РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2-340/2023
г. Зима 19 апреля 2023 года
Зиминский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Соболевой Т.А., при секретаре судебного заседания Федоровой К.Н., с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Иркутской области ФИО5., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиминского межрайонного прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» о возложении обязанности по оборудованию оконных блоков замками безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Зиминский межрайонный прокурор <адрес> обратился в суд с иском, в котором просит обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <данные изъяты>») (№) в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать оконные блоки системой безопасности (замками безопасности) в соответствии с п. **.**.** СП №Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования, а также с п. 6.3.1. ГОСТ 23 166-2021, п. 6.3.1. ГОСТ 23166-2021 в количестве 18 шт.
В обоснование заявленного требования прокурор указал, что Зиминской межрайонной прокуратурой в ходе мониторинга исполнения законодательства об охране здоровья обучающихся в образовательных организациях установлены нарушения в деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения «<данные изъяты>»), расположенного по адресу <адрес> (№, которые выразились в следующем.
В <данные изъяты> отсутствуют оконные замки, предусмотренные СП 251.1325800.2016, в целях обеспечения безопасности обучающихся образовательной организации.
Из ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 6 Конвенции о правах ребенка следует, что лица в возрасте до 18 лет подлежат заботе и защите, их выживание, здоровое развитие являются одними из основных задач государства, а учреждения, ответственные за заботу о детях или их защиту, должны отвечать нормам, установленным компетентными органами.
В соответствии со ст.ст. 2, 20, 38, 41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства. Согласно ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на общедоступное и бесплатное основное общее образование. Согласно ст. 4 Федерального закона от **.**.** №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и одной из её целей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей основывается, в том числе на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. В силу статьи 7 Федерального закона от **.**.** № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Пунктами 8 и 9 ст. 41 Федерального закона от **.**.** № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) регламентировано, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В соответствии с п. 2, п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся. Образовательная организация также обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в пункте **.**.** СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», согласно которому оконные блоки в зданиях образовательных организаций для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися. Протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от **.**.** №-П принят ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия», который Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от **.**.** №-ст введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с **.**.**.
Оконные и балконные блоки, балконное остекление должны быть безопасными при эксплуатации и обслуживании и соответствовать общим требованиям, предъявляемым к безопасности зданий согласно Федеральному закону от **.**.** № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федеральному закону от **.**.** № 123-ФЗ «технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно ГОСТ 23166-2021 стандарт распространяется на оконные и балконные блоки различного функционального назначения, балконное остекление и устанавливает общие требования к их изготовлению и применению, является основополагающим для комплекса стандартов на конкретные виды и конструкции изделий независимо от материала их изготовления и используемых комплектующих деталей.
В соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ 23166-2021 для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать следующие требования: применять откидно-поворотный способ открывания, предусматривающий вначале откидывание створки при повороте ручки и последующий перевод створки в распашное положение с помощью ручки через возврат створки в начальное (закрытое) положение, что затруднительно сделать ребенку младшего школьного возраста; применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении; детские замки безопасности следует выбирать с учетом рекомендаций производителей замков в зависимости от конструкции оконного блока и самого замка с обязательным выполнением функции блокировки распашного открывания; детский замок безопасности должен предусматривать запирание как на ключ (т.е. иметь механизм запирания), так и с помощью специального ключа (ручки) без применения замочного механизма.
В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства при проведении проверки в МБОУ «Зиминский лицей» установлено, что замки безопасности на оконных блоках отсутствуют, что не обеспечивает безопасность обучающихся указанной образовательной организации. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В судебном заседании помощник Зиминского межрайонного прокурора <адрес> ФИО6 поддержал заявленное требование по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - <данные изъяты> в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом.
В письменном отзыве на исковое заявление № от **.**.** представитель ответчика - директор <данные изъяты> ФИО2 указала на то, что исковые требования прокурора она признает в полном объеме, указала, что детские замки безопасности не приобретены по причине отсутствия финансирования, о чем на имя мэра Зиминского городского муниципального образования **.**.** комитетом по образованию Администрации ЗГМО было направлено письмо с просьбой о финансировании необходимом для реализации положений п. 6.3.1 ГОСЧТ 23166-2021. В письменном заявлении от **.**.** директор <данные изъяты>» ФИО2 просила рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие, указала на то, что исковые требования прокурора она признает в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.
В этой связи суд рассмотрел настоящее гражданское дело в отсутствие представителя ответчика, на основании положений ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, рассмотрев признание уточненного иска представителем ответчика в полном объеме, учитывая, что такое признание основано на законе, не нарушает прав и интересов иных лиц, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на общедоступное и бесплатное основное общее образование.
Согласно ст. 4 Федерального закона от **.**.** №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и одной из её целей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей основывается, в том числе на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В силу статьи 7 Федерального закона от **.**.** № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Пунктами 8 и 9 ст. 41 Федерального закона от **.**.** № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) регламентировано, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В соответствии с п. 2, п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся. Образовательная организация также обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в пункте **.**.** СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», согласно которому оконные блоки в зданиях образовательных организаций для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися.
Протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от **.**.** №-П принят ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия», который Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от **.**.** №-ст введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с **.**.**. Оконные и балконные блоки, балконное остекление должны быть безопасными при эксплуатации и обслуживании и соответствовать общим требованиям, предъявляемым к безопасности зданий согласно Федеральному закону от **.**.** № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федеральному закону от **.**.** № 123-ФЗ «технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Согласно ГОСТ 23166-2021 стандарт распространяется на оконные и балконные блоки различного функционального назначения, балконное остекление и устанавливает общие требования к их изготовлению и применению, является основополагающим для комплекса стандартов на конкретные виды и конструкции изделий независимо от материала их изготовления и используемых комплектующих деталей. В соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ 23166-2021 для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать следующие требования: применять откидно-поворотный способ открывания, предусматривающий вначале откидывание створки при повороте ручки и последующий перевод створки в распашное положение с помощью ручки через возврат створки в начальное (закрытое) положение, что затруднительно сделать ребенку младшего школьного возраста; применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении; детские замки безопасности следует выбирать с учетом рекомендаций производителей замков в зависимости от конструкции оконного блока и самого замка с обязательным выполнением функции блокировки распашного открывания; детский замок безопасности должен предусматривать запирание как на ключ (т.е. иметь механизм запирания), так и с помощью специального ключа (ручки) без применения замочного механизма.
Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Частью 4.1 ст. 198 ГПК РФ предусмотрено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Признание представителем ответчика ФИО3 заявленных прокурором требований не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку обоснованность заявленных требований подтверждена письменными материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 173 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зиминского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты>» (№), расположенное по адресу: <адрес>, в течениев течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать оконные блоки системой безопасности (замками безопасности) в соответствии с п. **.**.** № «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования, а также с п. 6.3.1. ГОСТ 23 166-2021, п. 6.3.1. ГОСТ 23166-2021 в количестве 18 шт.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд.
Судья Т.А. Соболева
Мотивированное решение изготовлено **.**.**