 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" к трудовой деятельности в ООО «ПК «Хлебный Алтай» по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская, 57 в качестве пекаря гражданки Республики Узбекистан Турсуновой Н.Б., при отсутствии у нее патента либо иных разрешительных документов, дающих право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации.
15.11.2017 в отношении гражданки Республики Узбекистан Турсуновой Н.Б., 28.06.1976 года рождения составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением начальника ОИК УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю от 15.11.2017 Турсунова Н.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.10 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей (л.д.8).
В качестве работодателя у Турсуновой Н.Б. выступает ООО «ПК «Хлебный Алтай».
Согласно справке инспектора ОИК УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю от 15.11.2017, согласно учётов УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю, гражданка Республики Узбекистан Турсунова Н.Б., 28.06.1976 года рождения, действующего патента, либо разрешения на работу на территории Российской Федерации не имеет (л.д5).
Факт осуществления Турсуновой Н.Б. трудовой деятельности подтверждается также постановлением начальника ОИК УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю от 15.11.2017.
Помимо вышеуказанных доказательств факт правонарушения подтверждается рапортом от 17.01.2018 (л.д.1), справкой инспектора ОИК УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю от 15.11.2017 (л.д.5), объяснениями Акбаровой М.З. (л.д.6), объяснениями директора ООО «ПК «Хлебный Алтай» Мнацаканяна А.Ш. от 15.01.2018 (л.д.3), который указывает, что он лично допустил к работе в качестве пекарей в ООО ПК «Хлебный Алтай» по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская, 57 граждан Республики Узбекистан, в том числе Турсунову Н.Б., его объяснениями от 17.01.2018, где он дает аналогичные пояснения, также указывая, что Турсунову Н.Б., он допустил к работе 15.11.2017, трудовые договора с иностранными гражданами не заключались (л.д.34), а также протоколом № 32 об административном правонарушении от 17.01.2018 (л.д.36).
Статус и местонахождение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, нашли своё подтверждение при рассмотрении дела свидетельством о регистрации, свидетельством о постановке на учёт, Уставом.
У судьи не имеется оснований не доверять представленным доказательствам, поскольку нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при их составлении не установлено.
Факт осуществления гражданкой Республики Узбекистан Турсуновой Н.Б. в ООО «ПК «Хлебный Алтай» 15.11.2017 трудовой деятельности без разрешения на работу суд считает установленным, таким образом, с достоверностью установлено, что ООО «ПК «Хлебный Алтай» 15.11.2017 привлек к трудовой деятельности гражданку Республики Узбекистан Турсунову Н.Б., не имеющую разрешения на работу, либо патента. Привлекая гражданку Республики Узбекистан к осуществлению трудовой деятельности, юридическое лицо было обязано и имело возможность не привлекать иностранного гражданина, при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, к трудовой деятельности, однако, не сделало этого, совершив тем самым правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
Возражений против данного обвинения директор ООО «ПК «Хлебный Алтай» не представил, напротив, при рассмотрении дела с совершением правонарушения согласился.
Таким образом, деяние организации, имевшей возможность для соблюдения требований миграционного законодательства, но не принявшей все зависящие от нее меры по их соблюдению, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ.
С учетом изложенного, действия ООО «ПК «Хлебный Алтай» суд квалифицирует по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ – привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Санкция ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает в качестве административного наказания для юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, полное признание вины общества в совершении правонарушения и на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, размер штрафа подлежит снижению до 125 000 рублей.
При этом судья не находит оснований для применения положений ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ. Вместе с тем, из рассматриваемого случая не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Привлечение к трудовой деятельности в пекарне ООО ПК «Хлебный Алтай» иностранного лица при отсутствии у него патента либо иных разрешительных документов, дающих право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации, могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, доказательств обратного не представлено.
Также нет оснований говорить о малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце третьем пункта 21 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.
Допущенное обществом правонарушение посягает на установленный федеральным законодательством порядок привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан, а потому не может быть признано малозначительным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 3.1, 3.2, 4.1, 23.1, 26.11, 29.10 и ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Пищевая компания «Хлебный Алтай» ОГРН 1152223006605, ИНН/КПП 2222835389/222201001, адрес (место нахождения: 656064 Алтайский край г. Барнаул, ул. Власихинская, дом 57 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей с зачислением штрафа на счет: Расчетный счет получателя: 40101810100000010001 в отделение Барнаул г. Барнаул; БИК: банк получателя 040173001; ИНН: 2224011531; КПП: 222401001; Получатель: УФК по Алтайском краю (ГУ МВД России по Алтайскому краю); Код БК: 18811640000016025140; Код ОКТМО: 01701000. УИН:188112299900059910518
. Наименование платежа: административный штраф.
В соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф следует уплатить в банк или иную кредитную организацию не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, предупредить об административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неуплату штрафа в установленный срок.
Квитанцию об уплате штрафа представить в Индустриальный районный суд г. Барнаула (г. Барнаул, ул. Попова, 206 б, кабинет 39).
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.А.Янькова