Судья Верховного Суда Чувашской Республики Кузнецова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Афанасьева С.Н. на постановление административной комиссии при администрации Мариинско-Посадского района от 28 января 2020 года и решение судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 30 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» № 22 от 23 июля 2003 года, в отношении Яковлева С.Ю.,
установила:
постановлением административной комиссии при администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 28 января 2020 года Яковлев С.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 30 марта 2020 года постановление административной комиссии оставлено без изменения, протест прокурора на данное постановление - без удовлетворения.
В протесте, поданном в Верховный Суд Чувашской Республики, прокурор Мариинско-Посадского района Афанасьев С.Н. ставит вопрос об отмене указанных актов, приводя доводы об их незаконности. Указывает, что ФИО1, являясь лицом, обратившимся в ОМВД России по Мариинско-Посадскому району с заявлением о нарушении тишины, наделено в силу статьи 25.2 КоАП РФ правами потерпевшей, однако последняя не извещена о месте и времени рассмотрения дела. Также по делу не учтены обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.
Изучив доводы протеста, проверив дело в полном объеме, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие участников административного судопроизводства, извещенных надлежащим образом, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 9 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» № 22 от 23 июля 2003 года совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан с 23 часов до 7 часов (а в выходные и установленные федеральным законодательством нерабочие праздничные дни с 22 часов до 8 часов), за исключением действий, направленных на предотвращение правонарушений, ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, действий, совершаемых при отправлении религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении культурно-массовых мероприятий, разрешенных органами государственной власти или органами местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в 23 часа 15 минут 29 декабря 2019 года Яковлев С.Ю., находясь <адрес>, громко кричал, стучался в дверь квартиры № указанного дома, чем нарушил тишину и покой граждан.
Согласно повестке заседания административной комиссии от 10 января 2020 года рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Яковлева С.Ю. назначено к рассмотрению по существу на 20 января 2020 года в 10.00 часов.
Дело же административной комиссией при администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики рассмотрено 28 января 2020 года в отсутствие Яковлева С.Ю.
При этом доказательств, подтверждающих направление Яковлеву С.Ю. судебной повестки или извещение его административной комиссией иным образом о слушании дела 28 января 2020 года, в материалах дела не имеется, по запросу в Верховный Суд Чувашской Республики не представлено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении было нарушено право Яковлева С.Ю. на судебную защиту, поскольку оно было рассмотрено без участия лица, привлекаемого к административной ответственности при отсутствии данных о надлежащем извещении этого лица о месте и времени рассмотрения дела (л.д.28-29).
Кроме того, основанием к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении послужило обращение ФИО1 от 29 декабря 2019 года в ОМВД России по Мариинско-Посадскому району о нарушении тишины.
По смыслу положений статьи 25.2 КоАП РФ и правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Право каждого на судебную защиту и обжалование, гарантированные статьей 46 Конституции Российской Федерации, предполагает предоставление заинтересованным лицам возможность выражать несогласие с вынесенными при рассмотрении дел решениями.
Таким образом, принятые акты в отношении Яковлева С.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года №22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», законными признать нельзя.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
На момент рассмотрения в Верховном Суде Чувашской Республики протеста прокурора срок давности привлечения Яковлева С.Ю. к административной ответственности истек, что в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решила:
постановление административной комиссии при администрации Мариинско-Посадского района от 28 января 2020 года и решение судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 30 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» № 22 от 23 июля 2003 года, в отношении Яковлева С.Ю., отменить.
Производство по протесту прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья