Материал №15/1-333/2022
(дело №2-686/2011)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Губаха 13 сентября 2022 года
Судья Губахинского городского суда Пермского края С.В. Ануфриева,рассмотрев заявление федерального казенного учреждения исправительная колония №12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю об отсрочке исполнения решения суда от 03.08.2011 года по гражданскому делу №2-686/2011,
установил:
Вступившим в законную силу 19.08.2011 года решением Губахинского городского суда от 03.08.2011 года по гражданскому делу №2-686/2011 на Федеральное казенное учреждение исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю (далее ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю) возложена обязанность получить решение о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод в реку Косьва.
ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю обратилось в суд с ходатайством об отсрочке исполнения указанного решения суда до 31.12.2023 года, мотивируя тем, что на основании указанного решения суда в отношении ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство № 12124/11//16/59. В настоящее время исполнение данного решения невозможно и подлежит отсрочке, поскольку 07.10.2011 исх. № 60/ТО/21/1-7135 ГУФСИН России по Пермскому краю направлено во ФСИН России письмо о рассмотрении вопроса о включении в федеральную целевую программу выполнение проектно-изыскательских работ и строительство очистных сооружений в ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю. 18.06.2012 года исх. СЭД-01-28-1381 Губернатором Пермского края направлено письмо в Министерство юстиции Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о возможности организации в 2012 году работ по выделению финансовых средств для проектирования и строительства очистных сооружений сточных вод ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю. 07.08.2012 исх. № 1060 администрацией Губахинского муниципального района Пермского края направлено письмо во ФСИН России о рассмотрении вопроса о возможности выделений средств в объеме 40,0 млн. рублей на разработку проекта и строительство очистных сооружений для ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю. 25.07.2012 года исх. № 60/ТО/21/1-202вн. ГУФСИН России по Пермскому краю вновь направило письмо, о рассмотрении вопроса о выделении денежных средств на строительство очистных сооружений. 08.07.2014 года исх. № 60/30/2/1-33 ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю вновь направлено письмо в ГУФСИН России по Пермскому краю о рассмотрении вопроса о выделении денежных средств на строительство очистных сооружений. Самостоятельно осуществить мероприятия по строительству очистных сооружений ФКУ ИК-12 не может, так как является подведомственным учреждением, подчиненным ГУФСИН России по Пермскому краю, которое, в свою очередь, является главным распорядителем денежных средств. ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю включено в проект Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы) на участие в строительстве очистных сооружений на 2017-2018 годы, письмо ГУФСИН России по Пермскому краю № 60/ТО/22-176 от 27.06.2016. 23.10.2019 г. исх-60/ТО/31-16041 ГУФСИН России по Пермскому краю направляло письмо во ФСИН России о неисключении ФКУ ИК-12 из федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы» (2018-2026). 13.05.2020 исх-60/ТО/31-7188 ГУФСИН России по Пермскому краю вновь направляло письмо с просьбой о включении ФКУ ИК-12 в федеральную целевую программу для строительства очистных сооружений. 23.05.2020 ФСИН России направило ответ, что в связи с сокращением бюджетных ассигнований, включение новых объектов до 2023 г. невозможно. Таким образом, в настоящее время мероприятия по строительству очистных сооружений ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю не ведутся. Для исполнения решения суда необходимо выделение денежных средств в размере 90 млн.руб. ФКУ ИК-12 неоднократно сообщалось а Администрацию Губахинского городского округа для оказания содействия по данному вопросу, а также в Министерство природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края за предоставлением водного объекта в пользование для сброса сточных вод, в предоставлении отказано, ввиду отсутствия очистных сооружений. 22.11.2021 г. ФКУ ИК-12 обратилось в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование, для сброса сточных вод с приложением пакета обосновывающих материалов в соответствии с Постановлением Правительства РФ. 05.03.2022 г. поступил ответ, в котором, ссылаясь на ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ, Министерство предложило обратиться с данным заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления по месту расположения водного объекта. 25.04.2022 г. ФКУ ИК-12 обратилось в администрацию Губахинского городского округа Пермского края с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод с приложением пакета обосновывающих материалов в соответствии с постановлением Правительства РФ. 23.05.2022 г. поступил ответ, в котором, ссылаясь на ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ, Администрация предложила обратиться с данным заявлением в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. 16.06.2022 г. учреждение повторно обратилось в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с данным заявлением. 14.07.2022 г. поступил ответ Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края о невозможности предоставления водного объекта. Таким образом, ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю на протяжении продолжительного времени проводит работу по выполнению данного решения, в связи с тем, что полномочия по проектированию и строительству очистных сооружений выходят за рамки самостоятельной деятельности ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, так как имущество находится в оперативном управлении, то проводить такие мероприятия невозможно без ГУФСИН России по Пермскому краю, как главного распорядителя бюджетных средств, так и собственника имущества учреждения. Также отмечают, что отсутствие очистных сооружений исключает возможность получения решения на сброс сточных вод в водные объекты.
В силу ч. 1 ст. 203.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, рассматриваются судом без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.
Прокурор г. Губахи, судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП по Пермскому краю письменных возражений на заявление не представили.
Изучив поступившее заявление и приложенные к нему документы, а также материалы исполнительного производства № 12124/11/16/59 от 10.10.2011 г., суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве», взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного постановления, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, а также прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 104-О, основания для рассрочки (отсрочки) исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ст. ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства. При этом, суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки.
При исследовании представленных материалов установлено следующее.
Решением Губахинского городского суда Пермского края от 03.08.2011 г. на ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю была возложена обязанность получить решение о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод в реку Косьва. Указанное решение вступило в законную силу 19.08.2011 г.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Губахе УФССП по Пермскому краю от 10.10.2011 г. возбуждено исполнительное производство № 12124/11/16/59 в отношении ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю на основании указанного решения.
В настоящее время решение суда не исполнено, доказательств обратного суду не представлено.
Определением Губахинского городского суда Пермского края от 03.12.2012 г. на основании заявления ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю о разъяснении решения суда от 03.08.2011 г., было разъяснено, что решение Губахинского городского суда от 03.08.2011 г. содержит обязанность должника ФКУ ИК-12 выполнить следующие действия: в установленном законом порядке обратиться в компетентный орган за получением предусмотренного ст. 11 Водного кодекса РФ решения о предоставлении водного объекта в пользование. При этом заявителю необходимо соблюсти все предусмотренные действующим законодательством условия, необходимые для получения указанного решения.
Неоднократно ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю обращалось в Губахинский городской суд Пермского края с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения от 03.08.2011 г. В последний раз, определением Губахинского городского суда Пермского края от 06.09.2021 г. ФКУ ИК-12 было отказано в предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда.
Неоднократно постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю должнику ФКУ ИК-12 устанавливался новый срок для исполнения требований исполнительного документа. Последним постановлением от 30.06.2022 г. новый срок для исполнения решения установлен должнику до 10.07.2022 г.
Приведенные заявителем доводы о невозможности исполнения решения суда в срок суд находит неубедительными, а указанные заявителем обстоятельства, по мнению суда, не носят исключительный характер и не свидетельствуют о наличии серьезных препятствий к исполнению решения суда, предоставление рассрочки исполнения судебного решения приведет к длительному сроку исполнения судебного решения и отдаляет реальную защиту нарушенных прав и законных интересов взыскателя.
Со дня вступления в законную силу данного решения (19.08.2011, более 11 лет), а также с момента окончания срока исполнения решения суда у ответчика имелось достаточно времени для принятия необходимых мер к исполнению судебного решения, однако решения суда до настоящего времени в полном объеме не исполнено.
Сведений о конкретных действиях, планируемых на предполагаемый значительный период отсрочки – до 31.12.2023 г., суду не представлено. Кроме того, исполнение решения суда должником ставится в зависимость от совершения действий иных государственных органов, не являющихся участниками исполнительного производства и возможность совершения которых является неопределенной. Помимо прочего, суд отмечает, что согласно ответу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 14.07.2022 г., ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование с приложением пакета обосновывающих материалов, которые не соответствуют Постановлению Правительства РФ от 19.01.2022 г. № 18 «О подготовке и принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование».
Таким образом, указанные доказательства не свидетельствуют о высокой степени эффективности действий должника ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН Росси по Пермскому краю, направленных на исполнение решения суда.
Недостаточное финансирование также не может служить основанием для удовлетворения настоящего заявления, поскольку отсутствие достаточных для исполнения обязанности по реализации мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности денежных средств, не освобождает ответственных лиц, в данном случае ФКУ ИК-12 от исполнения решения суда. Более того, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий казенных учреждением с наличием финансовой возможности.
Кроме того, неисполнение решения суда создает высокую общественную опасность, поскольку подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, ввиду нарушения норм законодательства об охране окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического благополучия. Тогда как соблюдение прав неопределенного круга лиц на благоприятные условия жизнеобеспечения является конечной целью выполнения требований законодательства в указанной сфере.
Бездействие должника противоречит принципу обязательности судебных постановлений, установленному ст. 13 ГПК РФ.
Предоставление отсрочки исполнения решения суда на длительный период приведет к затягиванию исполнения решения суда и к существенному нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц, в том числе прав, предусмотренных ст.ст. 41, 42 Конституции РФ на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
При указанных обстоятельствах суд отказывает ФКУ ИК-12 в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Губахинского городского суда от 03.08.2011 года № 2-686/2011.
Руководствуясь ст.ст. 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Федеральному казенному учреждению «исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Губахинского городского суда от 03.08.2011 года по гражданскому делу №2-686/2011 до 31.12.2023 г. отказать.
На определение может быть подана частная жалоба в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение пятнадцати дней.
Судья: С.В. Ануфриева