Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1953/2023 ~ М-423/2023 от 24.01.2023

Дело

УИД: 05RS0-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2023 года                                                                     <адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Омаровой М.А., при секретаре ФИО1, с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> ФИО2 в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГОсВД «<адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад » о признании незаконным бездействие и обязании принять меры по проведению медицинского осмотра сотрудников,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование исковых требований, ссылаясь на то, что в прокуратуре города рассмотрено обращение председателя Махачкалинской городской организации профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации Гаджиева Р.Р. о нарушениях действующего законодательства при прохождении медицинского осмотра работниками учреждений образования городского округа.

Установлено, что МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад » соглашения с медицинскими учреждениями об оказании услуг, связанных с медицинским осмотром работников, не заключались, необходимые на указанные цели денежные средства в бюджете городского округа не предусмотрены, что противоречит действующему законодательству.

Так, необходимость проведения обязательных медицинских осмотров установлена статьей 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры; работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

Согласно статье 220 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

Статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химикотоксикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (пункты 1, 3 статьи 9).

Положениями статьи 15 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства сотрудники МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад » профилактический медицинский осмотр не прошли.

На основании изложенного в иске просит суд: обязать Администрацию городского округа с внутригородским делением «<адрес>» не позднее 6 месяцев после вступления в силу решения суда обеспечить выделение МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад » финансовых средств, необходимых для организации медицинского осмотра сотрудников учреждения; обязать МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад » принять меры по проведению медицинского осмотра сотрудников.

До начала рассмотрения дела по существу от истца поступило уточнение исковых требований, в которых указывает, что в ходе дополнительной проверки установлено, что сотрудники МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад » в 2022 году прошли медицинский осмотр за счет личных средств, а на 2023 год в бюджете <адрес> заложены денежные средства на прохождение медицинского осмотра и имеются договоры на оказание медицинских услуг, в связи с чем просит суд: признать незаконным бездействие Администрации ГОсВД «<адрес>», выразившееся в необеспечении в 2022 году выделения денежных средств для прохождения медицинского осмотра работниками МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад »; обязать МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад » в 2023 году в течение 2 месяцев после получения соответствующих денежных средств принять меры по проведению медицинского осмотра сотрудников.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Ответчики, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились и своих представителей не направили, сведений об уважительности причин неявки не сообщили, в связи, с чем определено рассмотреть дело в отсутствие ответчиков на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 статьи 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.3 указанной статьи каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Согласно ч. 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Согласно ч.2 указанной статьи, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту и интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.

Пунктом 9 части 1 статьи 48 от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена обязанность педагогических работников проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

Положениями ст.214 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.

Согласно ч.2 ст. 220 Трудового кодекса Российской Федерации работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с пунктом 1, 3, 4 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Из системного толкования вышеуказанных положений следует, что орган местного самоуправления, являясь учредителем МБДОУ «Детский сад » обязан обеспечивать финансирование. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение необходимых мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и приведения условий обучения, воспитания детей в соответствии с установленными нормами.

Изыскание предусмотренных законом средств для финансирования относится к компетенции администрации как учредителя дошкольного образовательного учреждения.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что в связи с отсутствием прохождения медицинского осмотра работниками МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад », прокуратурой <адрес> проведена проверка, по результатам которой установлено, что МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад » соглашения с медицинскими учреждениями об оказании услуг, связанных с медицинским осмотром работников, не заключались, необходимые на указанные цели денежные средства в бюджете городского округа не предусмотрены.

Поводом для проведения проверки послужило обращение председателя Махачкалинской городской организации профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации Гаджиева Р.Р. о нарушениях действующего законодательства при прохождении медицинского осмотра работниками учреждений образования городского округа.

Как следует из письма заместителя Главы администрации <адрес> – начальника Финансового управления <адрес> ФИО5 на имя начальника Правового управления администрации <адрес> за .08-367/23 от 07.03.2023г., за 2022 год финансирование на проведение медицинского осмотра сотрудников образовательных учреждений не производилось.

Разрешая требования прокурора, суд, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, приходит к выводу о том, что выявленные нарушения требований законодательства свидетельствуют о бездействии администрации города как учредителя бюджетного учреждения, выразившееся в необеспечении в 2022 году выделения финансовых средств необходимых для организации медицинского осмотра сотрудников образовательного учреждения. Доказательств обратного суду не представлено и ответчиком – Администрацией ГОсВД «<адрес>» не оспаривалось.

В части требований об обязании образовательное учреждение в 2023 году в течение 2 месяцев после получения соответствующих денежных средств принять меры по проведению медицинского осмотра сотрудников, суд оснований для удовлетворения не находит, поскольку возможность исполнить решение в данной части зависит от выделения учреждению финансовых средств, вместе с тем, сведений о получении образовательным учреждением денежных средств на указанные цели, не имеется, и судом на администрацию города обязанность по выделению образовательному учреждению денежных средств, не возлагается.

Более того, обязание ответчика на будущее исполнять требования, возложенные на него действующим законодательством, в отсутствие доказательств их фактического неисполнения ответчиком в будущем, после поступления денежных средств, не представляется возможным, поскольку решением суда возможно понудить обязанное лицо совершить только то действие, от совершения которого лицо уже уклонилось. Соответственно, нельзя абстрактно понудить к исполнению обязанности исполнять требования закона в будущем, поскольку данный способ защиты нарушенного права не предусмотрен ни ст. 12 Гражданского кодекса РФ, ни другим федеральным законом, судебной защите подлежат лишь нарушенные или оспариваемые права (ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ).

При изложенных обстоятельствах, суд находит исковые требования заместителя прокурора <адрес> подлежащими частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> ФИО2 в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГОсВД «<адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад » о признании незаконным бездействие и обязании принять меры по проведению медицинского осмотра сотрудников, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации ГОсВД «<адрес>», выразившееся в необеспечении в 2022 году выделения денежных средств для прохождения медицинского осмотра работниками МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад ».

В удовлетворении исковых требований об обязании МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад » в 2023 году в течение 2 месяцев после получения соответствующих денежных средств принять меры по проведению медицинского осмотра сотрудников, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: судья                                         М.А. Омарова

2-1953/2023 ~ М-423/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Заместитель прокурора г.Махачкалы
Ответчики
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
МБДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад №85"
Суд
Советский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Омарова Мадина Анаварбековна
Дело на странице суда
sovetskiy--dag.sudrf.ru
24.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2023Передача материалов судье
25.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2023Судебное заседание
12.04.2023Судебное заседание
17.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2023Дело оформлено
02.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее