№ 2-885/2020
32RS0021-01-2020-002595-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2020 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Ивановой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Лазаренко К.А.,
с участием истца Козловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Н.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г.Новозыбков Брянской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение государственной пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Козлова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение государственной пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что в период с 26.04.1986 по 29.10.1988, она проживала и была зарегистрирована в г. Новозыбкове Брянской области, имевшем статус зоны отселения в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что составляет 02 года 6 месяцев 4 дней и дает ей право на снижение пенсионного возраста выхода на пенсию на 4 года. В период с 14.07.1989 по 19.11.2004, с 30.06.2017 по 15.05.2020 - по день обращения в Пенсионный фонд с заявлением о назначении ей пенсии, она проживает в д. <адрес>, территория которого относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом, что составляет 15 лет 4 месяца 13 дней и дает ей право на снижение пенсионного возраст выхода на пенсию на 3 года. Имея право выхода на государственную пенсию по старости в соответствии с п.8 ч.1 ст. 10 Закона « 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с уменьшением возраста в соответствии с нормами Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», она обратилась в Пенсионный фонд о ее назначении, в чем ей было отказано в связи с не достижением возраста выхода на государственную пенсию. Данный отказ она находит неправомерным, противоречащим действующему законодательству, т.к. гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего закона. Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Просит признать за ней право на назначение государственной пенсии по старости и обязать УПФР в городском округе г. Новозыбкова Брянской области (межрайонное) назначить ей государственную пенсию по старости с 15.05.2020, т.е. со дня обращения о ее назначении в Пенсионный фонд.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
ПредставительГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе г.Новозыбков Брянской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, а также просили принять решение на усмотрение суда.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения истца, приходит к следующему.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются разделом 4 «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими федеральными законами, в т.ч. Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-Фз от 15.12.2001.
В соответствии с положениями п.8 ч.1 ст. 10 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом Российской Федерации «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8),; постоянно проживающие (работающие) на территории зоны отселения (пункт 9) до их переселения в другие районы.
В силу статьи 34 Закона №1244-1 Гражданам, постоянно проживающим на территории с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Статья 35 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что гражданам, указанным в п. 9 ч. 1 ст. 13, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Согласно представленным материалам дела, истец Козлова Н.В. постоянно с 26.04.1986 по 29.10.1988, проживала в г. Новозыбкове территория которого в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относилась к зоне отселения.
Таким образом, период проживания Козловой Н.В. в зоне отселения составляет 02 года 06 месяцев 4 дня, что позволяет снизить ей возраст выхода на пенсию на 4 года. В период с 14.07.1989 по 10.11.2004, с 30.04.2020 по настоящее время истец проживает в д. <адрес>, территория которого в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом, что позволяет снизить ей возраст выхода на пенсию на 4 года.
Указанное подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Доводы ответчика о том, что суммирование величин уменьшения возраста за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения не производится, суд находит несостоятельными.
Как указал в своем определении Конституционный суд Российской Федерации (№ 403-О от 11.07.20006), положения статей 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями части первой статьи 13 того же Закона и пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают отмену права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством Российской Федерации, и для граждан, выехавших с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на территорию, не относящуюся к зараженной.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
Учитывая, что продолжительность проживания Козловой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в зоне отселения составляет 02 года 06 месяцев 4 дня, в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом на дату обращения в Пенсионный фонд - 15 лет 4 месяца 13 дней, то она имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 7 лет, т.е. в 48 лет.
Пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Козлова Н.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Пенсионные органы с заявлением о досрочном назначении государственной пенсии по старости 15 мая 2020 года.
Таким образом, суд признает право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 15 мая 2020 года, то есть с момента обращения за ее назначением.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Козловой Н.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение государственной пенсии по старости удовлетворить.
Признать, начиная с 15 мая 2020 года, право Козловой Н.В. на досрочное назначение государственной пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) назначить и выплачивать Козловой Н.В. государственную пенсию по старости с 15 мая 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.П.Иванова