Дело № 2-1286/2023
УИД 18RS0023-01-2023-000747-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2023 года г. Сарапул
В окончательной форме решение суда принято 16.10.2023 года.
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующий судья Косарев А.С.,
при секретаре Елесиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Миргазизовой <данные изъяты> к Петровой <данные изъяты> о признании права собственности на объекты недвижимости в силу приобретательной давности,
установил:
Миргазизова Н.К. обратилась в Сарапульский городской суд УР с исковым заявлением к Администрации г. Сарапула о признании права собственности на объекты недвижимости в силу приобретательной давности. Просит признать за собою, Миргазизовой <данные изъяты> право собственности на земельный участок размером 500 кв. м. и расположенный на нем дом площадью 33,5 кв.м. с кадастровым номером 18:30:000357:44, расположенные по адресу: УР, <адрес>.
Требование мотивирует тем, что в 1976 году ФИО1 был предоставлен земельный участок размером 500 кв.м по адресу: <адрес> на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, выданного в соответствии с решением исполкома Сарапульского горсовета депутатов трудящихся от 13.08.1975г. В 1979 году, согласно сведениям из технического паспорта от 23.11.1979г. и выписки из ЕГРН, жилой дом площадью 33,5 кв.м. введён в эксплуатацию. Указанный земельной участок под строительство жилого дома ФИО12 в 1976 году фактически был предоставлен брату - ФИО2. Последний построил жилой дом и проживал в нём до своей смерти - 20.10.2015 года. ФИО1 умер 16.10.2003г.. 31 января 1986 года ФИО2 заключил брак с ФИО11. С указанного времени и по настоящее время истец проживает вжилом доме по адресу: <адрес> без регистрации.
Определением суда от 15.08.2023 года по гражданскому делу по иску Миргазизовой <данные изъяты> к Администрации г. Сарапула о признании права собственности на объекты недвижимости в силу приобретательной давности заменен ненадлежащий ответчик Администрация г. Сарапула на надлежащего – Петрову <данные изъяты> (л.д. 50).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. От истца в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, от ответчика в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, признании исковых требований в полном объеме. Последствия признания иска ей разъяснены и понятны.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Как разъяснено в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же Постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи, приобретательная давность является законным основанием для возникновения права собственности на имущество у лица, которому это имущество не принадлежит, но которое, не являясь собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет в течение длительного времени чужим имуществом как своим.
Длительность такого открытого и непрерывного владения в совокупности с положениями об отказе от права собственности и о бесхозяйных вещах, а также о начале течения срока приобретательной давности с момента истечения срока давности для истребования вещи предполагают, что титульный собственник либо публичное образование, к которому имущество должно перейти в силу бесхозяйности либо выморочности имущества, не проявляли какого-либо интереса к этому имуществу, не заявляли о своих правах на него, фактически отказались от прав на него, устранились от владения имуществом и его содержания.
Целью нормы о приобретательной давности является возвращение фактически брошенного имущества в гражданский оборот, включая его надлежащее содержание, безопасное состояние, уплату налогов и т.п.
Добросовестность предполагает, что вступление во владение не было противоправным, совершено внешне правомерными действиями.
При этом в силу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
На основании договора от 02.04.1976 года, заключенного между Комбинатом коммунальных предприятий исполкома Сарапульского горсовета депутатов трудящихся и ФИО1, последнему предоставлен в бессрочное пользование земельный участок под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 500 кв.м. (л.д. 8).
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> был передан для строительства дома ФИО1 ФИО2.
Техническим паспортом на индивидуальный жилой дом подтверждается факт возведения в 1979 году жилого дома по адресу: <адрес>. Площадь жилого дома 33,50 кв. м. (л.д. 9-15).
Согласно свидетельству о заключении брака № I-НИ №443283, выданного Гор. отд. ЗАГС УАССР 31.01.1986 года ФИО2 заключил 31.01.1986 года брак с ФИО3. После заключения брака присвоены фамилии: мужу- ФИО6, жене – Миргазизова (л.д. 19).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок и дом, расположенные по адресу: УР, <адрес> (л.д. 16-18).
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер 16.10.2003 года, что следует из повторного свидетельства о смерти № II НИ № 544114, выданного Отделом ЗАГС Администрации муниципального образования «Киясовский район» Удмуртской Республики 12.04.2016 года (л.д. 20).
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер 20.10.2015 года, что подтверждается свидетельством о смерти II-НИ № 527683 от 20.10.2015 года, выданного Управлением ЗАГС Администрации г. Сарапула Удмуртской Республики Российской Федерации (л.д. 21).
После смерти ФИО1 нотариусом «Нотариального округа Киясовского района» Удмуртской Республики ФИО9 02.05.2012 года на имя Петровой <данные изъяты> было выдано свидетельство о праве на наследство по закону. Из содержания свидетельства усматривается, что наследство состоит из: земельной доли размером 7,3га в общей долевой собственности на земельный участок площадью 68890000 кв.м., кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, находящийся по адресу: УР, Киясовский район, ТОО «Яжбахтинское»; 1/3 доли земельной доли размером 7,3га в общей долевой собственности на земельный участок площадью 68890000 кв.м., кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, находящийся по адресу: УР, Киясовский район, ТОО «Яжбахтинское» (л.д. 38).
Таким образом, судом установлено, что земельный участок и дом по адресу: <адрес>, в состав наследственного имущества после смерти ФИО6 Ф.Г. не вошел.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Ответчик исковые требования признал добровольно, о чем написала соответствующее заявление и представил суду.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При этом, согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части такого решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд считает, что признание иска ответчиком и удовлетворение вследствие этого исковых требований Миргазизовой Н.К. не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, иск о признании права собственности на дом и земельный участок за истцом в силу приобретательной давности подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Миргазизовой <данные изъяты> к Петровой <данные изъяты> о признании права собственности на объекты недвижимости в силу приобретательной давности удовлетворить.
Признать за Миргазизовой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <данные изъяты>, право собственности на жилой дом с кадастровым номером № площадью 33,5 кв.м. по адресу: <адрес>, оставшийся после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 16.10.2003 года, в силу приобретательной давности.
Признать за Миргазизовой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <данные изъяты>, право собственности на земельный участок площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>, оставшийся после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 16.10.2003 года, в силу приобретательной давности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме, через Сарапульский городской суд Удмуртской Республики.
Судья Косарев А.С.