Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-43/2023 от 13.07.2023

                                                                                                         Дело №12-43/2023

                                                                                УИД16RS0033-01-2023-000251-25

РЕШЕНИЕ

    село Черемшан

    22 августа 2023 года –оглашена вводная часть

    25 августа 2023 года –составлено мотивированное решение

Судья Черемшанского районного суда Республики Татарстан Сайфутдинов Р.А., при секретаре судебного заседания Буровой Н.П., рассмотрел жалобу руководителя исполнительного комитета Верхнекаменского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан Мингазова Мингали Нургалиевича на постановление старшего инспектора межрайонного отделения НД и ПР по Новошешминскому и Черемшанскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан от 02.06.2023 года, о восстановлении срока обжалования данного постановления.

Заслушав лица, привлеченного к административной ответственности, должностного лица надзорного органа, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором межрайонного отделения НД и ПР по Новошешминскому и Черемшанскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> вынесено постановление о привлечении должностного лица-руководителя исполнительного комитета Верхнекаменского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан М. М.Н. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, М. М.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить вынесенное постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, поскольку несмотря на неоднократные запросы о финансировании противопожарных мероприятий ему бюджетные средства на эти мероприятия не выделялись, что и повлекло возникновение выявленных нарушений пожарной безопасности в курируемом им органе государственной власти. Также просит суд восстановить срок для обжалования указанного постановления, указывая в качестве причины пропуска срока- плохую работу интернет системы, в связи с чем своевременно получить копию постановления в электронном виде не представилось возможным, а почтовое отправление ими получено не было.

В судебное заседание М. М.Н. не явился, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил ее удовлетворить.

Должностное лицо, вынесшее постановление о привлечении к административной ответственности, в суд не явился, о дне и времени судебного заседания извещен своевременно, должным образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствии.

Ознакомившись с ходатайством о восстановлении пропущенного срока обжалования, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Статьей 30.3 КоАП РФ установлен срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: десять суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1). В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 этой статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2).

Как разъяснено в пункте 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно положениям статей 30.3 и 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.

При этом копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (часть 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В тоже время, в соответствии с частью 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от ДД.ММ.ГГГГ N 343.

С учетом изложенного, привлекаемые к административной ответственности должностные лица извещаются по месту их жительства (регистрации).

Направление копии постановления о назначении административного наказания по юридическому адресу организации, руководителем которой является М. М.Н., то есть по адресу отличному от адреса проживания привлекаемого к административной ответственности физического лица, не может в данном случае расцениваться как надлежащее исполнение административным органом предусмотренной частью 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязанности.

В судебном заседании представитель надзорного органа Костина Н.А., суду пояснила, что М. М.Н. копия постановления была направлена как по электронной почте по месту работы, так и почтовым отправлением. Однако в материалах дела указанные сведения отсутствуют, в связи связи с чем доводы М. М.Н. о том, что он копией постановления ознакомился только ДД.ММ.ГГГГ, и на следующий же день подал жалобу ничем не опровергаются.

При таких обстоятельствах срок обжалования постановления должностного лица подлежит восстановлению.

Разрешая вопрос по существу настоящей жалобы на постановление должностного лица судья приходит к следующему.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) установлены, в том числе обязанности организации в области пожарной безопасности по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны; по разработке и осуществлению мер пожарной безопасности; по содержанию в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допущению их использования не по назначению.

В соответствии со ст. 20 Закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 1 Закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Как усматривается из материалов дела в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старшим дознавателем МОНД и ПР по Новошешминскому и Черемшанскому МР УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> Гизатуллиным Ф.Ф. была проведена внеплановая выездная проверка Исполнительного комитета Верхнекаменского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан, в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:

1. Не созданы до начала пожароопасного периода вокруг населенного пункта <адрес> противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров (п. 70 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");

2. Не определено место и способ сжигания мусора, травы, листвы и иных отходов в населенном пункте Верхняя Каменка (п. 66, Приложение N 4 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");

3. В населенном пункте <адрес> направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения не обозначены указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");

4. Не организовано проведение проверок источников наружного противопожарного водоснабжения на работоспособность в населенном пункте <адрес> не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 48 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");

5. Не созданы до начала пожароопасного периода вокруг населенного пункта <адрес> противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров (п. 70 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");

6. Не определено место и способ сжигания мусора, травы, листвы и иных отходов в населенном пункте <адрес> (п. 66, Приложение N 4 Постановление Правительства РФ эт ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");

7. В населенном пункте <адрес> направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения не обозначены указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");

8. Не определено место и способ сжигания мусора, травы, листвы и иных отходов в населенном пункте Ибраево Каргали (п. 66, Приложение Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);

9. Не организовано проведение проверок источников наружного противопожарного водоснабжения на работоспособность в населенном пункте <адрес> не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п.48 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);

10. Не созданы до начала пожароопасного периода вокруг населенного пункта <адрес> противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров (п. 70 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");

11. Не организовано проведение проверок источников наружного противопожарного водоснабжения на работоспособность в населенном пункте <адрес> не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 48 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");

12. В населенном пункте Красный Яр направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения не обозначены указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");

13. В <адрес> сельском поселении не осуществляется разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности (ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности");

14. Должностные лица Исполнительного комитета <адрес> Черемшанского муниципального района Республики Татарстан не прошли обучения по программам противопожарного инструктажа или дополнительным профессиональным программам (п. 3 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ).

По результатам проведенной проверки был составлен акт внеплановой выездной проверки органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ

В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ в отношении М. М.Н. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и постановлением старшего инспектора межрайонного отделения НД и ПР по Новошешминскому и Черемшанскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> Завалишиным А.С. от ДД.ММ.ГГГГ М. М.Н., как руководитель исполнительного комитета Верхнекаменского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Признавая М. М.Н. виновным по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, должностное лицо Завалишин А.С. исходил из того, что руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Судья вышестоящей инстанции соглашается с выводами должностного лица. При этом доводы М. М.Н. о том, что он как руководитель исполнительного комитета неоднократно обращался в Совет Черемшанского муниципального района Республики Татарстан и в Совет Верхнекаменского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан, с предложением о выделении бюджетных ассигнований на решение вопросов местного значения на 2023 год в сумме 6 510 000, но им в этом было отказано, признаю несостоятельными, поскольку на выполнение вышеперечисленных мероприятий не требуется значительные финансовые вложения.

        По делу не допущено существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену указанного постановления, постановление должностным лицом вынесена в пределах срока привлечения к административной ответственности.

Вместе с тем, данное постановление подлежит изменению из-за суровости назначенного наказания: наказание в виде штрафа не является соразмерным содеянному и не отвечает принципу справедливости юридической ответственности, сославшись на ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ и ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Учитывая характер совершенного М.м М.Н. административного правонарушения, обстоятельства его совершения, что правонарушение он совершил впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, принятие мер к устранению нарушений и иные обстоятельства, не свидетельствуют о наличии в рассматриваемом случае такой существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, которые вызывали бы необходимость применения такого сурового наказания, как административный штраф.

С учетом вышеизложенных обстоятельств в совокупности считаю назначенный штраф в отношении должностного лица заменить предупреждением.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Восстановить должностному лицу М. М. Н. срок обжалования постановления старшего инспектора межрайонного отделения НД и ПР по Новошешминскому и Черемшанскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в отношении его по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Жалобу должностного лица М. М. Н. на постановление старшего инспектора межрайонного отделения НД и ПР по Новошешминскому и Черемшанскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить частично.

Административное наказание, назначенное в отношении должностного лица М. М. Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначенное на основании постановления старшего инспектора межрайонного отделения НД и ПР по Новошешминскому и Черемшанскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в виде административного штрафа в размере 20000 рублей заменить предупреждением.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья.

Публиацию на сайте разрешаю.

12-43/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
Мингазов Мингали Нургалиевич
Суд
Черемшанский районный суд Республики Татарстан
Судья
Сайфутдинов Р.А.
Статьи

ст.20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
cheremshansky--tat.sudrf.ru
14.07.2023Материалы переданы в производство судье
08.08.2023Судебное заседание
22.08.2023Судебное заседание
25.08.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
28.08.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
06.09.2023Вступило в законную силу
06.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее