74RS0014-01-2022-000115-71
Дело № 2-171/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Верхний Уфалей 24 марта 2022 года
Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Шубаковой Е.С.
при секретаре Емельяновой А.Е.
с участием заместителя прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области Самойловой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора г. Верхнего Уфалея в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верхнеуфалейского городского округа, Управлению образования Верхнеуфалейского городского округа, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 6» о возложении обязанности выделить финансирование и обеспечить охрану образовательного учреждения
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Верхнего Уфалея обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Верхнеуфалейского городского округа, Управлению образования Верхнеуфалейского городского округа, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 6 (далее – МБОУ «СОШ № 6») о возложении обязанности выделить финансирование и обеспечить охрану образовательного учреждения.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой города Верхнего Уфалея проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, о противодействии терроризму в МБОУ «СОШ № 6», в ходе которой установлено, что учреждение осуществляет деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования в Верхнеуфалейском городском округе. В МБОУ «СОШ № 6» физическая охрана и пропускной режим осуществляется гардеробщиком с 7.30 часов до 19.30 часов, сторожем с 19.30 часов до 7.30 часов, учреждение не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, соответствующий договор на охрану не заключен, сторожа и вахтеры, не обладают специальными навыками, специальную подготовку не проходили, спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств отсутствуют, что свидетельствует о неисполнении должностными лицами учреждения требований законодательства о противодействии терроризму, об образовании, возложенных на них обязанностей, а также отсутствии контроля и обеспечения мер по антитеррористической защищённости образовательного учреждения со стороны администрации Верхнеуфалейского городского округа, Управления образования Верхнеуфалейского городского округа, что влечет нарушение законных прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей.
Просит обязать администрацию Верхнеуфалейского городского округа, Управление образования Верхнеуфалейского городского округа выделить финансирование на обеспечение охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МБОУ «СОШ № 6» обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области Самойлова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчиков - Администрации Верхнеуфалейского городского округа, Управления образования Верхнеуфалейского городского округа, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» в судебном заседании участия не принимали, в письменных отзывах просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, исковые требования признали.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает требования прокурора г. Верхнего Уфалея подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. ст. 2, 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указанно, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года предусмотрено, что основными задачами противодействия терроризму являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.
Статья 5 Федерального закона от 06.03.2011 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса). Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Подпунктом «б» пункта 25 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, предусмотрено, что учреждениями третьей категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объект достигается посредством реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объект, а также обеспечения его охраны и инженерно-техническими средствами, и системами охраны.
Пунктом 32 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья (п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Верхнего Уфалея проведена проверка исполнения МБОУ «СОШ № 6» законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, о противодействии терроризму, в ходе которой установлено, что учреждение осуществляет деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования в Верхнеуфалейском городском округе.
Согласно паспорту безопасности, МБОУ «СОШ № 6» присвоена 3 категория опасности.
В МБОУ «СОШ № 6» физическая охрана и пропускной режим осуществляется гардеробщиком с 7.30 часов до 19.30 часов, сторожем с 19.30 часов до 7.30 часов, учреждение не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, соответствующий договор на охрану не заключен, сторожа и вахтеры, не обладают специальными навыками, специальную подготовку не проходили, спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств отсутствуют.
Прокуратурой города по вышеуказанному факту вносились представления об устранении нарушений федерального законодательства: 26.02.2021 года директору МБОУ «СОШ № 6», 17.05.2021 года Управляющему Управления образования Верхнеуфалейского городского округа. Меры к устранению нарушений законодательства не приняты.
Согласно Уставу МБОУ «СОШ № 6» учредителем и собственником образовательной организации является муниципальное образование «Верхнеуфалейский городской округ» от имени которого действует Управление образования Верхнеуфалейского городского округа.
Согласно Положению об Администрации Верхнеуфалейского городского округа, утвержденному решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 31.01.2017 года № 216 Администрация округа является органом местного самоуправления, выполняющим исполнительно-распорядительные функции на территории Верхнеуфалейского городского округа по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Челябинской области.
В рамках полномочий Администрация Верхнеуфалейского городского округа: организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организует отдых детей в каникулярное время; участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В структуру Администрации Верхнеуфалейского городского округа входят функциональные (отраслевые) органы округа, в том числе Управление образования Верхнеуфалейского городского округа, которое наделено правами юридического лица, при решении вопросов местного значения, а также делегированных в установленном порядке отдельных государственных полномочий, подотчетны и подконтрольны главе городского округа и курирующему соответствующее направление заместителю главы городского округа.
В соответствии с Положением об Управлении образования Верхнеуфалейского городского округа, утвержденным решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа 26.08.2015 № 797 предметом деятельности Управления, является обеспечение осуществления полномочий администрации Верхнеуфалейского городского округа в сфере образования на территории округа, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Таким образом, возложение на Администрацию Верхнеуфалейского городского округа и Управление образования Верхнеуфалейского городского округа обязанности выделить финансирование на обеспечение охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не противоречит закону и соответствует содержанию их компетенции.
Прокурор просит установить для устранения указанных нарушений срок для ответчиков - Администрации Верхнеуфалейского городского округа, Управления образования Верхнеуфалейского городского округа в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для ответчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» - в течении четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Указанные сроки суд считает разумным в целях соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При наличии препятствий для исполнения решения суда, ответчики вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки либо рассрочки исполнения судебного решения.
Исходя из изложенного, суд считает, что требования прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 6» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 6» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 29 ░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░