УИД 68 RS 0№-19
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2021 года <адрес>
Пичаевский районный суд <адрес> в составе:
судьи Климовой О.А.,
при секретаре Сычевой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тугучевой Т. В. к Карцеву И. П. об устранении препятствий в пользовании водопроводом, об установки прибора учета воды, о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Тугучева Т.В. обратилась в суд с иском к К. И.П. об устранении препятствий в пользовании водопроводом, об установки прибора учета воды, о взыскании компенсации морального вреда, указав, что ей на праве собственности принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>. О. является её соседом по квартире и проживает по вышеуказанному адресу в <адрес>. Поскольку домовладение единое, то вода по водонапорным трубам подается в обе квартиры дома. Но по причине наличия неприязненных отношений О. К. И.П. чинит ей постоянные препятствия в пользовании водопроводом. А именно О. постоянно качает воду насосом из общего водопровода для своего водохранилища. Она не имеет возможности ни включить водонагревательную колонку, чтобы вымыть посуду, не искупаться, не включить стиральную машинку, чтобы постирать белье, или осуществить полив приусадебной территории, так как напор подачи воды в её квартиру, в то время как у О. работает насос, отсутствует и это происходит ежедневно, в течение всего дня. Неоднократные обращения по данной проблеме к самому О., а также в администрацию <адрес>, в Пичаевский сельсовет, в МУП «Коммунальник», в прокуратуру <адрес> ни к какому решению вопроса не привели. О. не исполнил обязательство, наложенное на нее комиссией по обследованию условий водоснабжения (создана на основании распоряжения <адрес> №р от ДД.ММ.ГГГГ.) установить прибор учета используемой воды. Кроме того согласно информации МУП «Коммунальник» директор Пашин А.Г. предлагал установить О. счетчик на воду, на что последний ответил отказом.
В силу ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается действие граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, также злоупотребление правом в иных формах.
Данное обстоятельство нарушает её права как собственника и чинит ей препятствия в пользовании имуществом по целевому назначению.
Просит суд обязать О. К. И.П. устранить препятствия в пользовании водопроводом. Обязать О. К. И.П. установить прибор учета воды. Взыскать с О. К. И.П. компенсацию за моральный вред в сумме 20000 рублей. Взыскать с О. К. И.П., в её пользу расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец Тугучева Т.В. поддержала заявленные требования, пояснила, что вода в ее квартиру поступает из центральной трассы с <адрес>. В 2018 году К. И.П. на своем земельном участке выкопал котлован, в который закапчивает воду из водопровода с помощью насоса. В связи чем у нее в летний период времени слабый напор воды. Она обращалась в МУП «Коммунальник», чтобы решить возникшую проблему. Однако проблема до настоящего времени не решена, считала, что даже если установит К. И.П. прибор учета холодной воды, то её проблема с плохим давлением воды в ее квартире в летний период не решится. Считала, что действиями К. И.П. причинён ей моральный вред.
О. К. И.П. исковые требования не признал и показал, что между его семьей и семьей Тугучевой Т.В. на протяжении многих лет существуют неприязненные отношения. Он никаким образом не чинит ей препятствий в пользовании водопроводом, так как распределительный колодец находится на его земельном участке и оттуда идет ввод водопровода на его квартиру и квартиру Тугучевой Т.В. У них имеется врезка в центральный водопровод с <адрес>. В настоящее время их прекольцевали и давление воды резко ухудшилось, так как подача воды осуществляется с другой водонапорной башни. Расположенный на его земельном участке пруд, не имеет никакого отношения к напору воды, так как пруд заполнен водой и его подпитка осуществляется естественными водами.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне истца Тугучев А.В. считал исковые требования Тугучевой Т.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне О. К. Е.С. считала иск не подлежащим удовлетворению, доказательств того, что К. И.П. чинит препятствие Тугучевой Т.В. в пользовании водопроводом, не представлено.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне О. администрация Пичаевского сельсовета <адрес> - глава администрации Кутянин С.В. оставил разрешение вопроса на усмотрение суда, показал, что водопроводная сеть принадлежит на праве собственности администрации Пичаевского сельсовета, та трасса, которая проложена от центрального водопровода к дому Тугучевой Т.В. и К. И.П. была проложена за счет собственных средств жителей этой улицы и не находится в муниципальной собственности.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне О. МУП «Коммунальник» - директор Паршин А.Г., разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда, показал, что центральная линия водопровода проложена по <адрес>, оттуда и имеется врезка на водопровод истца и О., которая была проложена собственными силами. Тугучева Т.В. на протяжении нескольких лет обращалась в МУП «Коммунальник» с проблемой слабого напора воды в её квартире. Они несколько раз обследовали уличный колодец, от которого идет ввод в квартиру и поступает вода, но акт обследования не составляли. Полагал, что устранением причины слабого напора воды, будет правильным установить в уличном распределительном колодце два хомута и сделать два разных ввода поступления воды на две квартиры.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно Конституции Российской Федерации в России, как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2). Во взаимосвязи со статьей 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации, относящей жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, это означает, что на государстве в лице органов законодательной и исполнительной власти лежит обязанность обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для приобретения гражданами коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) в объеме, достаточном для удовлетворения их жизненных потребностей, и надлежащего качества (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2256-О).
Конституция Российской Федерации, относя к числу прав и свобод человека и гражданина, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства (статья 2), право частной собственности, гарантирует его признание и защиту равным образом наряду с государственной, муниципальной и иными формами собственности (статья 8) и закрепляет в статье 35, что право частной собственности охраняется законом (часть 1), каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2), никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3). Указанные конституционные гарантии, выражающие принцип неприкосновенности собственности, распространяются и на сферу отношений по предоставлению коммунальных услуг, предопределяя обязанность государства следовать при осуществлении правового регулирования оплаты собственниками и пользователями отдельных помещений в многоквартирном доме поступающих в него энергетических ресурсов конституционным принципам определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности).
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность создавать условия для максимально эффективного потребления энергетических ресурсов, в том числе посредством его учета в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что следует из ее статьи 9 (часть 1), устанавливающей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, статьи 58, в силу которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, и статьи 72 (пункты "в", "д" части 1), относящей вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Необходимость реализации приведенных конституционно-правовых требований в их непротиворечивом единстве обусловливает комплексный, межотраслевой характер правового регулирования отношений, возникающих в процессе потребления коммунальных ресурсов, включая тепловую энергию, гражданами, в том числе собственниками и нанимателями помещений в многоквартирных домах (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2256-О и др.).
Сопряженность деятельности по производству и передаче коммунальных ресурсов с негативным воздействием на окружающую среду предопределяет необходимость принятия публичной властью, несущей наряду с субъектами хозяйственной деятельности конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П), мер, направленных на предупреждение и минимизацию экологических рисков в жилищно-коммунальной сфере, включая меры по ресурсосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирных домов.
Такие меры предусмотрены Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 80-р), которая называет в числе приоритетов государственной политики в этой сфере развитие интеллектуальных систем комплексного, дистанционного учета коммунальных энергоресурсов за счет поэтапного изменения требований к приборам учета, актуализацию нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды, а среди первостепенных задач - совершенствование системы учета потребления коммунальных услуг, включая меры, направленные на стимулирование потребителей к установке приборов учета (общедомовых и индивидуальных), а также введение ответственности за вмешательство в работу приборов учета и несанкционированное подключение к внутридомовым сетям. Успешная реализация этих задач требует комплексного и последовательного закрепления в нормативном правовом регулировании положений, обеспечивающих эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов, что не исключает возложения на участников хозяйственной деятельности и потребителей коммунальных ресурсов дополнительных обязанностей и установления отвечающих требованиям статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничений их прав.
Соответственно, нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами - исходя из необходимости соблюдения конституционного права граждан на жилище, охраны частной собственности, сохранения природы и окружающей среды - должно основываться на вытекающих из Конституции Российской Федерации (статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 55, часть 3) принципах определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности) вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем, чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников этих отношений, в том числе применительно к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями отдельных помещений в многоквартирном доме коммунального ресурса (коммунальной услуги) и взимаемой за него платы.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, возлагает на граждан и организации обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). С момента возникновения права собственности на жилое помещение у собственника возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 2).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, 1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя по содержанию принадлежащего ему имущества.
На основании частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащего ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4); к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг и внесением платы за них, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом (статья 8). В частности, на отношения по использованию энергетических ресурсов, по их подаче, передаче и потреблению при помощи систем централизованного снабжения распространяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статьи 1 и 5).
Одним из действенных правовых механизмов, стимулирующих потребителей коммунальных ресурсов к эффективному и рациональному их использованию и тем самым к бережному отношению к окружающей среде, является регламентация порядка определения платы за коммунальные услуги. В этих целях статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 975-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 570-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 1099-О-О), общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, к числу которых часть 1 данной статьи относит учет потребленного коммунального ресурса, прежде всего, исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, использованием нормативов потребления коммунальных услуг.
Этот принцип воспроизводится в части 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", (далее- Федеральный закон об энергоснабжении) устанавливающей, в частности, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Приведенным законоположениям корреспондируют регламентирующие отношения энергоснабжения и применимые к отношениям по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами предписания Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 и статья 548).
Таким образом, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.
В статье 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
В соответствии с частью 5 статьи Федерального закона об энергосбережении, собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Обязанность собственников обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащую техническую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену предусмотрена и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее - Правила N 354), на собственников этих помещений (п. 81).
Частью 12 статьи 13 Федерального закона об энергосбережении предусмотрено, что в случае неисполнения собственниками жилых помещений данной обязанности, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истцу Тугучевой Т.В. на праве собственности принадлежит <адрес> земельный участок с кадастровым номером 68:14:1001051:14, расположенные по адресу: <адрес>.
О. К. И.П. проживает по адресу: <адрес>.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, с кадастровым номером 68:14:1001051:17, расположенный по адресу: <адрес>, ка.2, принадлежит на праве собственности К. И.П.
Водопроводные сети, расположенные по адресу: Российская Федерация, <адрес>, пер 3-й Гражданский, <адрес>, пер. Ленинский, <адрес>, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности администрации Пичаевского сельсовета <адрес>.
Установлено, что водоснабжение на территории <адрес> осуществляет МУП «Коммунальник», которым ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на водоснабжение с абонентами по адресу: <адрес>.
Истцом Тугучевой Т.В. заявлены исковые требования об устранении препятствий в пользовании водопроводом, об установки прибора учета воды.
Исходя из заявленных требований, истец должен был доказать факт создания О. препятствий в осуществлении собственником правомочий по пользованию этим имущество и противоправность действий О..
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Однако каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что О. препятствует истцу в пользовании водопровода, суду не представлено.
Кроме того, в силу вышеприведенных норм права, в случае неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке прибора учета, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
В связи с чем, лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию.
Таким образом, на МУП «Коммунальник», как на организацию осуществляющую снабжение водой, лежит обязанность по совершению действия по оснащению приборами учета используемой воды в жилых домах.
Следовательно, оснований для удовлетворения требований Тугучевой Т.В. об устранении препятствий в пользовании водопроводом, об установки прибора учета воды в домовладении К. И.П., не имеется.
В силу статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
Данные нормы допускают компенсацию морального вреда в случаях совершения действий, нарушающих личные неимущественные права граждан, либо в случаях, специально предусмотренных законом.
Поскольку не установлено, что О. К. И.П. истцу созданы препятствия в пользовании принадлежащим ему имуществом, нарушающие его права, оснований для взыскания с О. в пользу истца компенсации морального вреда не имеется.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющий принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Принимая во внимание названные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Тугучевой Т. В. об устранении препятствий в пользовании водопроводом, об установки прибора учета воды, о взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Пичаевский районный суд.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись О.А. Климова
Копия верна.
Судья О.А. Климова
Секретарь З.М. Сычева