Судья Винникова И.И. № 21-215/2023
№ 12-60/2023
67RS0004-01-2023-001812-66
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
6 декабря 2023 года г. Смоленск
Судья Смоленского областного суда Савушкина О.С. при секретаре Буданове И.А., рассмотрев жалобу администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области на решение судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 9 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области,
установил:
постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Алешиной Е.В. от 7 сентября 2023 г. администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Решением судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 9 ноября 2023 г. вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее также - Администрация) просит отменить решение судьи, постановление должностного лица и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, т.к. неисполнение решения суда возникло по независящим от Администрации причинам, были приняты все зависящие от нее меры для предотвращения правонарушения. В случае невозможности прекратить в связи с отсутствием состава, просит отменить в связи с малозначительностью административного правонарушения.
В Смоленском областном суде защитник Администрации Скорикова Г.И. поддержала доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из представленных материалов, копии дела об административном правонарушении № 346/23/67020-АП от 7 сентября 2023 г. по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ <данные изъяты> вступившим в законную силу решением Вяземского районного суда Смоленской области на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области возложена обязанность организовать в срок до 1 июня 2021 г. надлежащее водоотведение ливневых и паводковых вод на проезжей части в районе домов № 35 и № 37 по <адрес> в соответствии с требованиями СП 32.13330.2018 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения, утв. приказом Минстроя России от 25.12.2018 № 860/пр.; обустроить в срок до 1 июня 2022 г. тротуары вдоль участка дороги от дома № 341 до дома № 113 (с обеих сторон) по <адрес>.
18 июня 2021 г. в отношении должника Администрации судебным приставом-исполнителем ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство № 55662/21/67020-ИП.
23 июля 2021 г. по данному исполнительному производству вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
7 сентября 2023 г. судебным приставом-исполнителем составлен акт о том, что Администрация не исполнила требования исполнительного документа в полном объеме.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н.Н. 7 сентября 2023 г. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.
Согласно данному протоколу 7 сентября 2023 г. установлено, что Администрацией не выполнены работы по текущему ремонту тротуара вдоль участка дороги от дома № 41 до дома № 113 по <адрес> (четная сторона).
Постановлением судебного пристава от 7 сентября 2023 г. Администрация привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Судья районного суда с выводами судебного пристава и принятым им решением согласился.
Однако принятый по делу судебный акт не отвечает требованиям законности.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время совершения и событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем событие вмененного Администрации административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При этом неисполнение должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Однако при описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено Администрации, судебный пристав-исполнитель фактически ограничился указанием на неисполнение какого требования, содержащегося в исполнительном документе, допущено Администрацией. Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены, указание на наличие названного квалифицирующего признака отсутствует.
Время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Исходя из диспозиции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и положений ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве, событие указанного административного правонарушения наступает по истечении нового срока, установленного судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, по возбужденному исполнительному производству № 55662/21/67020-ИП администрацией не исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования в срок, установленный для добровольного исполнения; 23 июля 2021 г. судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора и установлен новый срок исполнения; судебным приставом-исполнителем неоднократно вручено требование об исполнении решения суда.
Вместе с тем, какой новый срок исполнения установлен для должника и когда наступило событие административного правонарушения, то есть время совершения административного правонарушения судебным приставом-исполнителем не устанавливалось, в составленном в отношении Администрации протоколе об административном правонарушении при описании события административного правонарушения не указано.
Судьей районного суда оценка указанным обстоятельствам при пересмотре постановления не дана.
С учетом вышеизложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей районного суда не приняты, что свидетельствует о нарушении принципа полноты и всесторонности рассмотрения дела, закрепленного в ст. 24.1 КоАП РФ, и о существенном нарушении процессуальных требований, содержащихся в ст. 26.11 названного Кодекса.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, решение судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 9 ноября 2023 г. подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 9 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 7 ░░░░░░░░ 2023 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 17.15 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░