Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-125/2024 от 04.03.2024

Судья Койкова Т.А. УИД 11RS0006-01-2023-001083-55

Дело № 21-125/2024

(дело в суде первой инстанции № 12-1095/2023)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Щенникова Е.В., при секретаре судебного заседания Тырышкиной Н.Н., рассмотрев в городе Сыктывкаре Республики Коми 13 марта 2024 года жалобу защитника ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Назирова Р.Р. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу № <Номер обезличен> от 29 мая 2023 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 29 мая 2023 года <Номер обезличен> Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

01 декабря 2023 года ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» реорганизовано в форме присоединения к ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».

Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2023 года постановление должностного лица изменено в части размера назначенного административного штрафа путем снижения до <Номер обезличен> рублей.

В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» без удовлетворения.

В жалобе, адресованной Верховному Суду Республики Коми, защитником ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Назировым Р.Р. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу актов, в виду их незаконности и необоснованности, прекращении производства по делу за отсутствием состава вменяемого административного правонарушения.

В письменных возражениях доводам жалобы, представленным административным органом, указано на их необоснованность, заявлена просьба об оставлении обжалуемых актов без изменения.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Тугарева М.С., на доводах жалобы настаивала в полном объеме.

Административный орган, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы в Верховном Суде Республики Коми, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя. На основании статьи 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствии вызванных лиц.

Заслушав объяснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, письменных возражений, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее также Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Пунктом 2 части 2 статьи 22 Федерального закона «О недрах» предприятия - недропользователи обязаны обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

Статьей 23.2 Закона о недрах определено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.

Из раздела 6 пункта 6.5.2 Приказа Минприроды Российской Федерации от 14 июня 2016 года № 356 «Об утверждении правил разработки месторождения углеводородного сырья» следует, что система ППД должна обеспечивать: объемы закачки рабочего агента в ЭО и давление его нагнетания по скважинам, в соответствии с техническим проектом разработки месторождения; подготовку рабочего агента до кондиций (по составу, физико-химическим свойствам, содержанию мехпримесей, кислорода, сероводорода и микроорганизмов), удовлетворяющих требованиям технического проекта разработки месторождения; возможность систематических замеров рабочего давления и приемистости каждой скважины; контроль качества рабочего агента с периодичностью, предусмотренной техническим проектом разработки месторождения; требования по охране недр. Назначение скважин может меняться в процессе разработки месторождения на основании утвержденных решений технического проекта или в соответствии с подпунктом "в" пункта 5.16 настоящих Правил (раздел № 7 статьи 7.10 вышеуказанного приказа).

Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, составляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Как следует из материалов дела и установлено судьей городского суда, административным органом в период с 11 по 24 апреля 2023 года проведена плановая документарная проверка в отношении деятельности организаций и граждан в области использования и охраны недр - Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» (ООО «ЛУКОЙЛ-Коми») по объекту контроля Центральная фаменская, северный купол южно-фаменской и угольной, уфимская и ассельская залежи Возейского месторождения СЫК 11065 НЭ.

Из материалов дела следует, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» является владельцем лицензии на пользование недрами СЫК 11065 НЭ с целевым назначением и видами работ; для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр – Центральная фаменская, северный купол южно-фаменской и угольной, уфимская и ассельская залежи Возейского месторождения. Лицензия 27.12.2001 г. Дата окончания действия лицензии 31.12.2042 года. Действующим проектным документом является «Дополнение к технологической схеме разработки Центрально-Возейского поднятия Возейского нефтегазоконденсатного месторождения Республики Коми», утвержденное протоколом ЦКР Роснедр по УВС №8266 от 15.10.2021г.

В соответствии с проектным документом «Дополнение к технологической схеме разработки Центрально-Возейского поднятия Возейского нефтегазоконденсатного месторождения Республики Коми» и п. 3.2. раздела 3 решения ЦКР Роснедр по УВС (Центральная нефтегазовая секция) определено ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» выполнить программы: ГТМ и МУН (таблица 5), исследовательских работ и доразведки (таблица 9), ввода в эксплуатацию неработающих скважин (таблица 10) в полном объеме и в установленные сроки.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий (акт плановой документарной проверки от 24.04.2023 № 03/23-51) установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» в нарушение пункта 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах не выполнено условие по вводу в эксплуатацию неработающих скважин в полном объеме и в установленные в 2022 году сроки последующим скважинам № №81, 102, 232, 371, 372, 535, 565, 233, 1640.

Также установлено несоответствие качества закачиваемых вод на приеме объекта системы ПДД требованиям действующего проектного документа «Дополнение к технологическому проекту разработки «Центрально-Возейского» поднятия Возейского нефтегазоконденсатного месторождения Республики Коми» в части превышения допустимого содержания нефтепродуктов и механических примесей за 2020-2022 годы.

По факту установленных ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» нарушений законодательства о недрах Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» составлены протокола об административных правонарушениях № 03-23/УВС-33 юл и № 03-23/УВС-32 юл от 17 мая 2023 года, по признакам состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые определением должностного лица административного органа от 29 мая 2023 года объединены для совместного рассмотрения по правилам части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и виновность указанного лица подтверждены совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколами об административном правонарушении № <Номер обезличен> и № <Номер обезличен> от 17 мая 2023 года, лицензией на пользование недрами СЫК 11065 НЭ, проектной документацией, актом плановой документарной проверки № 03/23-51 от 24 апреля 2023 года, а также другими материалами дела, которые получили оценку должностным лицом административного органа и судьей городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья городского суда исходил из того, что ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» не представлено доказательств отсутствия фактической возможности выполнения условий лицензии и условий проектного документа «Дополнение к технологической схеме разработки Центрально-Возейского поднятия Возейского нефтегазоконденсатного месторождения Республики Коми», в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с выводами должностного лица административного органа и судьи городского суда не имеется.

Доводы жалобы защитника ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Назирова Р.Р. о необоснованности вынесенных по делу актов ввиду того, что положениями Приказа Минприроды Российской Федерации от 14 июня 2016 года № 356 «Об утверждении правил разработки месторождения углеводородного сырья» не предусмотрены показатели «Выполнение программы работ по вводу в эксплуатацию неработающих скважин (из консервации) в полном объеме и в установленные действующим документом сроки» и «Качество закачиваемых вод при приеме объекта в системе ППД», при этом невыполнение программы в 2022 году и несоблюдение показателей качества воды не повлияли на положения проектного технического документа и позволило вести рациональную разработку недр (со ссылкой на пункт 5.1 раздела V Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных Приказом Минприроды России от 14 июня 2016 года № 356 и указанием, что судом не дана оценка данным доводам), несостоятельны и во внимание не принимаются.

Пунктом 5.1. раздела V указанных Правил № 356 показателями, характеризующими выполнение недропользователем обязанностей, установленных пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах", в части обеспечения соблюдения требований технических проектов, являются:

а) годовые уровни добычи нефти и (или) свободного газа, утвержденные для категории запасов A + B1 по месторождению в целом;

б) годовой ввод новых добывающих и нагнетательных скважин (суммарно) для категории запасов A + B1 (C1) по месторождению в целом;

в) годовой действующий фонд добывающих и (или) нагнетательных скважин для категории запасов A + B1 (C1) по месторождению в целом.

При этом, требования технического проекта, установленные в отношении ЭО, считаются выполненными, если соблюдены требования технического проекта, установленные в отношении месторождения в целом в пределах допустимых отклонений показателей, предусмотренных подпунктами "а" - "в" настоящего пункта.

ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» самостоятельно и добровольно приняло на себя риски по соблюдению требований технического проекта. Утвердив проектный документ «Дополнение к технологической схеме разработки Центрально-Возейского поднятия Возейского нефтегазоконденсатного месторождения Республики Коми» юридическое лицо должно было определить свои риски и ограничения, с которыми объективно будет связана его деятельность по добыче нефти, должно было провести необходимые мероприятия в 2022 году для выполнения программы работ по вводу в эксплуатацию неработающих скважин (№№ 81, 102, 232, 371, 372, 535, 565, 233, 1640) Возейского нефтегазоконденсатного месторождения в полном объеме и в установленные действующим проектным документом сроки за 2022 год, как и соблюдение требований по качеству закачиваемых вод в период ремонта РВС.

Как было указано выше, ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах, которым определены обязанности пользователей недр, а именно соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых. Не только технических проектов, как это приведено в пункте 5.1 Приказа Минприроды Российской Федерации от 14.06.2016 № 356 «Об утверждении правил разработки месторождения углеводородного сырья», а всех заключенных проектов, планов и схем в сфере недропользования. ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» проектный документ «Дополнение к технологической схеме разработки Центрально-Возейского поднятия Возейского нефтегазоконденсатного месторождения Республики Коми» в полном объеме в 2022 году не выполнен. Доказательств невозможности его выполнения, наличие уважительных причин или объективных обстоятельств этого, не приведено, судом при рассмотрении настоящего дела не добыто.

Иная оценка лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обстоятельств дела не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица административного органа и судьи городского суда, основанием к изменению или отмене принятых по делу актов не является.

Порядок и срок давности привлечения ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» к административной ответственности соблюдены.

При этом, административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей назначено судом нижестоящей инстанции с учетом требований статей 3.2, 4.1 КоАП РФ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12 мая 1998 г. N 14-П, 15 июля 1999 г. N 11-П, 30 июля 2001 г. N 13-П и в определении от 14 декабря 2000 г. N 244-О в размере менее минимального, предусмотренного санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, что соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица и судьи городского суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу № 03-23/24 от 29 мая 2023 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Назирова Р.Р. – без удовлетворения.

Судья - Е.В. Щенникова

21-125/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Лукойл-Коми"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Щенникова Е. В.
Статьи

ст.7.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
05.03.2024Материалы переданы в производство судье
13.03.2024Судебное заседание
14.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2024Дело оформлено
14.03.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее