Решение в окончательной форме изготовлено 06 марта 2023 года
Уникальный идентификатор дела: 66RS0012-01-2023-000012-23
Гражданское дело № 2-283/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Каменск-Уральский
Свердловской области 27 февраля 2023 года
Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе председательствующего судьи Толкачевой О.А., при секретаре Кучурян Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 к Филипповой Марии Александровне о взыскании денежной суммы, выплаченной по социальному контракту,
установил:
Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 (далее по тексту – истец, Управление социальной политики №12, Управление) обратилось в суд с вышеуказанным иском к Филипповой М.А. В обоснование требований иска истец указал, что в соответствии с Законом Свердловской области от 29.10.2007 №126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области» Филипповой М.А. была назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта в размере 250 000 руб. в целях стимулирования активных действий ответчика по преодолению трудной жизненной ситуации – организации осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. По условиям социального контракта, программы социальной адаптации, Филиппова М.А. была обязана в срок по 31.07.2022 представить истцу документы, подтверждающие факт целевого расходования денежных средств по приобретению основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств, необходимых для осуществления деятельности. Данную обязанность ответчик не выполнила, что явилось причиной расторжения истцом социального контракта. Поскольку, несмотря на соответствующее уведомление, ответчик денежные средства, полученные по социальному контракту, после его расторжения не вернула, истец просит взыскать с Филипповой М.А. 250 000 руб. в качестве неосновательного обогащения.
О времени и месте судебного заседания истец извещен надлежаще. Представителем истца Волковой Н.Ю., действующей на основании доверенности, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Ответчик Филиппова М.А. о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще путем направления судебной повестки заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации по месту жительства. Судебная корреспонденция была возвращена в суд за истечением срока хранения почтовым отделением как невостребованная адресатом, мер для получения судебной корреспонденции ответчик не предприняла. Неявка Филипповой М.А. для получения судебной корреспонденции с учетом положений части 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 165.1. Гражданского кодекса Российской Федерации не может расцениваться как неисполнение судом требований об извещении ответчика. Доказательств уважительности причин неявки, возражений по заявленным требованиям суду ответчиком не представлено.
В соответствии со ст. 167, 234, 235 судом с занесением в протокол судебного заседания вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу положений преамбулы Федеральный закон № 178-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение вышеизложенных положений федерального законодательства и в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации 29.10.2007 был принят Закон Свердловской области № 126-ОЗ «Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам».
Данным законом, в частности, определены размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Свердловской области.
В соответствии со статьей 7-1 указанного Закона государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии с федеральным законом оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с федеральным законом устанавливается в социальном контракте. Форма социального контракта, а также перечень мероприятий, включаемых в программу социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, устанавливаются Правительством Свердловской области в соответствии с федеральным законодательством (ст. 7-2 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 126-ОЗ).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии с федеральным законом назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по основаниям, установленным Правительством Свердловской области (пункт 77 статьи 7-2 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 126-ОЗ).
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть прекращено территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством. Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения принимает меры по взысканию сумм, полученных с нарушением условий оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренных в пункте 2-2 статьи 4 настоящего Закона (статья 7-3 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 126-ОЗ).
В частности, согласно п. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд (п.3 ст. 10 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Из материалов дела следует и судом установлено, что 26.04.2022 Филиппова М.А. обратилась в Управление социальной политики №12 с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта для целей осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту автомобилей.
Согласно представленной в дело в копии выписки из протокола заседания экспертной комиссии для подготовки предложений о мероприятиях, включенных в программу социальной адаптации № 19 от 19.05.2022 по результатам рассмотрения обращения Филипповой М.А. было принято решение о включении в программу социальной адаптации ответчика, в числе прочего, обязанности Филипповой М.А. приобрести в период действия социального контракта основные средства, предусмотренные бизнес-планом (в течение трех месяцев со дня действия социального контракта), в этот же срок представить в Управление документы, подтверждающие факт расходования денежных средств на указанные цели.
Решением от 20.05.2022 ответчику назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта. В этот же день между истцом и ответчиком заключен социальный контракт №71, предметом которого является сотрудничество между Управлением и Филипповой М.А. по реализации программы социальной адаптации в целях максимальной социальной реабилитации, повышения уровня жизни заявителя. Подпунктом 1 пункта 3.2 социального контракта предусмотрена обязанность ответчика выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, в установленные сроки, предпринимать активные действия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации. Подпунктом 5 пункта 3.2 предусмотрена обязанность ответчика ежемесячно предоставлять в Управление информацию в письменной форме о выполнении мероприятий программы с приложением соответствующих документов. Также по условиям социального контракта Филиппова М.А. была обязана расходовать государственную социальную помощь, полученную на основании социального контракта, на мероприятия и цели, указанные в программе социальной адаптации (подпункт 8 пункта 3.2 социального контракта).
В соответствии с разделом 4 социального контракта государственная социальная помощь подлежала предоставлению ответчику в виде единовременной выплаты в размере 250 000 руб. В соответствии с п. 5.1 социальный контракт вступил в силу с 01.06.2022 и действует по 31.05.2023.
Согласно разделу 6 социального контракция основанием для прекращения (досрочного расторжения) социального контракта является в числе прочего невыполнение ответчиком условий социального контракта и (или) неисполнение мероприятий программы социальной адаптации.
Условиями подписанной без каких-либо разногласий программы социальной адаптации Филиппова М.А. приняла на себя обязательство в период с 01.06.2022 по 31.07.2022 предоставить в Управление документы, подтверждающие факт расходования денежных средств, по приобретению основных средств материально-производственных запасов, необходимых для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятого гражданина). На основании вышеуказанного социального контракта ответчику на счет в <*****> была перечислена социальная выплата в размере 250 000 руб.
С заявлениями, предложениями согласования изменения сроков выполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, Филиппова М.А. к истцу не обращалась. Факт получения государственной социальной помощи на основании социального контракта ответчик в ходе судебного разбирательства не оспорила.
Установлено, что в нарушение принятых на себя обязательств в срок по 31.07.2022 Филиппова М.А. не предоставила в Управление социальной политики №12 документы, подтверждающие факт расходования денежных средств по приобретению основных средств, материально-производственных запасов, необходимых для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятого гражданина).
29.07.2022 истцом в адрес ответчика было направлено предложение в срок не позднее 08.08.2022 предоставить в Управление социальной политики №12 отчет и документы, подтверждающие факт расходования денежных средств.
Письмом от 08.08.2022 истец уведомил ответчика о необходимости осуществления данных действий в срок до 17.08.2022.
Указанные обращения оставлены Филипповой М.А. без ответа.
Исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, суд признает, что по условиям социального контракта Филиппова М.А. приняла на себя обязательства в срок до 31.07.2022 предоставить истцу отчет в письменной форме о выполнении мероприятий программы по расходованию денежных средств, с приложением соответствующих документов. Данные обязательства Филипповой М.А. в отсутствие на то уважительных причин выполнены не были. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
28.08.2022 Управлением социальной политики №12 принято решение о прекращении выплаты государственной социальной помощи Филипповой М.А., взыскании выплаченных по социальному контракту денежных средств.
В отчете о причинах расторжения социального контракта указано, что по состоянию на 28.08.2022 Филипповой М.А. не были представлены документы, подтверждающие расходование денежных средств, также не предоставлена информация об исполнении программы социальной адаптации, в том числе в части осуществления предпринимательской деятельности.
25.08.2022 Филипповой М.А. направлено уведомление о досрочном расторжении социального контракта, предложено возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной выплаты, в срок не позднее 15.09.2022. Получение данного уведомления Филиппова М.А. в ходе судебного разбирательства не оспорила.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно статье 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное данным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 1).
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2).
Согласно абзацу четвертому указанного пункта в силу п. 4 ст. 453 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. Вместе с тем согласно ст. 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации положения о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как установлено судом, ответчиком социальный контракт был подписан без каких-либо разногласий, тем самым выражено согласие с указанными в нем и в программе социальной адаптации встречными обязательствами; каких-либо сведений о невыполнении мероприятий программы социальной адаптации по уважительным причинам, предусмотренным п. 6-1.1 социального контракта, а также документов, подтверждающих наличие этих уважительных причин и их наступления в отчетном месяце, ответчик не представила ни истцу, на в ходе судебного разбирательства в материалы дела, препятствий для реализации ответчиком обязательств, предусмотренных программой социальной адаптации в срок по 31.07.2022, ответчиком также не представлено, в связи с изложенным суд приходит к выводу, что социальный контракт от 20.05.2022 был расторгнут истцом 25.08.2022 в соответствии с нормами закона, процедура расторжения договора соблюдена. Прекращение оказания государственной социальной помощи ответчиком в установленном законом порядке обжаловано не было.
В силу изложенного, оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из конкретных обстоятельств дела, вышеприведенных норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об обоснованности требований иска Управления социальной политики №12, наличии оснований для взыскания в пользу истца с ответчика Филипповой М.А. 250 000 руб., полученных по социальному контракту по правилам главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 5 700 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Территориального отраслевого исполнительной органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 к Филипповой Марии Александровне удовлетворить.
Взыскать с Филипповой Марии Александровны ((дата) года рождения, место рождения: <адрес>, СНИЛС №) в пользу Территориального отраслевого исполнительной органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 (ОГРН 1036600620055, ИНН 6612011271) выплаченную на основании социального контракта от 20.05.2022 № 71 сумму государственной социальной помощи в размере 250 000 руб. 00 коп.
Взыскать с Филипповой Марии Александровны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5 700 руб. 00 коп.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись О.А. Толкачева