УИД <...>
Дело № 2-171/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2020 года город Брянск
Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
при секретаре Назаровой Е.А.,
с участием истца Ереминой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ереминой С.А. к Кредитному потребительскому кооперативу «ГлавСберСтрой», Некоммерческой корпоративной организации «Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования» о расторжении договоров передачи личных сбережений, взыскании денежных средств, штрафа, компенсации морального вреда,
установил:
Еремина С.А. обратилась в суд с иском к КПК «ГлавСберСтрой», НКО «Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования» о расторжении договоров передачи личных сбережений, взыскании денежных средств, штрафа, компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что <дата> между Ереминой С.А. и КПК «ГлавСберСтрой» заключен договор №, по условиям которого истец передал ответчику денежные средства в размере <...> на срок <...> месяцев с процентной ставкой <...>% годовых, что подтверждается квитанцией к приходно-кассовому ордеру от <дата>.
<дата> между Ереминой С.А. и КПК «ГлавСберСтрой» заключен договор №, по условиям которого истец передал ответчику денежные средства в размере <...> на срок три месяца с процентной ставкой <...>% годовых, что подтверждается квитанцией к приходно-кассовому ордеру от <дата>.
Поскольку истцу стало известно о прекращении деятельности офисов КПК «ГлавСберСтрой», возбуждении уголовного дела, Еремина С.А. обратилась к ответчику с требованием о расторжении договоров, которое оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 2.1.7 договоров, на основании которого привлечены денежные средства членов кооператива (пайщиков), ответственность за нарушение его условий возложена на НКО «Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования».
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит суд: расторгнуть договор № от <дата>; расторгнуть договор № от <дата>; взыскать с ответчиков в пользу истца сумму переданного вклада (личных сбережений) в размере <...>, компенсацию морального вреда в размере <...>, штраф в размере 50% от присужденной суммы.
Истец Еремина С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить исковое заявление.
Представитель ответчика КПК «ГлавСберСтрой» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ответчика НКО «Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве, представленном в материалы дела, указал, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к НКО «Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования» не имеется, поскольку заключенный <дата> между НКО «Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования» и КПК «ГлавСберСтрой» договор страхования № прекратил свое действие <дата> по причине неуплаты страхователем очередного страхового взноса (п. 6.5 договора). Кроме того, страховой случай не наступил, в связи с чем оснований для выплаты истцу страхового возмещения не имеется. Общество не несет перед пайщиками ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) кооперативом обязательств в рамках заключенных договоров передачи личных сбережений в отсутствие факта наступления страхового случая, определенного договором и правилами страхования.
Информация о времени и месте судебного разбирательства своевременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с положениями статей 113, 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее по тексту ФЗ «О кредитной кооперации») кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством: объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива; размещения указанных денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.
Кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов, в том числе, на основании договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами (пункт 2 части 1 статьи 4 ФЗ «О кредитной кооперации»).
В соответствии с положениями статьи 30 ФЗ «О кредитной кооперации» по договору передачи личных сбережений физическое лицо, являющееся членом кредитного кооператива (пайщиком), передает кредитному кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.
Условия договора передачи личных сбережений определяются положением о порядке и об условиях привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), принятым общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) в предусмотренном Федеральным законом «О кредитной кооперации» порядке. Положение о порядке и об условиях привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) должно содержать единые для всех членов кредитного кооператива (пайщиков) условия о размере и порядке платы за использование денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), привлеченных на основании договоров передачи личных сбережений.
Договор передачи личных сбережений независимо от его суммы заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор является ничтожным. Договор передачи личных сбережений должен содержать условия о сумме передаваемых денежных средств, о размере и порядке платы за их использование, о сроке и порядке их возврата.
В договор передачи личных сбережений должно быть включено условие о досрочном возврате денежных средств в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 14 ФЗ «О кредитной кооперации», при прекращении членства физического лица в кредитном кооперативе.
В соответствии с частью 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В силу статей 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актах. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата> между Ереминой С.А. и КПК «ГлавСберСтрой» заключен договор передачи личных сбережений №, по условиям которого пайщик передает держателю личные сбережения в размере <...> на срок шесть месяцев путем внесения денежных средств в кассу держателя, или на его расчетный счет, а держатель обязуется принять личные сбережения, начислить компенсацию за пользование ими и возвратить сбережения с начисленной на них компенсацией на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
В соответствии с пунктом 1.2 договора размер компенсации (процентной ставки) за пользование личными сбережениями пайщика составляет <...> % годовых.
Кроме того, <дата> между Ереминой С.А. и КПК «ГлавСберСтрой» заключен договор передачи личных сбережений № по условиям которого пайщик передает держателю личные сбережения в размере <...> на срок три месяца путем внесения денежных средств в кассу держателя, или на его расчетный счет, а держатель обязуется принять личные сбережения, начислить компенсацию за пользование ими и возвратить сбережения с начисленной на них компенсацией на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
В соответствии с пунктом 1.2 договора размер компенсации (процентной ставки) за пользование личными сбережениями пайщика составляет <...> % годовых.
Пунктом 5.2. установлено, что действие договора прекращается с момента выплаты пайщику всей суммы личных сбережений вместе с компенсацией (процентами), начисленной на личные сбережения пайщика в соответствии с условиями договора.
Досрочное расторжение договора и изъятие личных сбережений возможно только по письменному заявлению пайщика, подаваемому в кооператив не менее чем за 10 рабочих дней (30 рабочих дней по договору №) до предполагаемой даты досрочного изъятия личных сбережений. В случае досрочного расторжения договора личные сбережения выплачиваются пайщику по истечении десяти рабочих дней с момента получения уведомления о досрочном расторжении договора (пункты 6.4, 6.5 договора).
Истец исполнил обязательства по договору, передав в КПК «ГлавСберСтрой» денежные средства в размере <...>, что подтверждается квитанциями к приходно-кассовым ордерам от <дата> и <дата>.
До обращения в суд с настоящим искомЕремина С.А. направила в адрес КПК «ГлавСберСтрой» заявления с требованиями о расторжении договоров № от <дата> и № от <дата>, возврате денежных средств, которые оставлены ответчиком без удовлетворения.
Таким образом, в нарушение условий договоров, КПК «ГлавСберСтрой» не исполнил обязательство по возврату денежных средств пайщику, общий размер задолженности в соответствии с договорами № и № составляет <...>.
В нарушение статьи 56 ГПК РФ доказательств, свидетельствующих о погашении имеющейся перед истцом задолженности в названной сумме, об ином размере задолженности, обстоятельствах, исключающих обязанность по возврату денежных средств, ответчиком КПК «ГлавСберСтрой» не представлено.
Установив изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленные Ереминой С.А. к КПК «ГлавСберСтрой» требования о взыскании денежных средств в размере 300000 рублей являются обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.
Разрешая требования Ереминой С.А. о расторжении договоров передачи личных сбережений № от <дата>, № от <дата>, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 450.1 ГК РФ, предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнение договора) (статья 310), может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», в случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Пунктом 6.4 договоров № от <дата>, № от <дата> предусмотрено право пайщика на односторонний отказ от договора (досрочное расторжение договора) на основании письменного заявления.
Из материалов дела следует, что Еремина С.А. обратилась к ответчику КПК «ГлавСберСтрой» с заявлениями от <дата> о расторжении договоров передачи личных сбережений № от <дата>, № от <дата>, возврате денежных средств.
Таким образом, исходя из системного толкования положений статей 450, 450.1 ГК РФ, условий договора, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что договоры передачи личных сбережений № от <дата>, № от <дата> считаются расторгнутыми, а потому судебное признание их таковыми не требуется.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 ФЗ «О кредитной кооперации» установлено, что кредитный кооператив является некоммерческой организацией, деятельность которой состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном названным Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива.
В силу части 2 статьи 4 названного Закона кредитный кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива (пайщиком).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует, что законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.
Таким образом, поскольку спорные правоотношения возникли в связи с членством истца в кооперативе, урегулированы Федеральным законом «О кредитной кооперации», положения Закона о защите прав потребителей при разрешении данного спора применению не подлежат.
Установив изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании с КПК «ГлавСберСтрой» компенсации морального вреда и штрафа.
Разрешая требования Ереминой С.А. к ответчику НКО «Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования», суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 929 ГК РФ установлено, что по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
В соответствии с положениями пункта 3 стати 954 ГК РФ в случае, если договором страхования предусмотрено внесение страховой премии в рассрочку, договором могут быть определены последствия неуплаты в установленные сроки очередных страховых взносов.
Из материалов дела следует, что<дата> между НКО «Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования» и КПК «ГлавСберСтрой» заключен договор страхования гражданской ответственности №.
В соответствии с условиями договора (пункт 3.1) страховым случаем является возникновение гражданской ответственности страхователя, вызванное причинением ущерба выгодоприобретателю в связи с нарушением страхователем обязательств по возврату денежных средств, переданных выгодоприобретателем страхователю на основании договора передачи личных сбережений, указанных в реестре, вследствие несостоятельности (банкротства) кредитного кооператива, не связанной с умышленными действиями контролирующих лиц кредитного кооператива.
Страховой случай считается наступившим со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о признании кредитного кооператива (страхователя) банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства (пункт 3.2 договора).
Срок действия договора страхования № определен сторонами до <дата> включительно, при условии оплаты страховой премии в сроки, указанные в разделе 6 договора.
Пунктами 6.5, 10.3.4 договора страхования установлено, что в случае неуплаты страхователем очередного страхового взноса в порядке и в размере, предусмотренном договором, действие договора страхования прекращается с 00 часов 00 минут даты, следующей за датой, в которую истек срок уплаты соответствующего страхового взноса. Договор страхования прекращает свое действие автоматически (по умолчанию) и не требует направления дополнительных уведомлений страхователю.
Из материалов дела следует, что в установленный договором срок (<дата>) КПК «ГлавСберСтрой» не уплатил страховщику очередной страховой взнос, что, по условиям договора, является основанием для прекращения договора страхования.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от <дата> КПК «ГлавСберСтрой» зарегистрирован в качестве юридического лица <дата>. Сведения о прекращении деятельности, признании банкротом и открытии в отношении кооператива конкурсного производства отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, оценив буквальное содержание условий договора страхования № от <дата>, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что НКО «Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования» не является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.
В силу положений статей 98, 103 ГПК РФ, статьи 333.19 НК РФ, с учетом размера удовлетворенных требований имущественного характера, с ответчика КПК «ГлавСберСтрой» в бюджет муниципального образования «город Брянск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <...>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Ереминой С.А. к кредитному потребительскому кооперативу «ГлавСберСтрой», некоммерческой корпоративной организации «Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования» о расторжении договора передачи личных сбережений, взыскании денежных средств, штрафа, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с кредитного потребительского кооператива «ГлавСберСтрой» в пользу Ереминой С.А. денежные средства в размере <...>
В удовлетворении остальной части исковых требований Ереминой С.А. отказать.
Взыскать с кредитного потребительского кооператива «ГлавСберСтрой» в доход муниципального образования «город Брянск» государственную пошлину в сумме <...>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись Т.И.Ткаченко
Мотивированное решение суда изготовлено 30 января 2020 года.