Дело № 2-720/2023
УИД 55RS0034-01-2023-000837-52
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Тара Омской области 21 сентября 2023 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А., при секретаре Вильцовой Н.Н., с участием представителя истца помощника Тарского межрайонного прокурора Сергиенко Е.А., представителя ответчика МУП «Родник» Верника А.В., представителя третьего лица администрации Тарского муниципального района Омской области Симакова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Родник» о признании незаконным бездействия, выразившееся в не разработке и не согласовании инвестиционной программы, о возложении обязанности по разработке и согласованию инвестиционной программы,
У С Т А Н О В И Л:
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, указав, что проведенной проверкой установлено, что администрацией Тарского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ утверждено и направлено в регулируемую организацию МУП «Родник» техническое задание для разработки инвестиционной программы. Между тем, предприятием на основании технического задания в установленном порядке инвестиционная программа разработана и направлена в администрацию не была. Кроме этого, техническое задание не было направлено в орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. В связи с указанными нарушениями в настоящее время на территории Тарского муниципального района не реализуются планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества холодной воды в соответствие с установленными требованиями, планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды. По данным фактам межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в МУП «Родник» об устранении указанных нарушений законодательства, вместе с тем нарушения до настоящего времени не устранены. Несоблюдение регулируемой организацией требований законодательства о водоснабжении ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих на территории поселения граждан, может привести к возникновению аварий на сетях водоснабжения, а так же частичному или полному прекращению водоснабжения. Просит суд признать незаконным бездействие МУП «Родник», выразившееся в не разработке и не согласовании в установленном порядке инвестиционной программы, обязать «Родник» разработать и согласовать инвестиционную программу в органах местного самоуправления и в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Сергиенко Е.А. исковые требования уточнил, просил признать незаконным бездействие МУП «Родник», выразившееся в не разработке и не согласовании в установленном порядке инвестиционной программы, обязать «Родник» разработать и согласовать инвестиционную программу в органах местного самоуправления в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Уточненные требования поддержал и настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика МУП «Родник» Верник А.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения уточненного иска прокурора. На своих возражениях, изложенных в письменном виде, не настаивал.
Представитель третьего лица администрации Тарского муниципального района Омской области Симаков В.В. против иска не возражал. Пояснил, что в адрес ответчика было выдано техническое задание ДД.ММ.ГГГГ на разработку инвестиционной программы, в связи с чем оставил решение на усмотрение суда.
Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, прокурор, осуществляя проверку соблюдения требований законодательства, а также, предъявляя в суд иск в интересах неопределенного круга лиц об устранении выявленных нарушений, действует в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Отношения, возникшие в сфере водоснабжения и водоотведения, регулирует Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В статье 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона N 416-ФЗ инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления (часть 1 статьи 40 Закона N 416-ФЗ).
Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления. Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 5 статьи 40 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 40 Закона N 416-ФЗ порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно пункту 6 Правил N 641 проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания, которое разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы. Для регулируемой организации, осуществляющей деятельность на основании концессионного соглашения, в первый календарный год после вступления в силу концессионного соглашения орган местного самоуправления утверждает техническое задание не позднее 30 календарных дней со дня вступления в силу концессионного соглашения (пункту 9 Правил N 641).
Согласно п. 12 Правил установлено, что в случае если утверждение инвестиционных программ осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регулируемая организация направляет проект разработанной инвестиционной программы на согласование в орган (органы) местного самоуправления поселения (городского округа), на территории которого (которых) осуществляются мероприятия инвестиционной программы, в части мероприятий, обеспечивающих водоснабжение и (или) водоотведение абонентов на территории муниципального образования, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением случаев, когда инвестиционная программа утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых входит установление регулируемых цен (тарифов).
В соответствии с п.13 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления поселения (городского округа) и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны рассмотреть проект инвестиционной программы и уведомить о согласовании или об отказе в согласовании регулируемую организацию в течение 30 дней со дня представления проекта инвестиционной программы на согласование. Орган местного самоуправления поселения (городского округа) рассматривает проект инвестиционной программы на предмет ее соответствия техническому заданию в части мероприятий, реализуемых на территории этого муниципального образования, а также в части мероприятий, реализуемых на территории других муниципальных образований, затрагивающих обеспечение водоснабжением и (или) водоотведением абонентов на территории этого муниципального образования. Орган местного самоуправления рассматривает проект инвестиционной программы, разработанный в соответствии с концессионным соглашением, на предмет его соответствия предусмотренным концессионным соглашением мероприятиям, соответствия показателей надежности, качества и энергоэффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения плановым значениям таких показателей, установленным концессионным соглашением, соответствия условий финансирования инвестиционной программы долгосрочным параметрам регулирования деятельности концессионера, установленным концессионным соглашением.
В судебном заседании установлено, что администрацией Тарского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ утверждено и направлено в регулируемую организацию МУП «Родник» для разработки инвестиционной программы техническое задание. (л.д.22-24). Однако МУП «Родник» на основании технического задания в установленном порядке инвестиционная программа не разработана и не направлена на согласование в администрацию и в орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов.
В адрес руководителя МУП «Родник» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление Тарского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства (л.д. 8-10).
Из ответа МУП «Родник» следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ инвестиционная программа не разработана (л.д.11).
С учетом исследованных доказательств суд приходит к выводу о том, что МУП «Родник» не разработана инвестиционная программа для обеспечения доступности для потребителей услуг системы водоснабжения сельских поселений, повышения надежности работы систем водоснабжения, что ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих на территории района граждан, может привести к возникновению аварий на сетях водоснабжения, а так же частичному или полному прекращению водоснабжения.
Иных доказательств в судебном заседании не добыто.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимания объем предполагаемых действий и затрат, необходимых для исполнения решения, финансовую ситуацию в поселении, суд предполагает, что предложенный прокурором срок следует считать достаточным и разумным для устранения допущенного нарушения действующего законодательства.
По правилам ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец освобожден в соответствии с действующим законодательством.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Родник», удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального унитарного предприятия «Родник», выразившееся в не разработке и не согласовании в установленном порядке инвестиционной программы в органах местного самоуправления.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Родник» (ИНН № на основании технического задания от ДД.ММ.ГГГГ разработать и согласовать инвестиционную программу в органах местного самоуправления в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Родник» госпошлину в доход бюджета Тарского муниципального района Омской области в сумме <данные изъяты>) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме подписано 21 сентября 2023 года.
Судья: подпись
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна.
Судья: И.А. Мальцева
Согласовано Вильцова