УИН 18RS0031-01-2022-000727-92
№ 2-448/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июля 2022 года с. Якшур-Бодья УРЯкшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Уткиной Н.В. - единолично,
при секретаре Кокшаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Кекоранская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Кекоранская СОШ о возложении обязанности по оборудованию входа в здание по адресу: <адрес>, специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения – пандусом, а также установки тактильной таблички для людей с нарушением зрения, в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Исковые требования мотивированы следующим.
Прокуратурой Якшур-Бодьинского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов на территории Якшур-Бодьинского района, в ходе которой выявлены нарушения закона.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу ст. 15 Закона № 181-ФЗ Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно п. 5.1.14 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденная приказом Минстроя России от 14.11.2016№ 798/пр» (далее - СП 59.13330.2016), лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
В соответствии с п. 6.1.1 СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Кроме того, в силу п. 6.5.9 СП 59.13330.2016 рядом с дверью должны размещаться информирующие тактильные таблички для людей с нарушенгием зрения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Также, в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28, ч. 7 ст. 28 ФЗ № 273 образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Проверкой, проведенной прокуратурой района, установлено, что на территории Якшур-Бодьинского района осуществляет деятельность МБОУ Кекоранская средняя общеобразовательная школа, расположенная по адресу: <адрес> – дошкольное звено. Вход в здание МБОУ Кекоранская средняя общеобразовательная школа, находящееся в собственности МО «Якшур-Бодьинский район» и закрепленное на праве оперативного управления за МБОУ Кекоранская средняя общеобразовательная школа, не оборудован специальным приспособлением (пандусом) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, таблички Брайля не установлены.
На основании изложенного, прокурор просит обязать МБОУ Кекоранская средняя общеобразовательная школа в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу создать условия инвалидам и иным маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в МБОУ Кекоранская СОШ путем оборудования входа в здание, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с нормами «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», пандусом для инвалидов – колясочников и маломобильных групп населения; установки информирующей тактильной таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов) и перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения кабинета.
В ходе судебного разбирательства помощник старший прокурора Камальдинова Г.Н. на основании ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования в части срока выполнения возложенных обязанностей до 01 июня 2023 года, в остальной части исковые требования поддержала, просила удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в иске.
Суд, выслушав доводы сторон и исследовав представленные ими доказательства, дав им оценку по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно представленному суду Уставу ответчик МБОУ Кекоранская средняя общеобразовательная школа является бюджетным учреждением, некоммерческой организацией и действует в соответствии с уставом, гражданским кодексом РФ, ФЗ "О некоммерческих организациях", ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и иными правовыми актами. Согласно Уставу учреждение осуществляет образовательную деятельность. Учредителем Учреждения и собственником его имущества является МО "Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район УР".
Функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования " Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район УР " осуществляет Администрация МО «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район УР».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений деятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно п. 5.1.14 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденная приказом Минрегиона России от 14.11.2016 № 798/пр, у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м; платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ Р 55555 при перепаде высот до 3,0 м; лифты при перепаде высот от 3,0 м и более. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
В соответствии с п. 6.1.1 СП 59.13330.2016 в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
В соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2016 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:
- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;
- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6);
- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28, ч. 7 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Общеобразовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования относится к образовательным организациям.
При рассмотрении дела доказательств наличия оборудованного входа в помещение образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, пандусом и тактильной табличкой, не представлено, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Кекоранская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать МБОУ Кекоранская средняя общеобразовательная школа в срок до 01 июня 2023 года создать условия инвалидам и иным маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в МБОУ Кекоранская СОШ путем:
- оборудования входа в здание, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с нормами «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», пандусом для инвалидов – колясочников и маломобильных групп населения;
- установки информирующей тактильной таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов) и перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения кабинета.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Н.В. Уткина