Дело № 2-67/2023
УИД 50RS0002-01-2022-006352-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2023 года г. Видное Московской области
Видновский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Побединской М.А.,
при секретаре Иснюке И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Ленинского городского округа Московской области к Дементьев ДВ об исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Истец администрация Ленинского городского округа Московской области обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, в котором просил об исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, расположенных по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано, что ответчик является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, расположенных по адресу: <адрес>. Администрация Ленинского городского округа Московской области не принимала участие в предоставлении данных земельных участков, границы участков не согласовывала. Право собственности на земельные участки приобретено на основании решения Видновского городского суда Московской области № 2-4464/2017, которое отменено судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда от 29 августа 2022 года.
В судебное заседание истец администрация Ленинского городского округа Московской области своего представителя не направил, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Ответчик Дементьев ДВ в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
При этом по целевому назначению земли подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п.1 ст. 77 ЗК РФ)
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п.1 ст. 83 ЗК РФ).
В силу пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ, целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу пункта 2 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (п. 7 ст. 11.9 ЗКРФ).
В соответствии с п. 3 ст. 11.5 ЗК РФ особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Ст. 6 п.п.1 и 5 Закона Московской области от 12.06.2004 №75/2004-03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» предусмотрено, что минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2,0 га. При этом не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ и настоящей статьей.
Вопросы, связанные с ведением государственного реестра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и деятельности по регистрации недвижимости, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Одним из условий приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является в силу подпункта 28 пункта 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ несоответствие размера образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеприведенных норм права в их единстве и взаимной связи, следует, что в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры. Соответственно, в случае выдела, раздела или иного преобразования участка, вновь образованные земельные участки должны сохранять целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, а также соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам земельных участков соответствующего целевого назначения. Несоответствие размера вновь образуемого земельного участка установленным требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков является основанием для приостановления и последующего отказа в осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчику на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, расположенные по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Данные земельные участки образованы на основании решения собственника о разделе земельного участка с кадастровым номером №, приобретенного ответчиком на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между КДГ и ЮЛИ
В свою очередь право собственности ЮЛИ исходный земельный участок возникло на основании решения Видновского городского суда от 26 декабря 2017 года, дополнительного решения Видновского городского суда от 5 сентября 2018 года по гражданскому делу № 2-4464/2017.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 августа 2022 года решение Видновского городского суда от 26 декабря 2017 года, дополнительное решение Видновского городского суда от 5 сентября 2018 года отменено, в удовлетворении исковых требований о признании права собственности и установлении границ земельных участков – отказано.
Таким образом, ссылки ответчика на решение суда, которое в настоящее время отменено вышестоящей инстанцией, являются несостоятельными.
Довод ответчика о том, что спорный участок был образован в установленном законом порядке в результате процедуры преобразования, не принимается судом во внимание, поскольку данные преобразования совершены с нарушением запрета, установленного ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 №75/2004-03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области», о чем указано выше.
Довод ответчика о том, что избранный истцом способ защиты права не предусмотрен законом, суд находит несостоятельным.
По смыслу ст.ст. 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.
Таким образом, истец в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
В данном случае отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, не может лишать заинтересованное лицо права на обращение в суд с таким требованием, поскольку данный способ защиты нарушенного права не запрещен законом, соответствует характеру нарушения и направлен на восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
С учетом изложенного исковые требования об исключении из ЕГРН сведений о границах спорного земельного участка подлежат удовлетворению, поскольку иных способов защиты нарушенного права у истца не имеется.
Также суд исходит из того, что по смыслу положений ст. ст. 77 и 83 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения, предназначенные и используемые для нужд сельского хозяйства, не могут находиться на землях населенных пунктов, используемых и предназначенных для застройки и развития населенных пунктов, а изменение целевого назначения земли (т.е. перевод земель из одной категории в другую) не входит в компетенцию суда и разрешается в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Поскольку спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет с нарушением закона, заявленные исковые требования об исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о границах данных земельных участков подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что в связи с проведением по делу судебной экспертизы истцом понесены судебные расходы в размере 160 000 руб., что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что исковые требования Администрации удовлетворены, судебные расходы на проведение экспертизы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Ленинского городского округа Московской области удовлетворить.
Исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, расположенные по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Взыскать с Дементьев ДВ в пользу администрации Ленинского городского округа Московской области судебные расходы в размере 160 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца в Московский областной суд через Видновский городской суд Московской области.
Мотивированное решение составлено 24 апреля 2023 года.
Председательствующий М.А. Побединская