УИД 56RS0004-01-2023-000459-35
Дело №2-374/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2023 года с. Александровка
Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Богдановой А.В.,
при секретаре судебного заседания Жихаревой О.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Шошина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Султакаевский сельсовет Александровского района Оренбургской области о возложении обязанности произвести капитальный ремонт сетей холодного водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
и.о. прокурора Александровского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере, законодательства в сфере водоснабжения и муниципальной собственности в деятельности муниципального образования Султакаевский сельсовет Александровского района Оренбургской области (далее – администрация МО Султакаевский сельсовет), в ходе которой установлено, что все расположенные на территории МО Султакаевский сельсовет объекты коммунальной инфраструктуры, необходимые для оказания коммунальных услуг питьевого водоснабжения оформлены в муниципальную собственность, администрация несет ответственность за состояние и обслуживание сетей холодного водоснабжения, в том числе и в с. Султакай. Предоставление данной услуги жителям осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Тепловые и водопроводные сети» (далее - МУП «ТВС»). По улицам Советская, Школьная, Новая выявлен участок водопроводной сети из стального трубопровода, который введён в эксплуатацию в 1992 году, износ составляет 100 %. По факту выявленных нарушений главе МО Султакаевского сельсовета внесено представление об устранении выявленных нарушений, из полученного ответа следует, что в бюджете МО Султакаевский сельсовет отсутствуют денежные средства на проведение капитального ремонта спорного участка водопроводной сети. На протяжении 31 года собственником денежные средства на ремонт водопровода не выделялись, что привело к возникновению значительного количества аварийных ситуаций, нарушению прав граждан на получение услуг надлежащего качества, а также ограничению предоставления коммунальной услуги жителям муниципального образования.
Истец просил суд обязать администрацию МО Султакаевский сельсовет организовать проведение капитального ремонта аварийного участка сетей холодного водоснабжения на территории МО с. Султакай Александровского района Оренбургской области, а именно: по ул. Советская, Школьная, Новая (протяженностью 1 711 м, диаметром 100 мм) в срок до 31 декабря 2024 года.
Представитель истца – помощник прокурора Александровского района Оренбургской области Шошин А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика – администрации МО Александровский сельсовет, третьего лица – МУП «ТВС», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали, до начала судебного заседания от директора МУП «ТВС» Гринева И.В. поступило письменное заявление, в тексте которого содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований прокурора не возражал.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 2 ноября 2023 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 вышеуказанного Федерального Закона установлено, что Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 названой статьи).
В силу статьи 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года (ред. от 1 ноября 2023 года) «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляются вопросы, предусмотренные, в том числе и пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года (ред. от 13 июня 2023 года) № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года (ред. 13 июня 2023 года) № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее – жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного кодекса Российской Федерации, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 приложения «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течении 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела следует, что на основании решения от 10 ноября 2023 года №51 прокуратурой Александровского района Оренбургской области проведена проверка администрации МО Султакаевский сельсовет, целью которой являлось: защита охраняемых законом прав и интересов граждан на обеспечение качественного питьевого водоснабжения; распространение нарушений в указанной сфере; соблюдение требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере, законодательства в сфере водоснабжения и муниципальной собственности (л.д. 8).
Согласно справке о результатах проверки от 13 ноября 2023 года, установлено, что на территории МО Султакаевский сельсовет по улицам Советская, Школьная, Новая, расположен участок водопроводной сети из стального трубопровода диаметром D=100 мм и протяженностью L=1 711 м; данный участок является основной водопроводной сетью жилого сектора с. Султакай и Султакаевской общеобразовательной школы, что говорит о его важности и необходимости поддержания в работоспособном состоянии для стабильной и безаварийной работы системы водоснабжения в целом. Дата ввода указанного водопровода в эксплуатацию – 1992 год, износ водопроводного участка составляет 100%. На протяжении 31 года администрацией МО Султакаевский сельсовет, как собственником указанного имущества, денежные средства на капитальный ремонт указанного водопровода, не выделялись (л.д. 9).
По результатам проверки в адрес МО Султакаевский сельсовет прокуратурой Александровского района Оренбургской области 14 ноября 2023 года внесено представление за № 07-02-2023 с требованием безотлагательного рассмотрения представления, принятия конкретных мер по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующим и рассмотрении вопроса об ответственности виновных лиц (л.д. 10-11).
В ответе на представление и.о. прокурора района глава администрации МО Султакаевский сельсовет 23 ноября 2023 года сообщил, что представление рассмотрено, указанные в представлении нарушения нашли свое подтверждение. На территории Султакаевского сельсовета, а именно в с. Султакай по ул. Советской (частично) и по ул. Новой (полностью) на участке водопроводной сети из стального трубопровода диаметром D=100 мм и протяженностью L=1 711 м износ достиг значительного размера. В связи с отсутствием денежных средств в местном бюджете ремонт данного участка водопроводной сети не представляется возможным (л.д. 12).
Из объяснений главы администрации МО Султакаевский сельсовет ФИО4 от 28 ноября 2023 года кроме вышеизложенного в ответе на представление и.о. прокурора района также следует, что администрацией получено экспертное заключение, сумма ремонта составляет примерно 4 711 тыс. рублей, данных средств в бюджете нет, направлены документы на участие в программе по модернизации ЖКХ (л.д. 24).
В материалы дела по запросу суда представлено экспертное заключение № А-О-1700-23/0912-23 от 8 сентября 2023 года, из которого следует, что сметная стоимость работ, с учетом изменений, внесенных в ходе проведения экспертизы сметной документации в ценах 2 квартала 2023 года, составляет 4 387,65 тыс. рублей (л.д. 33-34).
По состоянию на 19 декабря 2023 года меры по ремонту водопровода администрацией сельского поселения не приняты.
Согласно Выписке из ЕГРН водопровод (кадастровый №) по адресу: Российская Федерация, <адрес> имеет протяженность 2 788 м, год завершения строительства - 1986, и находится в собственности муниципального образования «Султакаевский сельсовет» Александровского района Оренбургской области (л.д. 15-23).
Таким образом, из материалов дела следует, что администрация МО Султакаевский сельсовет является собственником сооружения коммунального хозяйства (водопроводные сети), которое требует капитального ремонта.
Поскольку администрация МО Султакаевский сельсовет является собственником систем холодного водоснабжения и водоотведения, соответственно, она как собственник в силу закона несет ответственность за их надлежащее состояние. Однако, в нарушение требования законодательства о водоснабжении, учитывая высокую степень износа, администрацией МО Султакаевский сельсовет не обеспечено надлежащее содержание сетей холодного водоснабжения и водоотведения.
Допущенные нарушения законодательства приводят к возникновению аварийных ситуаций, сопровождающихся перерывом подачи холодного водоснабжения и водоотведения населению.
При таких обстоятельствах исковые требования и.о. прокурора Александровского района Оренбургской области подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом значительного объема действий, требующих исполнение по решению суда, материальных затрат и материального ресурса, суд соглашается с и.о. прокурора и считает возможным предоставить срок для исполнения решения до 31 декабря 2024 года.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования и.о. прокурора Александровского района Оренбургской области – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Султакаевский сельсовет Александровского района Оренбургской области организовать проведение капитального ремонта аварийного участка сетей холодного водоснабжения на территории муниципального образования с. Султакай Александровского района Оренбургской области, а именно: <адрес> (протяженностью 1 711 м, диаметром 100 мм) в срок до 31 декабря 2024 года.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Богданова
Мотивированное решение составлено 25 декабря 2023 года.